Девять в одном…

dogdevie chervi 13Широко распространенные виды в большинстве случаев представляют собой столь же широко валентные в отношении факторов среды организмы. Поэтому их изучение весьма важно для понимания фундаментальных механизмов формирования фаун или флор, инвазионных процессов и т.д. Такие организмы тем более интересны, если их ареал простирается и на экстремально холодные территории.

В числе подобных животных – дождевой червь семейства Lumbricidae – Eisenianordenskioldi, имеющий самый большой среди дождевых червей (не космополитов) ареал и распространенный от лесостепей до тундр Сибири и востока ЕЧР и от Подмосковья до Чукотки. Населяет самые суровые регионы Северной Азии. Он описан в 1879 г. и назван в честь выдающегося полярного исследователя. Если бы червь не получил имя А. Норденшельда, ему можно было бы, опираясь на ареал, тоже присвоить титул «полярный», «северный» и т.п.

Трудно представить себе, чтобы такое гигантское пространство занимал один вид, к тому же – с более чем скромными возможностями к расселению, а значит – с ограниченным генным обменом, по крайней мере, между краевыми популяциями.

Предположение оправдалось в самой большой степени! Молекулярно-генетические исследования С. Шеховцова с соавторами из ИЦИГ СО РАН и ИБПС ДВО РАН выявили сложную картину. Как оказалось, E. nordenskioldi представляет комплекс 8 линий, сильно отличающихся генетически и по ареалу друг от друга, но по морфологии неотличимых. Количество попарных замен между последовательностями митохондриального гена цитохромоксидазы 1 разных линийсоставляет 10–15%, а генетическое разнообразие внутри каждой из них – до 5%. Между тем, для большинства животных размах внутривидовой изменчивости составляет менее 2%, а средние различия между видами – около 11.3%. Таким образом, E. nordenskioldi, вероятно, «сборный» таксон, объединяющий много морфологически неразличимых видов.

На северо-востоке России ни одна из описанных 8 линий E. nordenskioldi не найдена. Зато здесь выявлена ранее не известная 9-я. Относящиеся к ней гаплотипы обнаружены также в окрестностях городов Якутск и Карпинск (юго-восток Северного Урала), что указывает на широкое распространение этой линии в прошлом.

Каждая из тестированных популяций 9-ой линии уникальна по генетическому разнообразию, и анализ молекулярных часов свидетельствует, во-первых, об их дивергенции, вероятно, в начале нижнего плейстоцена, во-вторых – об упомянутой выше высокой степени «оседлости».

Судя по распространению и возрасту популяций, 9-й линия пережила на Северо-востоке несколько циклов похолодания–потепления и связанные с ними мощные ландшафтные изменения. Сказанное не удивительно, так как животные этой линии обладают чрезвычайно широкой экологической валентностью в отношении температуры и влажности. Они – рекордсмены холодоустойчивости: переносят до -35°С, а откладываемые им яйцевые коконы и того больше – -45°С. Даже на полюсе холода, в Оймяконской котловине Якутии, температуры в почве на глубине зимовки червей (15-20 см) не бывают столь низки. Но в ледниковое время такая устойчивость была весьма востребована. Черви 9-ой линии переносят и сухость, точнее – настоящую засуху: они могут находиться в воздушно-сухой почве более 2-х месяцев, устраивая из кожных выделений и пылеватых частиц почвы защитную капсулу.  Ни один другой вид дождевых червей столь редким сочетанием способностей не обладает. Поэтому на большей части территории Средней и Северной Сибири E. nordenskioldi живет, как правило, без соседства себе подобных.

Сохранность червей 9-ой линии на Северо-востоке, несомненно, подтверждает представления геоморфологов и палеогеографов об отсутствии покровных оледенений в регионе. Ледники здесь были лишь горно-долинными, что создало предпосылки для сохранности на огромном пространстве от верховий Яны и Индигирки до Чукотского п-ова реликтов разного происхождения: тундростепных, степных, неморальных, темнохвойно-таежных. Они свидетельствуют о преемственности в течение длительного времени, возможно, с раннего плейстоцена, ландшафтов с одновременным присутствием степных и тундровых видов животных и растений получили название «тундростепей». О былом сочетании, казалось бы, не сочетаемого можно уверенно судить по многочисленным останкам животных, захороненным, главным образом, в вечной мерзлоте Якутии, Северо-востока Азии и Северо-запада Америки.

 

С.В. Шеховцов, Д.И. Берман, С.Е. Пельтек. ФИЛОГЕОГРАФИЯ ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ Eisenia nordenskioldi nordenskioldi (Lumbricidae, Oligochaeta) НА СЕВЕРО_ВОСТОКЕ ЕВРАЗИИ. ДОКЛАДЫ АКАДЕМИИ НАУК, 2015, том 461, № 1, с. 118–121

 

Кулу 734

9 сентября S 771

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН