Секунда и… вечность
100 лет со дня рождения Назарова Николая Алексеевича (1916 – 27 января 1987), известного в 1930 – 1980-х гг. приморского фотожурналиста, лауреата всесоюзных и международных фотовыставок.
Он родился в Москве в семье медиков. В 1917 г. после революционных событий семья переехала во Владивосток. Отец Алексей Петрович работал в городской больнице, имел частную практику, в конце 1920-х гг. начал изучать рентгеноскопию, а когда военно-морской госпиталь получил рентгеновский аппарат, стал первым рентгенологом во Владивостоке. Мать, окончившая курсы повитух, стала акушеркой. Как бы не казалось странным, именно профессия отца пробудила у мальчика интерес к фотографии. Бывая у него в рабочем кабинете, он наблюдал, как проявляются пластины, при красном свете лабораторного фонаря проступают изображения различных органов человека. Но куда более интереснее и увлекательнее этот процесс стал, когда Алексей Петрович подарил сыну фотоаппарат. Николай так увлекся фотографированием, освоил все процессы обработки фотопластин и бумаги, что уже в 12 лет, оказавшись в пионерском лагере, организовал фотокружок. Позднее старшеклассника 9-й школы г. Владивостока Николая Назарова пригласили руководить фотокружком краевой детской технической станции.
Талантливого паренька приметили газетчики, и Николай Назаров стал сотрудничать с газетами «Тихоокеанская звезда» и «Красное знамя». Творческая биография его складывалась удачно. Назарову довелось снимать все знаменательные события, происходившие во Владивостоке, Приморье. В июне 1934 г. на ледоколе «Добрыня Никитич» он выходил встречать легендарных челюскинцев и затем присутствовал на всех митингах и встречах с их участием. Когда Николая призвали на военную службу, он попросился служить на границу. Знаменитые пограничники-следопыты, герои Хасанских событий, освобождение Манчжурии и Кореи в августе 1945 г. запечатлены фотокорреспондентом. Многие его работы того периода хранятся в фондах Центрального музея погранвойск в Москве, в музее боевой славы Тихоокеанского пограничного округа. Все годы Николай Алексеевич был желанным гостем на заставах, поддерживал связи с пограничниками. Он освещал события на острове Даманский в 1969 г., сохранил для потомков свидетельства мужества защитников рубежей страны. За участие в войне с Японией Назаров был награжден медалью «За боевые заслуги», вручили ее с запозданием, в мае 1951 г.
В 1952 г. Николай Назаров стал собственным корреспондентом Фотохроники ТАСС по Приморскому краю. Эта должность поспособствовала его творческим успехам. У него появились профессиональные камеры «Лингоф-техника», «Роллефлекс» – мечта многих фотографов, сменные объективы, дорогие и редкие по тем временам вещи. С их помощью Николай Алексеевич сделал несколько работ, принесших ему золотые медали на международной и всесоюзных выставках: Выступление симфонического оркестра в депо станции Первая Речка, портрет Героя Социалистического Труда кузнеца Федора Сугатова.
Но фотоаппаратура лишь инструмент в руках мастера. Николай Алексеевич, несмотря на то, что имел среднее образование, был гуманитарием: интересовался искусством, любил книги, среди его знакомых были художники, музыканты, актеры, писатели. Все, кто встречался с ним, отмечали его интеллигентность, доброжелательное отношение. Вот эти качества и помогали создавать запоминающие портреты современников, вести фотолетопись событий. Николай Алексеевич не держал секретов, охотно делился с коллегами, начинающими фоторепортерами рецептами проявителей, советами по фотопечати.
Николай Алексеевич Назаров первым из приморских фотокорреспондентов стал членом возрожденного Союза журналистов СССР. В 1959 г. начальник краевого управления кинофикации Е. Зусман предложил ему организовать выставку работ. Она открылась в апреле в кинотеатре «Приморье». Это была первая персональная экспозиция в истории фотографии Приморского края. Но тогда автор не мог показать некоторые свои работы. Только в конце 1960-х гг. на краевой фотовыставке посетители увидели великолепный портрет маршала Василия Блюхера, сделанный Назаровым в 1938 г. на Владивостокском железнодорожном вокзале. Нужно было иметь мужество хранить десятилетия негативы с изображением «врага народа».
Выйдя на пенсию, Николай Алексеевич сотрудничал с краевыми газетами, агентством печати «Новости»; особенно крепкие связи у него сложились с редакцией флотской газеты «Боевая вахта». В последующие годы Назаров заведовал научной фотолабораторией Дальневосточного научного центра.