ЛАЗЕР ПОМОЖЕТ РЕМОНТИРОВАТЬ СУДА

Научные сотрудники Института автоматики и процессов управления ДВО РАН тестируют в лаборатории новое оборудование. Робот-манипулятор привезли из Германии. Сейчас идёт его наладка, чтобы железная рука могла  управлять лазером.

«Мы можем  подвести её в любое место. Точность этого устройства – полмиллиметра, то есть очень высокая. С помощью этого устройства будем наплавлять различные детали», – рассказывает младший научный сотрудник Института Дмитрий Пивоваров.

Лазерную технологию в судоремонте используют во многих странах мира. В нашей стране первым её освоит Приморский край. Главная составляющая технологии – не манипулятор, а волоконный лазер мощностью 1000 ватт. Он изготовлен в России и по уровню КПД – один из лучших в мире. Его закупают  и США, и Германия, и Япония. Луч невооруженным глазом не разглядеть, лазер работает в инфракрасном спектре. Но ему вполне под силу расплавить металл. На этом и основана инновационная технология.

«Есть поверхность, на эту поверхность подаётся порошок, очень мелкие крупицы вещества. Они попадают в лазерный луч, в нём расплавляются, подложка тоже плавится. Всё это остывает и получается сплав – новый материал», – поясняет директор ИАПУ ДВО РАН академик Юрий Кульчин.

Сейчас для восстановления судовых деталей в Приморье используют несколько методов. В основном это напыление и сварка. «Существующими методами мы вынуждены напылять всю поверхность, что приводит к потере качества детали и к потере времени. С появлением лазерных технологий мы можем ремонтировать только те фрагменты, которые повреждены», – подчёркивает заместитель директора по техническому развитию «Дальзавода» Виктор Габонов.

Планируется, что уже в следующем году в цехах завода начнут работать по-новому. Учёные ИАПУ ДВО РАН обещают, что за это время доведут технологию до ума, после чего оборудование будет работать на нужды производства.

Всеволод Крапивин

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН