Что происходит с моржом и белым медведем на Чукотке в последние 25 лет?
На прошлой неделе в Институте биологических проблем Севера ДВО РАН состоялся расширенный семинар лаборатории экологии млекопитающих. С научным докладом "Влияние потери ледовых местообитаний в Чукотском море на тихоокеанского моржа и белого медведя" выступил к.б.н. Анатолий Кочнев.
Ниже
предлагаем вниманию читателей интервью ученого
Лед как место для жизни
Что происходит с моржом и белым медведем на Чукотке в последние четверть века? Как им выжить? Об этом шёл разговор со старшим научным сотрудником Лаборатории экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера ДВО РАН, кандидатом биологических наук, членом рабочей группы по белому медведю Международного союза охраны природы Анатолием Кочневым.
Моржи лишаются платформы
Анатолий Кочнев начал с рассказа о том, в каком состоянии сегодня находятся воды арктических морей, о том, что с начала 90-х годов прошлого столетия в районе Берингова пролива началось резкое изменение ледовой обстановки, которое отражается и на изменении погоды – зимы стали всё теплее, а море замерзает всё позже. Потепление климата представляет серьёзную угрозу для арктических животных, которые связаны со льдами.
– То, что идёт таяние льдов в Арктике, – это факт, и многие морские животные теряют свою платформу для жизни, – отметил Анатолий Анатольевич. – У них всё меньше возможностей для добывания пищи. Особенно это заметно стало в XXI веке.
Первую часть лекции Анатолий Кочнев посвятил тихоокеанским моржам, численность которых в результате потери льдов снижается. Так, в 1980 году их было не менее 300 тысяч, а в 1990-м – чуть больше 200 тысяч.
– Последний учёт этих животных был в 2006 году, я в нём участвовал, и мы насчитали лишь 129 тысяч моржей, – заключил Анатолий Кочнев. – Можно предполагать, что это тоже связано с потерей льдов.
Почему? Да потому, что моржи используют лёд как платформу для отдыха. Сейчас их жизненное пространство меняется, животным приходится преодолевать огромные расстояния для поиска пищи в море, перемещаясь туда, где ещё есть корм, главным образом, моллюски, составляющие основу их рациона. Без наличия льда это становится делать всё сложнее.
– Перед Новым годом Чукотское море полностью не замерзало, и моржи продолжали выходить на берег, чего в это время раньше не было никогда. А на берегу они подвержены панике, от испуга давят друг друга, в результате – сотни и тысячи трупов, – добавил кандидат биологических наук.
В согласии с природой и медведями
Переходя к разговору о белых медведях, учёный ещё раз отметил, что процесс потепления идёт быстро, но пока звери успевают приспосабливаться. Каждый год, к примеру, белые медведи десятками скапливаются на прибрежной полосе в поисках пропитания. На берегу они находят довольно много пищи, потому что киты тоже стали проникать далеко в Арктику из-за отсутствия льдов. Там они иногда гибнут, их туши выбрасывает на берег. Кроме того, как уже говорилось, отсутствие льдов заставляет моржей в огромных количествах отдыхать на лежбищах, где они, травмируя друг друга в тесноте, тоже гибнут и таким образом становятся кормом для белых медведей.
– За последние годы медведи чаще начали находиться вблизи населённых пунктов, – продолжил Анатолий Кочнев. – Между тем расширение контактов с людьми, а также рост хозяйственной деятельности в Арктике ведут к прямому уничтожению хищников.
Таким образом, констатирует учёный, изменение климата приводит к изменению численности и распространения животных, связанных со льдом.
– Если потепление будет продолжаться, мы не сможем спасти Арктику, – уверяет Анатолий Кочнев. – Она просто станет другой.
Один из слушателей посетовал, что на белых медведей коренному населению запрещено охотиться, а тюленей и моржей при этом разрешается добывать.
– Я считаю, что это неправильный подход, так как полное отсутствие официального промысла белого медведя, который, кстати, является составной частью культуры коренных народов Чукотки, не приведёт к увеличению популяции этого зверя, – отреагировал на реплику слушателя Анатолий Анатольевич. – Если человек уже воздействует на экосистему, например, добывая тысячи тюленей, которыми питается медведь, то, таким образом, надо изымать и какое-то количество хищника, в данном случае белого медведя. Иначе в экосистеме возникает дисбаланс, и на определённом этапе белым медведям будет просто не хватать корма. Регулирование должно быть на всех уровнях экосистемы.
Однако проблема с животными всё равно остаётся, вымирать животные будут не из-за охоты, а из-за потери льдов, вызванной потеплением и в результате человеческой деятельности. Всем же понятно, что контролируемое изъятие из природы того или иного количества животных наносит меньше вреда популяции, чем потеря ключевых местообитаний в результате неконтролируемой человеческой деятельности.
– А как вы, Анатолий Анатольевич, живя на природе по нескольку месяцев, уживаетесь с умкой? – был и такой вопрос.
– Пытаюсь жить в согласии с природой и медведями.
Справка «КС»
Впервые Анатолий Кочнев оказался на Чукотке ещё студентом, и с тех пор уже более 30 лет занимается научной работой. Он изучает моржей на побережье Чукотского и Берингова морей, исследует повадки белых медведей на острове Врангеля, являясь сегодня, по многочисленным отзывам, одним из лучших в России специалистов по белому медведю. Кандидат биологических наук, активист Региональной общественной организации «Совет по морским млекопитающим», член Союза фотохудожников России. Кроме того, Анатолий Кочнев лауреат литературной премии имени Юрия Рытхэу в номинации «Публицистика» за книгу «Рождённые в северном сиянии».
Иван Омрувье