ВИЗИТЫ ПРЕССЫ В ПРИМОРСКИЙ ОКЕАНАРИУМ
СТАНУТ РЕГУЛЯРНЫМИ
Два дня руководство Федерального государственного бюджетного учреждения науки Научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» Дальневосточного отделения РАН принимало гостей – журналистов местных и центральных газет, телеканалов, рассказывало о буднях океанариума и показывало его вполне здоровых и весьма активных морских питомцев. Можно было также оценить живость рыб и морских млекопитающих, их отменный аппетит, познакомиться и поговорить с сотрудниками, увидеть работу комплекса изнутри.
Заявленный ещё в стадии проектирования и строительства как один из интереснейших, если не самый интригующе привлекательный туристический и познавательный объект не только Владивостока, Дальнего Востока России, но и всего Тихоокеанского региона, Приморский океанариум до последнего времени оставался самым изолированным и закрытым. Такая сверхсекретность и таинственность порождала самые невероятные слухи и вымыслы. Масла в огонь подлила и возникшая не так давно уголовная тема в истории со стройкой океанариума. И хотя под следствие попали руководители строительства, тень от коррупционного скандала упала и на научных сотрудников.
Между тем, как отметил и.о. зам. директора по научной работе Океанариума к.б.н. Вадим Серков, сегодня у продолжающего строиться Научно-образовательного комплекса сразу три «няньки» – генеральный заказчик объекта, генеральный подрядчик стройки и федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Причём у последних в этом списке и прав, как у последних. Или как у квартирантов, снимающих угол у строгих хозяев-строителей. Которые, почему-то, несмотря на всю строгость, всё никак не могут достроить Океанариум, хотя открыть его обещали ещё к саммиту АТЭС 2012 года.
К этому эпохальному событию в истории Владивостока сотрудники Океанариума готовили программу с участием морских обитателей, которую готовы были представить вниманию глав государств и правительств стран, входящих в АТЭС. Но подвели строители, не успевшие сдать объект к сроку. И сегодня ввод в эксплуатацию главного корпуса всё откладывается, хотя, как уверяют, его готовность составляет 90 процентов.
Пока строители героически справляются с оставшимися 10 процентами, научные работники Океанариума и его морские и пресноводные питомцы обитают в научно-адаптационном корпусе. Весьма многочисленна коллекция морских млекопитающих – 26 животных: два сивуча, три моржа и три дельфина – тихоокеанских афалин, 5 морских котиков, две байкальские нерпы и 11 белух.
Лобастым китообразным в отличие от других животных выделили отдельную «квартиру» – водный участок на акватории бухты. Хотя называется он громко – База изучения морских млекопитающих, но на деле представляет два земляных мола, понтонный вольер для белух и несколько неприхотливых рабочих домиков для тренеров и охраны. Большая часть небольшого стада – молодые животные, взрослых белух всего две, они отличаются от сородичей более светлой, белой окраской. К ним в гости журналисты попали во время тренировки, совмещённой с обедом. Пока тренерский состав рассказывал о своих подопечных, белухи охотно позировали перед фото и видеокамерами, явно ожидая от снимавших угощения, «сачкуя» от упражнений.
Остальные питомцы живут в бассейнах научно-адаптационного корпуса. И хотя находятся они под одной крышей, но в разных залах: одни, на воле обитающие в северных морях, – в холодном зале, другие – в тёплом. Но разница в температуре отнюдь не влияет на успехи в обучении животных. Это нам наглядно продемонстрировал в холодном зале молодой сивуч Айка, азартно отфутболивавший мячи своему тренеру Владимиру Маслову, за которым с завистью наблюдал из-за ограждения вольера его более старший и «весомый» собрат. А в тёплом зале афалина Вася не только порадовал случайных зрителей своими акробатическими номерами, но и порадовался сам, окатив одного из телеоператоров водой из бассейна прямо по пояс.
Пресноводные представители дальневосточной природы проявляли полное равнодушие и к гостям, и даже к заведующему биологическим отделом Океанариума Михаилу Стрельцову. Но только до тех пор, пока он высыпал в бассейн содержимое красного ведёрка – водная гладь в момент вскипела от проявивших неожиданную прыть проголодавшихся подводных обитателей. Кстати еду для рыб и их мальков сотрудник океанариума разводят сами. Именно разводят, как рассказал сотрудник биологического отдела Артём Герасименко, в круги его обязанностей входит выращивание сверчков, тараканов и прочей не слишком симпатичных насекомых, которые идут на корм рыбам. Млекопитающих, напротив, кормят рыбой и головоногими моллюсками. Причём рыбку закупают у производителя, и хотя делают это через процедуру аукциона, обходится она учреждению в копеечку. «Не проще ли самим выращивать рыбу для дельфинов и ластоногих, ведь вы же сравниваете Океанариум по характеру работы с небольшим рыборазводным заводиком», – спрашиваю у Михаила Стрельцова. Заведующий биологическим отделом категоричен в ответе – нет! Животных кормят исключительно той рыбой, что прошла как минимум двухмесячную заморозку – это убивает паразитов…
Если бы мороз помогал так облегчить и решение всех прочих проблем Океанариума…
Сергей Семенов,
фото Ольги Васик