ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА
На понедельник следующей недели, 20 июля 2015 года, в Тихоокеанском океанологическом институте им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН назначены выборы директора НИИ. Претендентами на должность научным коллективом выдвинуты четверо учёных. До недавнего времени интриги в проведении выборной кампании не было – процедура известна и отработана. Но практически на самом завершающем этапе кампании интрига неожиданно возникла, да ещё какая – из списка кандидатов, согласованного и одобренного во всех инстанциях, от местных до столичных, вдруг исчезла фамилия члена-корреспондента РАН Г.И.Долгих – одного из четверых претендентов, причём, получившего наибольшую поддержку в ТОИ ДВО РАН, Президиуме Дальневосточного отделения Академии наук и Президиуме РАН. Именно этот никем не объяснённый «секвестр» кандидатов и стал причиной собрания учёных Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва ДВО РАН.
Открыл собрание академик Виктор Акуличев, высказавший сожаление, что институт после его ухода с поста директора до сих пор остаётся без руководителя, хотя коллективом проведены все необходимые протокольные процедуры. Взявший следом слово председатель Дальневосточного отделения РАН академик Валентин Сергиенко, напомнил собравшимся этапы прохождения кампании по выборам директора ТОИ ДВО РАН. Он особо отметил, что океанологи – не первые, кто избирает директора института в условиях реформированной Академии, до этого состоялись выборы на Камчатке и в Магадане, и они прошли без эксцессов. Не обещали ничего неожиданного и выборы в ТОИ ДВО РАН. «Всё было абсолютно спокойно, – продолжал В.И. Сергиенко, – но вот неожиданно появляется распоряжение ФАНО только с тремя кандидатами. И всё. Считаю, что этим нарушены многолетние принципы демократического выбора». Академик Сергиенко подчеркнул, что в Академии были времена, довольно непродолжительные, когда руководители назначались указом императора, но значительная часть академической истории связана с демократической процедурой выборов. Дальневосточное же отделение просто не знает другой. При этом и в ДВО РАН и в Академии в целом решающим было мнением коллектива института. Лишь однажды на памяти академика Сергиенко Президиум ДВО РАН не поддержал кандидатуру, выдвинутую Институтом химии, и отдал предпочтение другому. Академик отметил особую роль ТОИ ДВО РАН, его ключевую позицию в Отделении, треть научных направлений которого занята исследованиями Мирового океана. И научному сообществу Дальнего Востока вовсе не безразлично, кто и при каких условиях возглавит институт. По мнению вице-президента РАН академика Валентина Сергиенко, исключение, без каких-либо объяснений, из списка кандидатов одного из них бросает тень как на самого учёного, так на весь коллектив. Есть угроза получить опасный прецедент, когда не считаться ни с традициями Академии, ни с мнением учёных войдёт в правило. «Я изложил свою позицию и руководству Академии, и ФАНО», – сказал председатель ДВО РАН. Валентин Иванович признался, что практически не спал ночь накануне, переживая за ТОИ: «Я знал Васильковского, долгое время работал с Виктором Ивановичем Ильичёвым, а с Виктором Анатольевичем Акуличевым мы взаимодействуем все последние годы, мне больно за институт».
Обсуждая сложившуюся ситуацию, научные сотрудники ТОИ ДВО РАН высказали немало предложений – от деловых и конкретных до вполне революционных: тщательно проверить правильность исполнения процедуры; перенести, сдвинуть или даже отменить выборы; предложить претендентам снять свои кандидатуры; подать президиуму ДВО РАН коллективно в отставку; обратиться к президенту Академии, руководителю ФАНО или даже президенту страны…
Последнее, напомнила собравшимся председатель Приморской региональной организации профсоюза работников РАН, уже сделал объединённый профком.
В итоге двухчасового обсуждения Учёный совет Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН решил обратиться к президенту РАН академику Владимиру Фортову с просьбой вернуть на выборы директора ТОИ ДВО РАН полный список кандидатов: Г.И. Долгих, В.Б. Лобанов, П.А. Салюк, Р.Б. Шакиров.
Текст письма был единогласно одобрен Учёным советом и отправлен в Москву.
Сергей Семенов, Пресс-служба ДВО РАН