Именем создателя Института проблем морских технологий ДВО РАН академика Агеева названо новое строящееся исследовательское судно
Закладка океанографического исследовательского судна проекта 16450, стр. № 451, «Академик Агеев» состоялась на новом судостроительном комплексе ОАО «Пелла». Михаил Дмитриевич Агеев (14 мая 1931 — 19 ноября 2005) основал и возглавлял Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН во Владивостоке, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.
На церемонии присутствовали почетные гости мероприятия – начальник Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации, Герой России вице-адмирал Алексей Буриличев, командир войсковой части 40056-Н, капитан 1 ранга И. Капустин, заместитель генерального директора ОАО «Корпорация «Комета» доктор технических наук Дмитрий Литовченко, генеральный директор АО «СПМБМ «Малахит» Владимир Дорофеев, главный конструктор АО «Северное ПКБ» Дмитрий Киселёв, главный конструктор ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», сын академика Михаила Дмитриевича Агеева – Агеев Д. М., руководство предприятия и заводчане.
Академик Агеев — выдающийся учёный и конструктор, основоположник подводной робототехники, руководитель работ по созданию автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) для исследования и освоения океана, организатор, создатель и первый директор Института проблем морских технологий Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ИПМТ ДВО РАН).
Официальная дата организации Института проблем морских технологий ДВО РАН — 1 апреля 1988 года. Институт был создан на базе отдела опытно-конструкторских и экспериментальных работ Института автоматики и процессов управления Дальневосточного научного центра Академии наук Союза ССР (ИАПУ ДВНЦ АН СССР). Основное направлением деятельности отдела состояло в создании автономных необитаемых подводных аппаратов и их систем для исследования и освоения океана. Работы в данной области были начаты в 1972 году в лаборатории систем навигации и управления ИАПУ ДВНЦ АН СССР под руководством доктора технических наук, впоследствии академика, Михаила Дмитриевича Агеева. В своих воспоминаниях «О времени и о себе» (Вестник ДО РАН, № 4, 2001) в связи с 70-летием академик М.Д.Агеев так описывал этот этап своей деятельности по организации работ лаборатории:
«С 1969 года, работая в Дальневосточном политехническом институте, ДВПИ, я работал по совместительству в отделе технической кибернетики Сибирского отделения Академии наук, а когда это отделение было преобразовано в Дальневосточный научный центр, я перешёл на работу в Институт автоматики и процессов управления. Была организована лаборатория систем навигации и управления, и я стал думать, в каком направлении ориентировать её работу. Я прекрасно понимал, что заниматься навигационными приборами и системами управления различными объектами, самими по себе, просто бессмысленно потому, что существовало тогда много крупных современных институтов, организаций Минсудпрома, Минавиапрома и других организаций, которые всем этим занимались. Попытка догнать и перегнать их была бы совершенно безнадёжной. Возникла ситуация, когда нам нужен был свой объект, которым можно было бы управлять. Возникла мысль, что таким объектом, доступным для нас в том смысле, что мы сами его можем создать, является автономный подводный аппарат. В то время здесь в отделении Океанологического института имени Ширшова была хорошая библиотека, в которой имелся журнал «Sea Technology», и я внимательно следил за работами в этой области. Техника такая тогда была в зародыше, были очень популярны обитаемые аппараты, а автономных почти не было. Было, как будто, два аппарата — один для подлёдных исследований UARS, и другой для чисто океанологических измерений. Поскольку некоторый опыт создания таких аппаратов у меня уже был, я и решил направить деятельность лаборатории по этому пути. Здесь у нас появлялось своё поле деятельности, и оно не перекрывалось другими более крупными организациями, с которыми мы не могли конкурировать. В академических кругах поддержали эту идею, и к нашей работе проявлялся определённый интерес, правда, вначале довольно осторожный. Поддержку в этом отношении оказывали тогда члены-корреспонденты, а потом академики, Е.П. Попов и Д.Е. Охоцимский. Так мы стали развиваться, и большую роль в этом плане сыграли договорные работы. Благодаря этим работам мы вышли в передовики в своей области…»
Теперь судно «Академик Агеев» займётся океанографическими исследованиями.