«Рейдерский захват»: дальневосточный научный флот предложили передать в управление московскому институту

 

big preview ship oparin 1Сегодня, 26 февраля, учёные Дальневосточного отделения РАН ожидают «приговора» своему Управлению научно-исследовательского флота.  Очередное заседание Совета по гидросфере Земли при ФАНО России должно «поставить» точку в вопросе о передаче научного флота ДВО РАН в центр коллективного пользования при московском Институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

О грядущем изменении «прописки» научных судов УНИФ ДВО РАН, которые сотрудники Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва ДВО РАН, Института биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН, сахалинского Института морской геологии и геофизики ДВО РАН и других научных организаций Дальневосточного отделения РАН считают своими и которыми пока ещё распоряжается Центр коллективного пользования «Научный флот ДВО РАН», ученые узнали постфактум – после объявления 21 января на заседании Совета по гидросфере Земли решения ФАНО о создании центра коллективного пользования (ЦКП) «Научный флот» при Институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Это только в плане структуризации научных организаций, который ФАНО представило широкой общественности в прошлом году, декларируется принцип открытости: «Структуризация научных организаций проводится на основе предложений научных организаций, открытого общественного обсуждения программ развития, информирования научного сообщества о мероприятиях в рамках структуризации». На деле всё получается иначе.

«К сожалению, Положение о ЦКП «Научный флот» было подготовлено без обсуждения с морскими институтами Дальнего Востока и, на наш взгляд, требует существенной переработки, считает  директор ТОИ ДВО РАН  Вячеслав Лобанов. – Серьёзные опасения вызывает предложение передать все научно-исследовательские суда, береговую инфраструктуру, а также управление финансовыми потоками на содержание флота в один конкретный институт. Это противоречит принципу коллегиальности управления, лежащему в основе ЦКП».

Кроме того, считают дальневосточники, передача Управления научным флотом ДВО РАН в Институт океанологии им.П.П. Ширшова РАН, –«несомненно, имеющий богатый опыт, но находящийся в Москве» –неизбежно приведёт к потере оперативности при решении вопросов содержания судов во Владивостоке, особенно, при проведении экспедиций. «Такой подход не учитывает государственные приоритеты России по развитию Дальнего Востока, освоению морей восточной Арктики и Тихого океана».

Среди аргументов столичных чиновников в пользу единого федерального ЦКП – нынешнее «непрофессиональное управление флотом», иллюстрацией к которому послужила ситуация с судном «Академик Николай Страхов», принадлежащим Геологическому институту РАН (Москва). В августе 2013 года после аварии в Индийском океане судно было пришвартовано в порту Коломбо. Расходы по ремонту должны были лечь на фрахтователя –«Моргеослужбу», однако эта организация своих обязательств не выполнила, в результате чего у института образовался долг перед портом в размере 200 тысяч долларов. Вернуть корабль удалось лишь недавно, когда ФАНО согласовало с правительством вопрос о дополнительном финансировании работ по ремонту, и после переговоров с местными властями при участии специалистов Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН было восстановлено жизнеобеспечение экипажа. В декабре прошлого года ремонт был закончен, судно покинуло порт Коломбо и прибыло на родину, что символично, 21 января 2016 года – в день объявления о создании единого Центра коллективного пользования научным флотом.

«Решение, принятое в своё время о том, чтобы передать два судна – «Академик Николай Страхов» и «Академик Борис Петров» двум институтам – было ошибочным, – заявил по этому поводу директор Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН академик Роберт Нигматулин. – Сейчас мы эту ошибку вынуждены исправлять. Когда у вас одно судно, вы не имеете возможности иметь профессиональный отдел флота. Эксплуатация судов, их содержание, ремонт – это деятельность хозяйственная, отличная от деятельности научной, поэтому это должен быть профессиональный центр коллективного пользования, укомплектованный профессионалами. Академики и члены-корреспонденты должны распределять экспедиции, а как судно ремонтировать, где и как его содержать – должны решать профессионалы».

Однако в ДВО РАН обвинений в непрофессиональном обращении с флотом не поддерживают – все суда и береговая инфраструктура в регионе находятся под единым руководством Управления научно-исследовательского флота ДВО РАН, при котором и действует дальневосточный Центр коллективного пользования научно-исследовательскими судами. Здесь сформировался коллектив, способный грамотно содержать и эксплуатировать флот, ежегодно проводить не один десяток экспедиций, в том числе крупных комплексных, в рамках международных программ «Глобальная система наблюдения Мирового океана», «Газогидраты склона Сахалина», «Совместные исследования окраинных морей Азии»…

«Экспедиционные исследования не прекращались и в 1990-е годы, когда их финансирование Академией наук свелось к нулю. Развитие сотрудничества с соседними странами (Япония, Корея, Китай), а также США, Канадой, Германией, Тайванем и Вьетнамом позволило проводить морские исследования в постперестроечный период и, главное, сохранить научный флот, квалифицированный персонал экипажей судов и научных отрядов», — отмечает Вячеслав Лобанов.

И то, что сейчас, после десятилетий работы в условиях жесточайшего недофинансирования, найденных способах всё-таки проводить экспедиции и добиваться результатов, отработанных схемах согласования работ с российскими институтами, зарубежными инвесторами и даже Минобороны, их лишают права самостоятельно управлять флотом, задевает учёных ДВО РАН за живое. Так, что даже в своём коллективном обращении на имя президента РАН академика Фортова, министра по развитию Дальнего Востока Галушки, руководителя ФАНО Котюкова и дальневосточного полпреда президента Трутнева сотрудники Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва ДВО РАН называют процесс «имеющим признаки рейдерского захвата».

По словам заведующего лабораторией палеоокеанологии ТОИ ДВО РАН Сергея Горбаренко, сотрудников института возмущает и тот факт, что вся первичная уникальная научная информация, полученная в экспедициях, будет уходить в первую очередь московским коллегам, что поставит Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН в привилегированное положение и снизит вес дальневосточных учёных в научном мире.

- В случае создания центра коллективного пользования при любом институте вероятен конфликт интересов, и даже если ЦКП создаётся вне институтов, но какой-то из них имеет особое влияние (лоббистские мощности) на процедуру принятия решений, – оценил ситуацию директор Института экономических исследований ДВО РАН академик Павел Минакир.

По его мнению, централизация иногда необходима, но она объективно имеет определённые пределы, сверх которых доставляет больше проблем, чем предоставляет преимуществ.

«Как правило, централизация управления имущественным комплексом целесообразна, когда он либо выставляется на продажу единым лотом, что в случае флота делать глупо, либо супернеэффективно используется или попросту раскрадывается, либо предполагается его использовать как залог для суперкрупного заимствования или привлечения инвестиций (что не предполагается в данном случае). В остальных случаях речь идёт скорее о каких-то управленческих удобствах для контролёров или же о намерении сконцентрировать в одних руках ресурс, который в случае распылённого контроля недостаточен для удовлетворения имеющихся потребностей –например, институту нужно использовать одновременно 15 судов, а у него в распоряжении есть только пять, тогда полезно прибрать к рукам весь флот и выделить себе любимому 15, а оставшиеся предложить всем остальным. Но существует и ещё одна задача централизации – консолидация ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях, имея в виду поддержание флота, ремонт, строительство новых судов, если денег нет, то может в некотором отношении помочь единый механизм определения таких приоритетов», –отмечает академик Павел Минакир.

По словам специалиста управления имуществом ФАНО Федора Кононкова, создание центров коллективного пользования – часть государственной политики в области управления имуществом образовательных и академических научных организаций. Хотя на данный момент существует множество нерешённых пока вопросов, касающихся их деятельности: «У ЦКП нет единого регламента деятельности, не определены правила наследования имущества, определения прав интеллектуальной собственности». Словом, можно было бы ещё подумать, поработать над регламентами, посоветоваться с научным сообществом, но… спешку и некую кулуарность в решении вопроса по флоту можно объяснить горячностью, с которой Федеральное агентство спешит выполнить наказ президента Владимира Путина, данный в конце 2014 года, – о создании центров коллективного пользования. Или чьей-то явной заинтересованностью в организации ЦКП именно при Институте океанологии им. П.П Ширшова РАН.

Чтобы соблюсти интересы и ФАНО по эффективному управлению флотом, и собственные – по оперативному решению задач, касающихся проведения морских исследований, дальневосточники предлагают федеральному агентству создать два ЦКП – Восточного (Тихоокеанского) и Западного (Атлантического) направлений. Но, судя по словам Вячеслава Лобанова, эту идею даже обсуждать не собираются и, как показало заседание Совета по гидросфере Земли 19 февраля, концепция одного центра управления флотом при Институте им. П.П. Ширшова РАН фактически утверждена. Хотя надежда на то, что в последний момент случится «высшее» вмешательство, может, с помощью общественного мнения, и положение о ЦКП «Научный флот» будет возвращено на стадию обсуждения – на этот раз открытого, с привлечением всех морских институтов страны, – у учёных Дальневосточного отделения РАН всё-таки остаётся.

Анна Ярцева, VladNews

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН