Дальний Восток России: на распутье

В последнее время много говорится о новой модели развития российского Дальнего Востока. Но какая концепция лежит в ее основе? Ведь руководящая идея должна вытекать из поставленных Россией перед Дальним Востоком целей. То есть что должен сделать макрорегион для страны? И ответ может быть различным.
Например: установка на усиление транзитной роли Дальнего Востока: «АТР - Европа - АТР», Россия - АТР и др.; повышение валютного вклада в экономику страны (усиление экспортной специализации); ускоренное развитие Дальнего Востока (концессионный сценарий); Дальний Восток - будущий драйвер российской экономики; Дальний Восток - плацдарм для массированного вхождения России в АТР; устойчивое (комплексное) социально-экономическое развитие Дальнего Востока; территориальная дифференциация социально-экономического развития Дальнего Востока (юг - формирование постоянного населения с комплексным хозяйством, север - вахтовая экономика по типу Чукотки). Укрупненно их можно агрегировать в три цели и, соответственно, три концепции, реализующиеся по своим сценариям.
Усиление экспортной специализации с минимальными для России издержками, обеспечение страны наиболее дешевыми (малозатратными) валютными ресурсами. Этой концепции соответствует инерционный сценарий с усилением китайского акцента. Широкое распространение получат концессионные отношения. Они коснутся наиболее масштабных месторождений нефти, газа, железной руды, угля и др. Крупнейшие иностранные корпорации станут главной движущей силой развития региона. Это демонстрируют шельфовые проекты Сахалина. Открытие внутренних инвестиционных и товарных рынков приведет не только к форсированному поступлению значительных иностранных капиталов, но и к росту импорта готовых товаров, свертыванию недостаточно конкурентоспособных местных перерабатывающих производств. Расширится использование иностранной рабочей силы. Местное население будет ей не конкурентно, что создаст предпосылки для усиления его оттока. Повсеместное распространение получат вахтовые методы организации работ. По сути экономического развития эта модель близка современной Чукотке. Возрастут геостратегические риски, снизится управляемость региона со стороны российского государства, создадутся предпосылки для экономической потери Дальнего Востока. Вместе с тем, исходя из соотношения «результаты - затраты», концессионные отношения будут наиболее эффективными. Россия получит значительные финансовые ресурсы для решения с меньшими социальными издержками стоящих перед ней проблем. Подобная задача перед Дальним Востоком уже стояла в 60-70-е годы, когда стране нужно было много валюты для освоения нефтяных месторождений Западной Сибири и прокладки трансконтинентальных трубопроводов. И он ее решил, благодаря чему Россия за счет нефти и газа пережила тяжелые годы рыночных реформ.
Дальний Восток - плацдарм для массированного вхождения России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация этой идеи возможна при движении по национально-либеральному сценарию. Он базируется на усилении транзитной роли региона, диверсификации внешнеэкономических связей (Китай, Япония, КНДР, Республика Корея и др.). Концессионные отношения получат ограниченное развитие в целях недопущения отмеченных выше рисков геостратегического характера. «Заточены» они будут на долговременные российские интересы. Осуществятся масштабные транспортные проекты «Европа - АТР (Япония)», а также нефтегазовые трубопроводы «Дальний Восток - АТР». Драйвером здесь выступит Сахалин с железнодорожными мостами на материк и о. Хоккайдо (Япония). Создание «евразийского моста» - высокоскоростного прямого железнодорожного пути через Сахалин «Япония - Россия - Европа» - уменьшит срок прохождения грузов до 10 суток. Строительство на юге острова тепловой электростанции на парогазовых установках и передача электроэнергии по подводному кабелю станет основой энергомоста «Сахалин - Япония». В дальнейшем к нему может быть подключена Тугурская приливная электростанция. Свое место в этом сценарии найдут нефтеперерабатывающие, нефте- и газохимические предприятия, воспроизводство и использование на интенсивной основе биоресурсов моря и леса.
С точки зрения эффективности этот сценарий будет уступать предыдущему в силу ограниченности привлечения иностранных инвестиций, меньших масштабов концессионных отношений и большей социальности. Поэтому потребуется новая модель внешнеэкономического сотрудничества. Так, учитывая исторический опыт Японии в освоении южной части Сахалина и выше названные проекты, ее можно формировать на базе сопряжения островной и японской экономик. Это позволит области стать центром интеграции (зоны интенсивных контактов) Российского Дальнего Востока и Японии, и рассматривать ее как пилотный проект создания в других субъектах региона, например, в Камчатском крае, подобной зоны экономического сотрудничества.
Претерпит существенные изменения система расселения на Дальнем Востоке. Политика государства будет нацелена на сохранение постоянного населения на юге региона и использовании вахтовых методов организации работ на севере. Это позволит экономить на социальной инфраструктуре, концентрируя ограниченные ресурсы на приграничных территориях России.
Реализовать этот сценарий будет не просто в силу необходимости проведения тонкой экономической политики, не допускающей скатывания в первый сценарий.
Дальний Восток - будущий драйвер российской экономики. Эта концепция базируется на идеи высокой потребности в отдаленной перспективе (во второй половине ХХI века) сопредельных государств не только в традиционных природных ресурсах, но и в пресной воде, пространстве для размещения возобновимых источников энергии (солнечных, ветровых приливных и др.), экологически чистом животном белке (биологические ресурсы моря). Российский Дальний Восток эту потребность удовлетворить способен. Сделать это, не нанося ущерб безопасности нашей страны, возможно при реализации патерналистско-инновационного (национального) сценария развития макрорегиона. Однако он требует значительных государственных вложений в качественную модернизацию экономики. Реализация долгосрочных проектов в области нефте- и газодобычи, транзитного транспорта, магистральной трубопроводной сети, лесной, угольной и рыбной промышленности должно идти на принципах устойчивого природопользования, чтобы сохранить конкурентоспособность наших ресурсов. Это потребует интенсификации воспроизводства возобновимых природных ресурсов, развития перерабатывающих производств, в том числе на основе иностранных инвестиций, и «технологического трансферта», обеспечивающих рост конкурентоспособности продукции на внешних рынках.
Развитие производственной и социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной сферы обеспечит создание трудового потенциала нового качества. При стягивании его на наиболее благоприятные по условиям проживания территории возрастает роль юга региона как места размещения больших и малых селитебных центров. Живя в наиболее обустроенных местах, их население будет работать по всему Дальнему Востоку, в том числе и на вахтовых принципах.
Повышенная затратность этого сценария обусловлена формированием и наращиванием на Дальнем Востоке постоянного населения. Это требует не только повышения качества жизни посредством реализации масштабных экономических проектов, но и непосредственной его поддержки. Основными из них являются:
увеличение размеров дальневосточных надбавок и выплата их из федерального бюджета;
бесплатное высококачественное медицинское обслуживание;
бесплатное высшее образование в рамках Дальневосточного региона;
дотация в размере не менее 50% стоимости строительства жилья и коммунальных расходов;
бесплатный проезд 1 раз в год в западные регионы страны.
Цена подобных мероприятий высокая и измеряется для Дальнего Востока порядком в 1,5 трлн. руб. в год. Поэтому они должны реализовываться постепенно. Важно обозначить вектор и прописать его в специальном Федеральном законе «Об особом статусе развития Дальнего Востока». Тогда жители увидят ориентир отношения государства к региону и смогут с учетом его строить здесь свою жизнь.
В реалии движение Дальнего Востока будет иметь собирательный сценарий и содержать в той или иной степени элементы всех концепций. Но, исходя из политической воли, преимущество сконцентрируется на одной из них. Если акцент будет сделан на текущих проблемах и сиюминутной экономической выгоде  - первом сценарии, если на человеке и стратегических интересах - третьем.
Едиными для всех концепций фундаментальными факторами развития являются природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока, его географическое положение на стыке суши и океана и территориальная близость быстроразвивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона. Геостратегическим фактором, которым нельзя пренебречь при формулировании концепции, является и то, что на Дальнем Востоке проходит зона соприкосновения геостратегических интересов крупнейших стран мира, которым не хватает либо пространства, либо ресурсов, либо зон влияния. Восполнить их они готовятся (пока теоретически) за счет восточных регионов России. Поэтому как никогда созвучны слова президента России В. В. Путина (пресс-конференция, декабрь 2014 г.) о претензиях некоторых стран на наши сибирские территории с обеспокоенностью П. А. Столыпина (1908 г.): «… при наличии государства густонаселенного, соседнего нам, эта окраина (Дальний Восток. - Заусаев В. К.) не останется пустынной. В нее просочится чужестранец, если туда не придет русский человек, и это просачивание уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, и, когда мы проснемся, может быть он окажется русским только по названию».

В. ЗАУСАЕВ, директор ДальНИИ рынка при Минвостокразвития России, д.э.н., профессор.

http://www.toz.khv.ru/newspaper/otkrytaya_ekonomika_/dalniy_vostok_rossii_na_raspute/

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН