Экспедиция в арктический регион
Во Владивосток из длительной арктической экспедиции вернулось НИС «Академик Лаврентьев». 27 ученых из Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН, Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и Института природных ресурсов и Института кибернетики Томского политехнического университета находились в рейсе в общей сложности 120 суток.
«Рейс состоял из трех этапов по 40 суток каждый. Первый этап начался во Владивостоке еще в середине июля, второй – в Петропавловске-Камчатском. Наша же часть экспедиции началась в Тикси, мы прилетели в Якутию и стартовали оттуда, – комментирует руководитель экспедиции, доктор геолого-минералогических наук Олег Дударев. – Целью экспедиции стало изучение глобальных климатических изменений в арктическом регионе. В частности, мониторинг выхода метана на восточно-сибирском шельфе».
В первый раз огромные выходы метана специалисты ДВО РАН обнаружили в 2008 году в экспедиции на научно-исследовательском судне «Яков Смирницкий». Но провести серьезные исследования помешала ледовая обстановка. Следующая экспедиция состоялась уже в 2011 году. Мощные выбросы газа тогда были обнаружены на внешнем шельфе моря Лаптевых. В этом году ледовая обстановка позволила поработать подольше.
Объемы метана в толще дна исчисляются миллиардами тонн. Если он будет активно выходить на поверхность, в атмосфере могут произойти катастрофические изменения, объясняет Олег Дударев. Например, за счет увеличения парниковых газов в атмосфере, их разогревания, а в дальнейшем – таяния мерзлоты, которой, словно панцирем, покрыта Арктика. Проблема глобальная, но такие масштабные участки для исследования есть только у России – например, восточно-сибирский шельф, аляскинский шельф.
Ученые выходят на полигоны (три в море Лаптевых и еще два — в Восточно-Сибирском море), картируют расположение сипов (участков дна, где из пластов горных пород высвобождаются газы). На точке максимального проявления сипов происходит пробоотбор воды, донных осадков (попросту – грунта), воздуха. Сейчас все пробы в морозилках. Ученым предстоит анализ образцов в лабораториях. Часть из проб обработают в Стокгольмском университете в рамках договора о совместных исследованиях.
Выход метана нельзя прекратить, говорят ученые. И пока затрудняются сказать, как парниковый газ влияет на природу прямо сейчас. Сейчас их задача – мониторить процесс, следить, не происходит ли усиление выбросов. И попытаться спрогнозировать, что случится в ближайшем будущем.
В этом году Ледовитый океан встретил экспедицию приветливо, без штормов. Зато в Японском море 14 суток пришлось идти по безобразной погоде, скорость ветра доходила до 30 м/с, рассказывает капитан судна «Академик Лаврентьев» Александр Парубенко.
Хорошая погода ученым сыграла на руку – они испытали в условиях экспедиции автономный необитаемый подводный аппарат «Платформа», который ранее испытывали во Владивостоке. Робот, созданный за восемь месяцев Институтом проблем морских технологий ДВО РАН совместно с ТПУ, представляет собой небольшую желтую «торпеду». С его помощью можно наблюдать за обстановкой в толще воды – измерять глубину и температуру, выдавать информацию о качестве морской воды, изучать дно.
Сейчас, объясняет аспирант института кибернетики Томского политехнического университета Евгений Першин, на аппарате навешаны датчики, камеры, светильник и микрокомпьютер, который всем этим управляет. «Оборудование работало, но из-за высокой мутности воды на видео было плохо видно обстановку. В целом аппарат хорошо себя показал в условиях крайнего севера. В следующем году или через год мы планируем участвовать в похожей экспедиции в Восточно-Сибирском море, море Лаптевых. Возьмем направление на исследование пузырьков метана – съемка видео, сбор и обработка показаний датчиков», – отметил Евгений.
Малогабаритный аппарат удобен в эксплуатации, в том числе на мелководье. А вообще его можно использовать на глубинах до 500 метров и при волнении моря до трех баллов, говорит научный сотрудник лаборатории систем управления Института проблем морских технологий ДВО РАН Андрей Багницкий. И добавляет: «Модульная архитектура позволяет встраивать в него различные системы. И в перспективе ученые смогут получать стереоизображение».
На снимках:
НИС «Академик Лаврентьев» на стоянке в Тикси; НИС «Академик Лаврентьев» подходит к ледоколу на дозаправку у Певека; отбор гидрохимических проб; отбор проб осадков с помощью бокскорера; подводный робот «Платформа» готовится к погружению; подготовка виброкорера к работе