КАЗАКИ РОДИНУ НЕ ПРОДАЮТ
На 75-летие академика Владимира Алексеевича Левина, первого заместителя директора Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН, слетелись гости из Москвы, Новосибирска, Томска, Белоруссии, Узбекистана, Франции – коллеги, ученики, друзья. Были зачитаны правительственные телеграммы, с поздравлением выступила председатель Национального комитета РФ по теоретической и прикладной механике академик Ирина Георгиевна Горячева. С тёплыми словами поздравления в адрес юбиляра обратился директор ИАПУ ДВО РАН академик Юрий Николаевич Кульчин. От депутатского корпуса Приморского края искренние пожелания выразил председатель Законодательного Собрания профессор Виктор Васильевич Горчаков.
Нынешний год для академика В.А. Левина стал юбилейным вдвойне: 75-летие совпало с 20-летием его работы на Дальнем Востоке.
Владимир Алексеевич – выпускник механико-математического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, автор более 300 научных работ, среди его учеников 32 кандидата и 5 докторов наук. Область научных интересов – газовая динамика взрыва, детонация (особенный режим горения), механика реагирующих систем, аэродинамика. Широко известны работы ученого по аэродинамике сверхзвуковых летательных аппаратов. Им определены аэродинамические формы быстролетящих тел, обладающих теми или иными оптимальными свойствами. Предложен новый способ снижения сопротивления тел, летящих со сверхзвуковой скоростью, при помощи подвода энергии к потоку перед ними. В.А. Левиным также созданы математическая модель и численный метод расчёта нестационарных режимов охлаждения пористых объектов с очагами тепловыделения, возникающих в результате природных и техногенных катастроф. Эта работа помогла ликвидации последствий аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Труд Владимира Алексеевича Левина по достоинству оценён, он награждён в 1976 году премией АН СССР им. С.А. Чаплыгина, в 1984 – премией им. Н.Е. Жуковского с серебряной медалью, в 1991 году – премией МГУ им. М.В. Ломоносова I степени. Но самая высокая награда учёного – Государственная премия Российской Федерации, присуждённая академику В.А. Левину в 2002 году.
Рассказывает академик В.А. Левин.
– Госпремия – награда высокая. И тема – «Инициирование и распространение волн детонации в открытом пространстве» – очень серьёзная. Начата она была еще в семидесятые годы минувшего столетия. Но это не только моя заслуга. В частности, это итог работы целого коллектива авторов из разных институтов РАН: Гидродинамики – город Новосибирск, институтов из Москвы – Химической физики, Математического, Института механики МГУ, в котором я работал и продолжаю работать. Чернобыльскую тему мы вели вместе с академиком Вениамином Петровичем Мясниковым, который возглавлял некоторое время Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, но, к сожалению, рано ушёл из жизни. Дружба с Мясниковым и привела меня на Дальний Восток. Большую роль в моей жизни сыграли учителя – академики Горемир Горемирович Чёрный и Леонид Иванович Седов. Они, кстати, отпустили меня во Владивосток на пять лет, а вот задержался на все 20.
– Владимир Алексеевич, самая последняя награда – именная медаль «Нюма Мансон», присуждённая Вам в прошлом году.
– Эта награда означает международное признание учёного. Медаль Нюмы Мансона присуждается международным институтом IDERS за выдающийся вклад в исследование динамики взрыва и реагирующих систем. Французский физик Нюма Мансон основал награду в 1980 году. И за это время её были удостоены 18 человек, среди которых 5 российских учёных. Первый обладатель медали в России – выдающийся учёный, академик Яков Борисович Зельдович, последний – я. С Нюмой Мансоном мы сотрудничали лично. Я был у него во Франции, он приезжал в Советский Союз в восьмидесятых годах. Нюма Мансон родился в Екатеринославле, нынешнем Днепропетровске, в 1913 году. Ребёнком уехал с родителями в Германию, затем во Францию. В 1934 году окончил Парижский университет, в 1937 получил французское гражданство. В годы II Мировой войны был участником Французского Сопротивления. А свой известный центр он создал вместе с профессором Оппенгеймом в 1967 году. Кстати, с Оппенгеймом мне тоже довелось сотрудничать. Интересные люди! А с Мансоном было легко общаться ещё и потому, что он не забыл русский язык, выученный в раннем детстве. Большим подарком для меня стал визит ученика Мансона – Бернара Весьера. Бернар – крупный французский учёный, преемник Нюмы Мансона приезжал на мой 75-летний юбилей во Владивосток и поздравил лично.
– 20 лет Вы посвятили Дальнему Востоку. И, конечно же, у Вас имеются проекты с коренной, дальневосточной направленностью.
– Один из них – Центр коллективного пользования регионального спутникового мониторинга окружающей среды. Видели шары, напоминающие купола, на крыше нашего института? Как правило, все горожане и гости Владивостока их замечают. Это и есть наш системный комплекс. Сегодня мы имеем четырёхантенный комплекс приёма, обработки, поставки и архивирования спутниковой информации в режиме реального времени. Это моя гордость. Пространственное разрешение комплекса – до 250 метров, частота наблюдения – до 1 раза в сутки и не чаще раза в 15 минут. Основная цель создания комплекса – развитие технологий спутникового мониторинга окружающей среды и обеспечение доступа через Интернет ко всему набору как оперативной, так и ретроспективной информации, принимаемой с метеорологических полярно-орбитальных и геостационарных спутников. Большую работу мы выполнили с ТИНРО-Центром. При помощи наших технологий сегодня рыбаки могут прогнозировать сайровую путину определять места максимального улова. Решаем и другие задачи, связанные с исследованием океана, экологическим контролем морей, прогнозированием тайфунов и циклонов. Наш комплекс – удовольствие дорогостоящее, поэтому его создание нам стоило больших трудов и выдержки. Вся проблема упиралась в нехватку средств. Денег ведь на науку выделяется мало. До недавнего времени обработку данных мы вели на ламповых приёмниках, комплектующие детали к которым уже давно никто не выпускает. Теперь перешли на современное оборудование и четыре антенны, что даёт нам большие возможности. Я – научный руководитель проекта, а главный разработчик – доктор технических наук, заведующий лабораторией спутникового мониторинга ИАПУ ДВО РАН Анатолий Иванович Алексанин.
– За годы жизни и работы на Дальнем Востоке Вы, наверное, создали свою команду.
– Моя команда – это люди, которые помогают мне работать над проектом спутникового мониторинга, лаборатория механики жидкости и газа ИАПУ ДВО РАН, которой я руковожу, где коллектив не большой, но мобильный. Мои ученики – кандидат физико-математических наук Николай Луценко, обладатель гранта Президента РФ для молодых учёных, очень перспективная аспирантка Таисия Мирошниченко. А ещё у меня большая команда в Москве – лаборатория из 18 человек в НИИ механики МГУ. Лаборатория исследования газодинамики взрыва и реагирующих систем. Там мы проводим эксперименты. Из своих московских учеников хочу выделить молодого учёного Ивана Мануйловича – лучшего вычислителя России, неоднократно удостаивавшегося президентского гранта, а также талантливую ученицу Татьяну Журавскую.
– То есть Вы делаете ставку на молодёжь?
– Да. Но для тех, кто хочет работать со мной, отбор жёсткий и тщательный.
– И кто же поставляет талантливые молодые кадры?
– В Институте автоматики и процессов управления ДВО РАН работаю с выпускниками Дальневосточного федерального университета, куда вошёл Технический университет или бывший ДВПИ, где я читал лекции, вёл курсовые и дипломные работы. В Москве – это моя родная кафедра вычислительной механики механико-математического факультета МГУ, которой руковожу с 2008 года.
– Механико-математический факультет МГУ давно уже зарекомендовал себя как лучшая школа в области точных наук. Но, к сожалению, его выпускники на Дальний Восток не стремятся...
– На Дальнем Востоке много интересной работы. И мои московские выпускники поехали бы сюда. Но здесь нет условий для жизни. А самое главное для молодого специалиста – это жильё. Дело в том, что наши выпускники настолько востребованы, что сегодня они могут себе спокойно найти работу с жильём и хорошей зарплатой в различных отраслях и ведомствах. У них есть выбор. И даже за рубеж их приглашают. Правда, я почти три года, будучи уже доктором наук, жил в общежитии Дальневосточного отделения по улице Кирова во Владивостоке. Там же жил и покойный Вениамин Петрович Мясников, директор ИАПУ ДВО РАН, приехавший на Дальний Восток уже известным учёным. Но время энтузиастов прошло.
– Согласна. Сегодня каждый вправе требовать за свой труд по заслугам. И об оттоке мозгов в страны с лучшими условиями жизни и работы знают все. А у Вас лично не было возможности уехать заграницу?
– Возможность была, вот желания не было. Я уральский казак, а казаки Родину не продают.
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Мой дед – уральский казак. Он оставил своему сыну, моему отцу, в наследство шашку, передаваемую из поколения в поколение. Потом она перешла ко мне. Таким образом, я чту традиции предков. А сам я родился не на Урале, а в Казахстане, в городе Алма-Ата. Там же провёл свое послевоенное детство. Родители были школьными учителями. Отец преподавал математику, мама – историю. Историю люблю до сих пор, но пошёл по папиному пути. Он мне ничего не навязывал, но кроме обычных программных упражнений давал дополнительно интересные задачки. Это, наверное, и сыграло роль в выборе профессии. Поступил на мехмат МГУ. Играл в университетской сборной команде по волейболу. Была возможность уйти в профессиональный спорт, но отказался в пользу науки.
– А как живётся академику Левину и его команде в условиях реформирования Академии?
– Плохо живётся. ФАНО – искусственно созданная чужеродная организация. Помощи от менеджеров мы пока не получили, а вот бюрократия на порядок возросла. Дошло до того, что авторучку не купишь без тендера. Менеджеры от науки заставляют делать противоестественные вещи. Учёные должны создавать теорию, а не думать, где взять деньги для проведения исследований. Для того, чтобы наука давала отдачу, надо в неё сначала вложить. Кстати, все советские открытия, а эта эпоха в жизни страны была богата на открытия, были сделаны тогда, когда на науку не жалели средств. Но я верю, что всё искусственно созданное уйдёт, как и пришло. Справедливость победит. Очень хотелось бы дожить и доработать до этих времён.
– Успехов Вам, Владимир Алексеевич.
Елена Корнилова