Что может быть нового в лесной науке?
Люди часто ищут места «где не ступала нога человека»… Люди всегда ищут что-то уникальное… А что же у нас? На территории юга российского Дальнего Востока есть удивительное место – Верхнеуссурийский стационар ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, организованный известным ученым В.А. Розенбергом в 1973 году. Здесь, посреди активных лесозаготовок, сохранился уникальный зеленый уголок леса, который не испытывал человеческого воздействия 1000, 2000 и более лет!!! И это даже древнее лесов Амазонки
Нас часто спрашивают: «Что может быть нового в вашей лесной науке? Что человек еще не знает про лес – он растет себе и растет, в нем же все просто…, а деревья, их так легко посчитать…». Несмотря на это распространенное мнение, дальневосточные леса хранят в себе удивительные загадки.
Долгое время трудоемкой работы в тиши дальневосточной тайги позволило открыть нам удивительные свойства девственных лесов. Мы начали приоткрывать завесу тайны, понимать, как живут и сосуществуют деревья, столь различные по своим особенностям, и насколько цельная и удивительная система – ненарушенный лес, и как ценно то, что имеет в своем распоряжении юг Дальнего Востока!
В последние годы, впервые в России, здесь была создана уникальная пробная площадь размером 25 га для изучения популяций лесообразующих видов деревьев. Представьте себе, пробную площадь размером почти с целую сопку! И каждое дерево на этой пробной площади учтено, про каждое мы узнаём, сколько оно росло и при каких обстоятельствах оно появилось, что помогло расти, а что мешало…
Такая работа не бывает быстрой, отдача от нее не происходит мгновенно, но знания, которые получаются при такой работе, просто необходимы для жизни.
«Все это хорошо, ‒ скажет обычный человек, ‒ но что простому человеку с таких рассуждений? Какая в этом польза для всего человечества и для жителей края?». А польза все-таки есть…
Суровые условия времени, изменяющийся климат, приток загрязненных воздушных масс с соседних стран – все это угрозы для нашей территории. И наши дальневосточные леса, как теплым одеялом, укрывают своим покровам каждого жителя края и оберегают его от всех угроз. И именно во времена этих перемен, происходит уничтожение этого одеяла, и вместо зеленого леса остаются раны пожарищ и вырубок…
«Но почему же так происходит, ведь всё пользование лесом было научно обосновано, рассчитано, да и лес – ресурс возобновляемый?» ‒ спросит все тот же человек.
К сожалению, все забывают, что лес не только возобновляемый, но и истощаемый ресурс… Построенные честные расчёты лесопользования были сделаны 40‒50 лет назад, и с тех пор много достижений появилось в науке и ничего из них не дошло до практики.
Например, стало ясно, что восстановление леса происходит гораздо и гораздо медленнее, чем считалось: для того, чтобы просто лес вырос, нужно не 20, не 40 лет, а столетия! А чтобы получить качественную древесину в лесу – нужно больше 1000 лет! А у нас за последнее 40‒50 лет всю территорию прошли рубками по два ‒ три раза. Именно поэтому мы видим голые безлесные пространства, именно поэтому в ближайшие годы лесозаготовительная отрасль на территории края подвергнется серьезным испытаниям и может быть разрушена. Уйдут люди из лесных поселков, развалятся предприятия, опустеют территории…
Но и это еще не самое страшное. Страшнее удар стихии, сдерживаемый сейчас лесом. Тогда последствия тайфуна «Лайонрок» покажутся еще слабыми…
Лес, как и любая природная система, хранит в себе еще много загадок, и именно поэтому мы будем снова и снова возвращаться в лес, изучать его и учиться у него.
Ольга Ухваткина,
с.н.с. ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, к.б.н.