Профессор Виктор Никитенко: "Золотому фонду" населения Дальнего Востока нужны особые меры поддержки
Доктор педагогических наук из Биробиджана, заведующий лабораторией ИКАРП ДВО РАН Виктор Никитенко в рубрике ИА ЕАОMedia "Я так думаю" заявил, что гражданам России, выбравшим для ПМЖ регионы Дальнего Востока и укоренившимся на этих территориях, требуются более широкие меры поддержки. По его мнению, эту категорию жителей можно смело относить к "золотому фонду" населения Дальнего Востока, и внимание к ней со стороны общества и государства должно быть более направленным, а помощь – конкретной.
Речь идет не о дальневосточных аборигенах, которые по определению являются коренными, а о переселившихся в разные времена на эти территории жителях, которые здесь укоренились.
Есть основания считать, что именно коренные и укоренившиеся жители составляют "золотой фонд" территорий Дальнего Востока, ибо они своей жизнью убеждают нас в том, что здесь живется не хуже, чем где-либо еще.
Предположив, что укоренение содержит в себе тайну, познание которой необходимо для решения проблемы дефицита населения в Приамурье и на всем Дальнем Востоке России, сотрудники лаборатории региональных социально-гуманитарных исследований ИКАРП ДВО РАН провели опросы жильцов социальных домов (домов ветеранов) (110 человек), расположенных по переулку Швейному и улице Чапаева в Биробиджане. Вычленение и анализ статистически значимых результатов опроса позволяют сделать следующие выводы:
Большинство старожилов считают себя коренными дальневосточниками, ибо здесь родились, или в детстве приехали с родителями по их добровольному переселению и не помышляли покидать Дальний Восток. Среди других обстоятельств, повлиявших в молодости на переселение в ЕАО или сначала в другие дальневосточные территории, названы: переезд ближе к живущим здесь родственникам или друзьям, к месту работы по оргнабору (вербовке) или по государственному распределению после окончания учреждения профессионального образования, по причине бракосочетания с дальневосточником/цей, остались здесь жить после окончания службы в Вооруженных Силах, после отбывания срока лишения свободы, в поисках романтики, оказались здесь по случайным обстоятельствам.
Некоторые старожилы отметили как особо привлекательные факторы для жизни на Дальнем Востоке черты характера дальневосточников, благоприятную экологическую обстановку и многообразие природных ресурсов.
Значительная часть опрошенных отметила характерные для дальневосточников черты: отсутствие недоброжелательного отношения к людям по национальному признаку и к новым переселенцам, трудолюбие, порядочность, общительность, отзывчивость, неприхотливость в притязаниях.
Среди причин эмиграции населения с Дальнего Востока и ЕАО отмечены: низкая заработная плата, высокие цены на продукты и тарифы ЖКХ, проблемы с трудоустройством и отсутствие перспектив для профессионального роста, неудовлетворительное состояние здравоохранения и не устраивающий уровень социальных гарантий, суровые природно-климатические условия.
В качестве предложений о первоочередных мерах для закрепления и привлечения на Дальний Восток дополнительного населения старожилы назвали: предоставление постоянным жителям Дальнего Востока не реже одного раза в год бесплатного проезда (пролета) по Российской Федерации; снижение тарифов на пассажирские перевозки по Российской Федерации на все виды транспорта; создание новых и развитие существующих градообразующих предприятий; разработку систему и повышение уровня преференций для желающих остаться на ПМЖ на Дальнем Востоке; предоставление жителям Дальнего Востока бесплатных участков для рационального землепользования; компенсация переселенцам на Дальний Восток всех расходов по переселению и первоначальному обзаведению хозяйством; регулярное освещение в федеральных и региональных СМИ условий и преимуществ переселения на Дальний Восток; компенсацию расходов на гастроли по Дальнему Востоку столичным театрам, художественным коллективам и людям искусства; установление повышенных налоговых льгот для дальневосточных бизнесменов, малых и средних предпринимателей; ужесточение ответственности за коррупцию.
Углубленные интервью, взятые у нескольких старожилов по поводу их укоренения в ЕАО, показали, что их укоренение обусловлено генеалогическими факторами (предки, потомки), возможностями для профессионального самовыражения, созданными при их участии общественно значимыми для региона материальными и духовными ценностями. К примеру, укоренившиеся в ЕАО еврейские переселенцы, которые сами и их потомки сегодня составляют в пределах 1% населения области, внесли заметный вклад в общественную жизнь автономии, и не пожелали покидать территорию уже потому, что эти творения им дороги. Как сказал один из интервьюируемых, "дальневосточник – это не просто анкетная характеристика, а состояние души".
Пилотный опрос жителей ЕАО моложе 45-ти лет показал, что у значительной части из них иное, чем у старожилов, отношение к жизни на Дальнем Востоке: более заметны миграционные настроения, стремления к поискам более комфортных природно-климатических условий для жизни, приоритет материальных ценностей над духовными.
Жизненный опыт старожилов показывает, что переселению на Дальний Восток и укоренению здесь может способствовать не только разного рода преференции и возможности для бесплатного получения "дальневосточного гектара". Для укоренения необходимо учитывать многообразие запросов дальневосточников. Коренные дальневосточники – это те люди, благодаря которым российский Дальний Восток остается российским, и они заслуживают большей заботы общества и государства о них, чем это есть сейчас.
Я так думаю!