Юрий Сапрыкин: Задача "Сколково" на ДВ – помочь людям создать свой бизнес
Главная задача Фонда "Сколково" на Дальнем Востоке России на первый взгляд проста – помочь людям создать свой бизнес здесь и сейчас. Однако бизнес этот должен быть высокотехнологичным, с высокой добавочной стоимостью, его продукты – инновационными, а деньги инвесторов, которые стартаперам помогает привлекать Фонд – "умными". Что делает команда "Сколково" для того, чтобы превратить большой научный и технологический потенциал ДФО в реальный драйвер опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока рассказал вице-президент по развитию деятельности Фонда "Сколково" на Дальнем Востоке Юрий Сапрыкин.
Справка: САПРЫКИН Юрий Александрович родился в 1981 году в городе Грозном. Окончил школу в Краснодарском крае. Высшее образование и профессию программиста получил в Кубанском государственном университете на факультете прикладной математики. Карьеру начинал в банковской структуре. Ушел с позиции начальника управления отдела автоматизации банка на должность замминистра по молодежной политике Краснодарского края. Затем стал депутатом местного Законодательного собрания, переизбирался на второй срок. Переехал в Москву в связи с назначением на должность заместителя руководителя Агентства по делам молодежи, образования и науки в правительстве РФ. Оттуда перешел работать в Фонд "Сколково". Женат, воспитывает двоих детей.
Нарастить слой инноваторов
– В этом году впервые Фонд "Сколково" провел в Приморье мероприятие в формате технологического фестиваля StartupVillage. Означает ли это, что в ДВ-регионе уже есть серьезное высокотехнологичное сообщество, "слой инноваторов"?
– Такой "слой" здесь есть. Но на сегодня, к сожалению, не приходится констатировать, что этого достаточно для того, чтобы те задачи, которые ставит перед собой Фонд "Сколково" и государство в целом на Дальнем Востоке, были реализованы.
Давайте рассмотрим две вещи. Первая – это наличие потенциала. Вторая – это то, в каком виде этот потенциал находится, и сколько времени должно пройти, чтобы этот потенциал реализовался. Потенциал – безусловно, есть. Есть и система Дальневосточного отделения РАН, сложившаяся достаточно давно, есть и ДВФУ. Если говорить о Дальнем Востоке в целом, есть и Хабаровск, и Якутия, где есть успешные предпосылки для того, чтобы что-то развивалось в сфере научно-технологического бизнеса с высокой добавленной стоимостью.
Но территория ДВ занимает 33%-35% страны, и государство на сегодня ставит перед собой амбициознейшие задачи в части инвестиций, экономического роста этого макрорегиона. Надо понимать, что во многом решение этих задач лежит в плоскости человеческого капитала – и просто физического наличия людей в большом количестве для того, чтобы эту огромную территорию осваивать.
Сегодня констатируется отсутствие оттока с Дальнего Востока, это большая победа для региона. Но необходим приток, 6,5 млн человек – это мало для этой территории и для решения задач по ее опережающему развитию. И, естественно, эта ситуация с демографией декомпозируется на ту инновационную среду, о которой мы сегодня говорим.
– Тем не менее, ДВ-представительство "Сколково", открытое в апреле 2015 года, уже неплохо "обросло" резидентами?
– Фонд "Сколково" на Дальнем Востоке проделал очень большую работу по поиску проектов. Мы отсмотрели уже более 200 проектов, генерированных и академической средой, из предпринимательским сообществом региона. И мне приятно отметить, что сегодня в местном бизнесе есть компании, которые занимаются высокотехнологичным бизнесом, делают свои спин-оффы, и несколько таких проектов являются резидентами "Сколково" на ДВ.
Всего же на сегодняшний день у нас на Дальнем Востоке – 31 резидент. Много это или мало? Наверное, все-таки немного. И даже если таких проектов будет 100, этого тоже недостаточно.
И потому задача Startup Village by THE SEA – не столько собрать вместе тех людей, которые и так уже находятся в нашей "орбите". Задача фестиваля гораздо более стратегическая
– это популяризация научно-технологического предпринимательства как такового и помощь тем людям, у которых сегодня есть только желание или идея, но нет представления, как сделать из идей бизнес, где взять инвестиции.
Вот таких людей прежде всего необходимо собрать и дать им возможность реализоваться. Подтолкнуть их к тому движению, чтобы сегодня это была просто идея, а уже завтра – группа единомышленников, которые становятся резидентом "Сколково", получают нашу поддержку и с нашей помощью создают успешный, прибыльный бизнес.
Регион – материк – весь мир
– Нам, приморцам, очень лестно, что в настоящее время 18 резидентов "Сколково" базируются именно у нас, в Приморье. А если серьезно, почему наш край оказался самым инновационно-активным в ДФО?
– Наверное, в качестве шутки можно сказать, что мы "не дорабатываем" с соседними регионами, потому что физически офис ДВ-представительства "Сколково" находится во Владивостоке. А если говорить объективно, то большое количество наших дальневосточных резидентов "вышли" из академической среды, из институтов ДВО РАН, а Приморье как раз обладает здесь очень большим потенциалом, который нам удалось реализовать быстрее, чем в Хабаровске или, например, в Якутске. Кроме того, в Приморье – по дальневосточным меркам достаточно большое население, здесь, как я уже отмечал, сосредоточена академическая наука, здесь развит бизнес.
Но все-таки надо понимать, для нас каждый проект – ценен и уникален, будь он из Приморья, Магадана или из Амурской области.
Любой проект безотносительно географической привязки может прогреметь на всю страну так, что прославит и себя и родной регион.
– Любопытно, что вы пригласили в качестве жюри и менторов конкурса стартапов во Владивостоке команду финского акселератора Startup Saunа. Как будет коррелирован "европейский" опыт зарубежных гостей с местной "азиатско-тихоокеанской" средой?
– Безусловно, Startup Saunа – это один из самых известных европейских акселераторов. Финны вообще достаточно сильно продвинулись в инновациях, если посмотреть на созданную ими "экосистему", то оказывается, что Финляндия – одна из передовых стран Европы в сфере генерации высоких технологий. Естественно, там есть свои преимущества, связанные, в частности, с тем, что Финляндия – не очень большая страна, там высокая плотность населения. Но сама по себе плотность населения, конечно же, мало что решает, нужно, чтобы был сильный "слой".
Мы регулярно участвуем в хельсинской Slush, крупнейшей научно-технологической конференции в Европе, и я вижу эту среду, вижу, какое количество людей туда вовлечены, вижу, как это работает. Мы считаем это передовой практикой и, конечно, хотели бы такие практики привносить и на Дальний Восток. Учитывая, к тому же, что финны добрались уже и до Японии, Китая, Сингапура. Эти практики признаются уже всем остальным миром, и для нас очень важно формировать ощущения лучших передовых практик, технологий – как в сфере обучения, так и в сфере подходов к работе с научно-технологическим бизнесом.
В этой связи мы попросили наших коллег из Startup Sauna помочь организовать такое мероприятие во Владивостоке. Я надеюсь, что Startup Village на ДВ станет ежегодной, и через несколько лет это даст свои плоды, как это и произошло в свое время в той же Финляндии. И мы будем здесь реализовывать "спящий" потенциал, сублимировать его в какие-то конкретные проекты, в каких-то конкретных людей.
Плюс нам с геополитической точки зрения интересно было бы продемонстрировать жителям Дальнего Востока какие-то европейские практики. Во многом исторически сложившейся тренд в Приморье – это ориентация на страны соседей, страны АТР. Это хорошо, азиатские страны сейчас активно развиваются, но, делая научно-технологический бизнес, все-таки надо мыслить в рамках глобальной конъюнктуры. Невозможно серьезно заниматься чем-то, что будет продаваться локально, на достаточно ограниченных рынках.
В этом смысле связь с Европой – это очень важная история. Важно показать европейцам, что на российском Дальнем Востоке есть ценный потенциал. Важно продемонстрировать нашим дальневосточникам, что Европа – это не какой-то "другой мир", что эти очень компетентные люди готовы прилететь сюда и помогать в интеграции. Вот такая геополитическая задача мероприятия.
В поисках умных денег
– То есть за уровень менторской поддержки со стороны "Сколково" наши стартаперы-дальневосточники могут не волноваться. А как вы оцениваете состояние местной инвестиционной среды, которая, естественно, инноваторов тоже очень интересует?
– Состояние этой среды прежде всего связано с концентрацией денег, капиталов. По тем причинам, которые я описывал выше, концентрация денег на Дальнем Востоке не такая большая. И второе – это ведь должны быть не просто деньги, а "умные деньги". Ведь мы привлекаем тех инвесторов, которые могут привнести что-то в стартап-компанию – экспертизу, знания рынка. А бизнес последних лет был устроен таким образом, что ориентировался на целевые вещи. На Дальнем Востоке, как все мы знаем, он прежде всего был ориентирован на природные биоресурсы. И поэтому людей, которые могут грамотно конвертировать накопившиеся капиталы в венчурное инвестирование, пока очень немного.
Так что, повторюсь, у нас не стоит задача найти людей, которые просто дадут в проект деньги. У нас стоит задача привлечь "умного инвестора", который даст не просто деньги, а будет за них спрашивать и привнесет какую-то отраслевую экспертизу проекту.
Поэтому на сегодня те инвестиции, которые наши проекты получают, это инвестиции из центральной части страны. Тем более что офисы крупных венчурных фондов находятся в настоящее время как раз в Москве. И наши резиденты не могут ждать, пока мы здесь инвестиционную "экосистему" разовьем, им нужны деньги здесь и сейчас. Так что решаем эту задачу тактически.
Стратегия же в том, что коль уж государство поставила перед собой задачу серьезно заниматься развитием ДВ, нам надо формировать здесь такую "экосистему", в которой были бы люди с "умными деньгами", что, естественно, намного сложнее просто найти проекту инвестора. Здесь нужно сформировать региональный пул инвесторов, обучить их, рассказать, как и куда правильно инвестировать.
Мы регулярно в рамках Startup Village организовываем панель для инвесторов, в Фонде "Сколково" есть инвестиционная служба, клуб бизнес-ангелов. Поэтому, конечно же, мы эту задачу на ДВ будем решать. Кроме того, если вспомнить недавно прошедший Восточный экономический форум, можно заметить, что в этом году было много инвесторов из стран-соседей – Японии, Республики Корея. Я думаю, что такая интеграция в реальные секторы экономики – она тоже привнесет определенную культуру. Потому что когда постоянно в регион приезжают люди, которые профессионально занимаются инвестициями, это естественно формирует эту культуру, спрос, стандарты и требования. И наши региональные бизнесмены это видят, понемногу учатся, что в среднесрочной перспективе обязательно даст свои результаты.
– Пока же в местном стартап-сообществе имеет хождение мнение, что в Москве инноватору куда лучше, в "провинции" трудно "выстрелить"…
– Я сам "человек из региона": родился в Грозном, потом уехал в Краснодар и много времени там проработал. Мне специфика регионов, особенностей регионального менталитета очень понятна. Может быть, это и повлияло на то, что я как "вопиющий регионал" стал заниматься в "Сколково" как раз Дальним Востоком.
Конечно, в Москве много ресурсов, много связей и коммуникаций, если мы говорим про бизнес. Это одна сторона медали. Конечно, в Москве жесточайшая конкуренция – это другая сторона медали. Нужно ли всем ехать в Москву делать бизнес? Конечно же, нет. Нужно ли иметь в центре страны департамент по продажам и инвестициям – конечно, нужно. В условиях современных коммуникаций ты действительно можешь находиться где угодно, и масса проектов не требует какой-то географической привязки.
Для меня в целом этот вопрос не "черно-белый", не взаимоисключающий. Компания сама должна выбирать для себя органичный путь развития. Я считаю, что этот путь может быть и таким:
начинаем здесь, вырастаем во что-то большее, открываем офис в Москве для поиска и переговоров по инвестициям и продажам, дальше, я не исключаю, компания начнет сильно расти и откроет офис в Сингапуре или Силиконовой долине.
Для бизнеса, не находясь какой-то частью в Москве, сложно корреспондировать запросы и конъюнктуру, которая есть на сегодняшний день. Не находясь в Сингапуре или в Силиконовой долине, ты не можешь корреспондировать, что происходить на глобальном рынке.
Так что вот так легко "перегрызать пуповину" и уехать с Дальнего Востока в Москву — это неправильно. Да, действительно, ресурсов там много, но борьба за эти ресурсы достаточно ожесточенная, и не факт, что ты в этой борьбе выиграешь. На мой взгляд, здесь надо двигаться поступательно, и если ты занимаешься каким-то проектом, надо проверить его на локальных рынках. Тем более – рядом находится Токио и Сеул, да и до Калифорнии не так уж и далеко. А тут еще вопрос, где инвестиций и инвесторов пока больше – в Токио, например, или в Москве.
Думать в правильную сторону
– Если вновь вернуться к разговору о наращивании в регионе того самого "слоя инноваторов", то какие трудности еще здесь приходится преодолевать?
– Объективно, 75 лет в СССР выхолащивалась любая предпринимательская инициатива у людей. А на сегодняшний день люди, которые пытаются заниматься высокотехнологичными проектами – это все-таки люди, ментально сформировавшиеся в СССР. И, конечно, быстро научить людей зарабатывать деньги – невозможно, они же всю жизнь "не на то" учились. Но мы здесь и находимся для того, чтобы эту задачу решать гораздо быстрее, чем если бы она решалась "естественным", эволюционным путем.
В качестве примера: на недавнем ВЭФ, в ходе организованной "Сколково" питч-сессии наш старший вице-президент по инновациям Василий Белов задавал ряду стартаперам вопрос:
"В обмен на инвестиции вы предлагаете инвестору долю в компании. А почему вы не рассказываете потенциальным инвесторам, куда инвестор в дальнейшем сможет продать эту долю – потому что его задача войти в проект на этой стадии и потом через 3-5 лет эту долю с прибылью продать?"
И если вы не отвечаете на вопрос – с пониманием специфики отрасли, рынков – вряд ли инвестор даст вам деньги сейчас. Это очень важные вопросы. И мы нашим резидентам задаем такие вопросы каждый день. Ведь у нас работа с проектами ведется буквально в круглосуточном режиме: сейчас мы активно работаем над получением грантового финансирования ДВ-проектов от Фонда, вместе дорабатываем грантовые меморандумы.
Тут важно еще вот что: в грантах "Сколково" нужно софинансирование. Для нас очень важно, чтобы проект, который у нас просит денег, уже что-то получил на рынке. Для нас это гарантия того, что рынок верит в эту идею. Ведь в отличие от нас, людей, которые оперируют грантовым бюджетным финансированием, рынок – это люди, которые рискуют своими собственными деньгами и очень чутко к этому относятся. И мы всегда очень признательны экспертам с реального рынка, которые где-то критикуют и подсказывают.
И в процессе составления грантовых меморандумов инноваторы обязаны отвечать на такие вопросы. А многие из них изначально даже не задумывались над этим. Например, проекты из академической среды часто вырастают как научные исследования скорее, чем как бизнес. Но есть и проекты другого рода, например, приморская компания "Ронда", где ребята уже сделали успешный бизнес. Нам не надо задавать им вопрос "А как вы продавать это будете?" Они прекрасно понимают, как они будут продавать. Но так мыслят и работают далеко не все стартапы.
Поэтому – задача сложная, трудоемкая. И, возвращаясь к нашему технологическому фестивалю Startup Village by THE SEA, отмечу, что одна из его задач
– со старта настроить людей, которые приходят с идеями, думать именно в эту сторону – как заработать денег, создать налоговую базу для страны, создать рабочие места для сотрудников. А вот если вы бесконечно будете думать, как получить гранты и доработать в рамках какого-нибудь научного института свою идею, и долго не будете делать из этого бизнес – не совсем понятно, зачем мы все этим занимаемся. Задача Фонда "Сколково" – помочь людям здесь и сейчас сделать свой бизнес.
РИА PrimaMedia