Производительность труда в России: мифы и реальность
Академик РАН Александр Некипелов: Самое главное – уйти от упрощённости в подходах, примитивизации мышления
Владимир Путин призвал не списывать недостаточный рост производительности труда на кризис и недостаток инвестиций и находить возможности достижения целевых показателей – такие, как модернизация производства, создание высокотехнологичных рабочих мест и стимулирование бизнеса
«Производительность труда в России: мифы и реальность» – под этим названием 13 сентября 2015 года прошёл очередной выпуск программы «Что делать?» Виталия Третьякова на телеканале «Культура». Эксперты, присутствовавшие в студии, неоднозначно оценили производительность труда в качестве метрики, характеризующей конкурентные преимущества страны, а также отметили пропагандистский характер заявлений о том, что «мы работаем хуже, чем на Западе».
Подобные утверждения, звучащие от политиков в оправдание низких зарплат, по мнению Виталия Третьякова, демобилизуют и деморализуют российских граждан. «Это же клеймо на стране! Если мы отстаём в три-четыре раза, шансов сократить разрыв очень мало. Получается, что мы всегда будем зарабатывать меньше, чем на Западе? Перспективы нет? Вот и едут туда», – заключил ведущий передачи.
Директор Института экономики РАН член-корреспондент РАН Руслан Гринберг считает, что в силу диффузии технологий, существующей в мире, усреднённые показатели малоинформативны. В одних отраслях Россия отстаёт, в других (например, в ТЭК) – так же эффективна, как страны Запада. По мнению учёного, никакие показатели, в том числе и производительность труда, не стоит фетишизировать: нужно просто развивать экономику, делать её эффективной. В качестве метрики, характеризующей уровень развития страны, Руслан Гринберг предложил использовать принятый экспертами ООН индекс человеческого развития, опирающийся на ВВП на душу населения, образование и продолжительность жизни. «Мантра «вы живёте бедно, но и этого не заслуживаете» начинается во время кризиса. Установка про затягивание поясов контрпродуктивна и не имеет отношения к реальности», – заявил Гринберг.
Академик РАН Александр Некипелов, пояснил, что расчёт подобных показателей подразумевает множество условностей. Адекватно сравнивать можно однородные производственные процессы, сопоставляя затраты с результатами – до тех пор, пока не включился стоимостной фактор. Большие разрывы по производительности труда можно обнаружить не только между странами, но и внутри страны, что, разумеется, не означает, что люди в разных регионах или отраслях более или менее эффективны. «Сейчас модно говорить о том, что производительность труда должна расти быстрее заработной платы. Это никакого отношения к рыночной экономике не имеет», – сказал Александр Некипелов. Самое главное, подчеркнул академик, уйти от упрощённости в подходах, примитивизации мышления. Разумеется, проще всего принимать решения, опираясь на небольшое количество ключевых показателей, но простые решения нередко оборачиваются большими проблемами.
«Производительность не ведёт за собой эффективность, – уверен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. – Производство перемещается в сторону дешёвой рабочей силы, и ослабление национальных валют играет здесь куда большую роль». Эксперт полагает, что производительность труда не в полной мере отражает конкурентоспособность страны. Россия – промышленная страна, поэтому в принципе не может достигать таких цифр по производительности, как США с огромной сферой услуг или как Китай с огромным объёмом незанятого населения, пригодного к выполнению простых операций.
«Производительность труда – важный показатель для принятия внутренних решений, но в основе государственной политики должна быть эффективность и конкурентоспособность, которая не коррелирует с производительностью напрямую», – считает Абзалов. Кроме того, в ряде стран государство намеренно поддерживает отрасли с низкой производительностью труда, позволяя отечественным производителям удерживать рынки. По мнению экономиста, основная проблема России состоит в том, что руководство страны «не определилось с общей парадигмой». Можно проводить даже ошибочную политику, но если делать это целенаправленно на протяжении хотя бы десятилетия, это даст возможность нащупать пути развития «длинным» отраслям от сельского хозяйства до нефтехимии. Одним словом, для достижения устойчивости в развитии России нужна продуманная и эффективная промышленная политика.
Такая политика существовала в СССР, напомнил заместитель директора ЦЭМИ РАН (Центрального экономико-математического института РАН) Анатолий Козырев: «Советские предприятия были чрезвычайно эффективны, решая ровно те задачи, на которые они были рассчитаны – в частности, они полностью решали проблему занятости». Основные проблемы развития сегодняшней России, по мнению учёного, сводятся к недостатку управленческой культуры и неэффективности элиты.
Комментарий profiok.com
«Вышеупомянутая неэффективная элита либо некомпетентна, либо озабочена исключительно своими интересами, – уверен заместитель директора Центра экономического развития и сертификации ИНЭС (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – «Два солдата из стройбата заменяют экскаватор» – это, конечно, шутка, но известны случаи, когда одно и то же отечественное предприятие после смены руководящей команды начинает работать совершенно иначе и производительность труда на нём растёт. Существует масса управленческих инструментов, способов организации производства, постановки процессов, управления проектами, позволяющих оценивать происходящее по целому ряду метрик, вовремя корректировать политику, реагировать на изменения внешней среды. Всё это в совокупности называется стратегическим управлением. Сегодня грамотные управленцы особенно востребованы: командовать производством должны те, кто детально знаком с управленческими и производственными технологиями и в состоянии обеспечить предприятию высокую операционную эффективность. А на эффективное предприятие и рабочие подтянутся. Россияне умеют работать, нужно только грамотно всё организовать и контролировать».
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=2786#ixzz3mKB84Vv1