Научный флот РАН объединят в единый центр коллективного пользования
Научный флот РАН объединят в единый центр коллективного пользования
Решение об этом принято в Калининграде на выездном заседании Совета по гидросфере Земли ФАНО
Специализированный центр коллективного пользования, как отметил первый заместитель руководителя Федерального агентства научных организаций Алексей Медведев, создаётся в рамках поручения президента страны.
«Мы выполняем прямое поручение Президента Российской Федерации о создании центра коллективного пользования в структуре организаций ФАНО России. Этот шаг позволит нам обеспечить поступательное развитие научного флота», – отметил он.
Среди основных задач центра – ремонт, содержание судов, а также своевременное и безопасное обеспечение морских экспедиционных исследований. Кроме того, сотрудники ЦКП будут отвечать за подбор квалифицированных экипажей. Наличие в системе ФАНО единой системы управления флотом позволит обеспечить безбарьерный доступ к исследовательской инфраструктуре, как для академических институтов, так и для вузов.
«Для нас принципиально важно комплексное заполнение судов, чтобы появлялись новые институты, новые лаборатории, которые готовы ходить в океан и проводить там исследования. Кроме того, очень активную работу постараемся провести с вузами, чтобы насытить научные группы молодёжью», – подчеркнул А. Медведев.
Заявки на проведение экспедиций на научно-исследовательских судах будут формироваться по принципу одного окна. За формирование и утверждение экспедиционного плана отвечает Совет по гидросфере Земли. Деньги на проведение работ будут выделяться центру в рамках государственного задания в соответствии с утверждённым перечнем работ. Обязанность ЦКП –обеспечить все заявки, включённые в план, судами и судовым оборудованием.
Как отметил директор Института океанологии РАН Роберт Нигматулин, ситуация с научно-исследовательским судном «Академик Николай Страхов» показала, что управлять научным флотом должны профессионалы.
«Содержание судов – это есть профессиональная деятельность, отличная от деятельности чисто научной. Решение, принятое в своё время о том, чтобы передать два судна – «Академик Николай Страхов» и «Академик Борис Петров» двум институтам – ГИН РАН и ГЕОХИ РАН соответственно, было ошибочным. Сейчас мы эту ошибку вынуждены исправлять. Когда у вас одно судно, вы не имеете возможности иметь профессиональный отдел флота. Эксплуатация судов, их содержание, ремонт – это деятельность хозяйственная, отличная от деятельности научной, поэтому это должен быть профессиональный центр коллективного пользования, укомплектованный профессионалами. Академики и члены-корреспонденты должны распределять экспедиции, а как судно ремонтировать, где и как его содержать – должны решать профессионалы», – считает академик.
Модернизацию системы управления научным флотом поддержал Российский профессиональный союз моряков. Появление центра коллективного пользования будет способствовать формированию прозрачной и объективной системы оплаты труда моряков, работающих на научно-исследовательских судах, уверен первый заместитель РПСМ Игорь Ковальчук.
«ЦКП позволит унифицировать зарплату моряков. Сейчас этого нет. Во времена, когда научной флот был в ведении РАН, зарплата экипажей зависела от способности директора того или иного института находить финансирование и абсолютно не зависела от сложности работы, которую вели эти суда», – отметил И. Ковальчук, сообщает пресс-служба ФАНО.