Мы должны научиться более четкому планированию

 

Заседание Президиума ДВО РАН прошло в пятницу 22 декабря во Владивостоке. Оно не было итоговым – полномасштабное подведение итогов 2017 года еще впереди. Но оно позволило, оглянувшись назад, оценить основные проблемы и угрозы на будущее. Тем более что год позади остался не рядовой, а во многих отношениях основополагающий и для ДВО, и для РАН в целом.

1Как отметил в своем вступительном слове председатель ДВО РАН академик В.И.Сергиенко, судя по наукометрическим показателям, с поставленными задачами институты ДВО в 2017-м году справились. Но при этом, по его мнению, в бой были брошены уже, кажется, последние резервы, которые позволяли продвигаться вперед. При этом отчетливо обозначилось разрастание системных проблем. И вот главные из них.

Первая – это катастрофическое сокращение экспедиционных работ. Большинство основных институтов ДВО РАН еще при создании были ориентированы на изучение прилегающих морей. Экспедиционные работы являются для них приоритетными, так как приносят новый материал, дальнейшая обработка которого и приводит к получению новых научных результатов. Без экспедиционных работ деятельность многих наших передовых институтов становится попросту бессмысленной. Океанологи, морские биологи и биохимики могут, конечно, какое-то время протянуть на прибрежных исследованиях, но перспективы в этом нет.

В исследовании мирового океана наши институты давно уже являются полноправными партнерами и даже лидерами многих международных проектов. Но после того, как управление научным флотом перешло в центр коллективного пользования Института океанологии им. П.П.Ширшова, над ними нависла угроза срыва. Под большим вопросом, например, оказалась совместная экспедиционная работа с институтами Вьетнама, Кореи и Китая. Не было вовремя отремонтировано экспедиционное судно...  Не соблюдаются и договоренности о том, что примерно треть всех затрат на экспедиционные работы должна приходиться на дальневосточные институты. Об этом проинформированы и руководство РАН, и ФАНО, подготовлены соответствующие бумаги, но результата нет.

2Вторая насущная проблема – это угроза разрушения нашей корпоративной информационной сети, которую мы формировали более 10 лет и которая охватывает все институты, все стационары Дальнего Востока. Руководство ФАНО не видит ее как целостную информационную систему, предлагая институтам заключать договора на подключение к ней через коммерческих провайдеров. Но это неприемлемо, так как сеть включает в себя сложные элементы, которые неподъемны для одного института.

Наши уникальные базы данных, которые распределенно хранятся частично во Владивостоке, частично в Хабаровске; системы наблюдения за действующими вулканами; единая сеть наблюдения за сейсмообстановкой на Дальнем Востоке; контроль за динамическими процессами на территории Дальнего Востока в режиме реального времени - все это в одночасье может исчезнуть. В условиях дезинтеграции, разрозненности институтов не найдется желающих за свой счет заботиться о формировании наших коллективных систем и баз данных, их поддержании, обслуживании, безопасности...

Этот вопрос у нас постоянно на контроле, но и сегодня, за неделю до конца календарного года он ФАНО еще не решен – денег нет. Конечно, и Хабаровский вычислительный центр, и ИАПУ прорабатывают сегодня разные, в том числе и катастрофические, сценарии развития этой ситуации, но все что они могут, если денег на информационную систему так и не дадут – это своими силами как-то смягчить начальный удар, какое-то время поддерживая работу системы своими силами, за свой счет совместно с наиболее заинтересованными институтами.

Проблема номер три – это старение материально-технической базы. Были времена, когда через приборную комиссию на научное оборудование ДВО выделялось ежегодно 700 млн. руб. После 2013 года это все прекратилось и последние годы приборы институтами закупаются только за счет внебюджетных средств. Оборудование катастрофически стареет и даже центры коллективного пользования ситуацию уже не спасают. У них сегодня нет денег ни на ремонт оборудования, ни на закупку комплектующих. Мелкие поборы институтов друг с друга даже эту проблему решить не могут. Для обновления парка оборудования даже в рамках ЦКП нам сегодня нужны и значительные единовременные финансовые ресурсы, и время.

3Проблема номер четыре: стремительное изменение структуры финансовых затрат институтов. Нарастающими темпами в общих затратах растет доля оплаты труда и в некоторых институтах уже превышает 80 процентов. Понятно, что при такой структуре никакого развития, никакого задела на будущее образоваться не может. Это ненормальная ситуация и руководству институтов совместно с ФАНО нужно стремиться к тому, чтобы в общих затратах фонд заработной платы составлял не более 60 процентов, чтобы оставались средства на развитие и модернизацию парка оборудования.

Следующая проблема, которую председатель ДВО академик В.И.Сергиенко тоже охарактеризовал как системную, – это кадровая яма, куда мы упали сегодня, а копать начали еще в конце 80-х и в 90-х. Тогда из институтов уходило и уезжало много талантливой молодежи, которая теперь-то и должна была прийти на смену учителям. Сегодня мы имеем старшее поколение, имеем талантливую молодежь, а между ними провал, существенно осложняющий процесс обновления руководства институтами. В этом смысле как-то компенсировать этот провал можно, если загодя создать будущим перспективным руководителям условия для работы над докторскими диссертациями. Например, освободив их от дополнительной рабочей нагрузки.

Отдельно остановился председатель ДВО РАН на факторах, которые, по его мнению, вызывают сегодня в институтах социальное напряжение. Это ранжирование НИИ по категориям, а также система исполнения майских 2012 года Указов Президента РФ по увеличению заработной платы, принятая ФАНО.  Сегодня никому не известны имена экспертов, которые присваивают институтам ту или иную категорию, отметил академик В.И.Сергиенко. РАН в этом участия не принимает, хотя, справедливости ради надо отметить, что не принимает в том числе и по вине своих уполномоченных на то руководителей.

- Сегодня говорят, что все эти категории мало что значат, но позвольте, зачем же тогда целые научные коллективы подвергать такому моральному испытанию? Да еще и зачастую несправедливому. Ведь если сравнить показатели, например, Института химии ДВО РАН с показателями других институтов этого направления, то он окажется примерно на 4-м месте в стране. А его определили во вторую группу, в то время как некоторые московские институты с худшими показателями попали в первую. Попали на том основании, что в их истории было больше лауреатов различных премий, но это совершенно не отражает современное положение дел. 

Странно выглядит и механизм исполнения майских 2012 года указов Президента, который привел к тому, что за одну и ту же работу ученые в столицах и в регионах получают разную – в разы – зарплату. Разница была и прежде – из-за отдаленности и неблагоустроенности регионов, особых условий труда… Но Москва ведь не на Северном полюсе находится и уровень цен там не самый высокий в стране. Так почему же там средняя зарплата научного сотрудника более 120 тысяч рублей в месяц, а в Новосибирске только 60 тысяч?

- Мы будем добиваться пересмотра этой ситуации и введения некоего тарификационного справочника, фиксирующего уровень оплаты труда в определенной «вилке» независимо от региона работы, - заключил академик В.И.Сергиенко

4Отдельная проблема, на которой председатель ДВО РАН заострил внимание членов Президиума ДВО РАН - вопросы планирования и отчетности.  В ближайшее время именно они станут одними из решающих факторов развития научных учреждений.

- На днях я просматривал некоторые из отчетов по программе «Дальний Восток». В большинстве своем выглядят они серенько, составлены по минимуму - только чтобы отчитаться. Уверен, что в процессе выполнения работ у многих коллективов были и оригинальные идеи, и яркие решения, но в отчете, в документе, который венчает работу, их не видно. Блеска нет. А ведь документ этот может попасть в руки не только мелкого чиновника, но и руководителя, имеющего возможность поддержать перспективную работу. То же можно сказать и о планах на будущий год. Они составляются зачастую в общей форме, без конкретики, что именно планируется сделать, что будет являться результатом.

Сегодня в РАН проходит очень серьезная дискуссия по поводу планирования. И хотя на 2018 год все пока останется так, как есть, в 2019-м такой номер уже не пройдет. Разные варианты планирования обсуждаются и какой победит неизвестно. Но один из них, например, предполагает некий список приоритетных тем, составленный ФАНО, некий портфель заказов, за которые институты должны будут конкурировать.

- Знаю,- поделился информацией академик В.И.Сергиенко, -  что по распоряжению руководства РАН, будет усилена работа секций и специализированных тематических отделений именно в части планирования. Будут определены приоритетные направления и установлено некое ранжированное финансирование. Есть технологические приоритеты, есть государственные, есть приоритеты государственной безопасности… В рамках этих приоритетов будут выбраны направления для усиленного финансирования, а прочим придется поджаться. И если институт хочет получить финансирование он должен правильно и ярко себя позиционировать.

В первую очередь большая ответственность за улучшение планирования ложится сегодня на руководителей институтов, председателей объединенных советов и руководителей секций. Необходимо резко поднять качество планирования и постараться сконцентрироваться в своей профессиональной ориентации на тех актуальных проблемах, которые могут дать результат не только по наукометрическим показателям, но и в практическом применении. Институты ДВО ежегодно получают более ста патентов, велик список завершенных разработок, которые имеют перспективу практического применения. Но, к сожалению, очень короток список предложений реализованных. На этот аспект нужно также обратить самое пристальное внимание.

Еще одна актуальная задача, на которую нацеливает институты Президент РАН,  взаимодействие региональных научных подразделений с органами власти на местах. Применительно к Дальневосточному отделению, это должна быть комплексная программа участия ДВО в решении социально-экономических проблем Дальнего Востока. Ее предстоит разработать, согласовать с федеральным округом, губернаторами, попытаться встроить ее в социально-экономическую систему региона и через федеральный бюджет, и через источники финансирования на территории.

- Мне кажется, у нас есть резервы с организацией экспертиз и комплексной проверкой отдельных учреждений либо в целом, либо по выбранным научным направлениям. Мы всячески приветствуем междисциплинарные работы, приветствуем сотрудничество институтов и объединение усилий на тех или иных проблемах, если они ведут к реальному конечному результату, - подытожил академик В.И.Сергиенко. 

Искать резервы по повышению качества планирования и усилению контроля за отчетностью работ, осуществляемых на бюджетные средства, руководство ДВО РАН намерено с самого начала грядущего 2018 года, с первых заседаний Президиума ДВО РАН.

5Продолжилось заседание Президиума научным докладом директора Ботанического сада-института ДВО РАН, члена-корреспондента РАН П.В.Крестова «Программа исследований растительных ресурсов в свете стратегии России по освоению Дальнего Востока». Несмотря на платоническое название, в центре доклада оказалось катастрофическое состояние лесов юга Дальнего Востока, что не могло не вызвать самой заинтересованной реакции членов Президиума.  В прениях по докладу выступили академики, Н.Н.Беседнова, Ю.Н.Журавлев, П.Я.Бакланов, члены-корреспонденты РАН Б.А.Воронов, Е.Я.Фрисман,6 директор ФНЦ Биоразнообразия д.б.н. А.А.Гончаров и другие. Академик Ю.Н.Кульчин предложил включить программу защиты и восстановления лесов юга Дальнего Востока в программу социально-экономического развития региона. А академик В.И. Сергиенко, поддержав Ю.Н.Кульчина,  попросил автора доклада составить записку о состоянии наших лесов на имя ВрИО губернатора Приморского края А.В.Тарасенко, взяв на себя обязательство, доставить ее адресату.

Президиум утвердил отчет Дальневосточного отделения РАН об исполнении им государственного задания за 2017 год, который представил на заседании главный ученый секретарь ДВО РАН, член-корреспондент РАН В.В.Богатов, а также отчет по программе фундаментальных исследований ДВО РАН «Дальний Восток», представленный академиком Ю.Н.Кульчиным.

Единогласно члены Президиума согласовали кандидатуру члена-корреспондента РАН Б.А.Воронова на должность научного руководителя Института водных и экологических проблем ДВО РАН и д.с.-х.н. Н.И.Ряховской на аналогичную должность в Камчатском НИИСХ.

7По традиции перед Новым годом председатель ДВО РАН вручил почетные грамоты наиболее отличившимся за год сотрудникам Президиума ДВО РАН. А в заключение поздравил всех присутствующих с наступающим Новым годом, выразив надежду, что год этот во всех отношениях будет лучше своего предшественника.

 

 

 

 

 

 

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН