Приморью угрожает нашествие тигров из зоопарков
Эксперты из Приморья резко раскритиковали программу восстановления амурского тигра на участках исторического ареала обитания, согласно которой предлагается выпускать в дикую природу хищников, выращенных в неволе. Это спровоцирует рост конфликтных ситуаций между человеком и тигром на территории. Такое мнение было озвучено на заседании общественного экспертного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае/.
Программа, которую уже положили на стол руководства Росприроднадзора, предполагает разводить хищников в Центре реинтродукции амурского тигра "Кучелиново", построенном на деньги "Роснефти" на месте популярной горнолыжной базы в Шкотовском районе. "Хорошо охраняемый центр имеет большие изолированные вольеры с растительностью, где подрощенные тигрята могут жить и питаться без контакта с человеком, а также смогут приобрести навыки успешной охоты на диких копытных животных", – говорится о центре реинтродукции в документе за подписью директора Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН академика РАН В. Рожнова.
Ну а местные ученые открыто говорят, что за спиной автора программы уже давно остаются "потемкинские деревни", и ввязываться в новую авантюру, еще и опасную для человека, категорически нельзя: "Мы уже имеем брошенный реабилитационный центр в Уссурийском заповеднике, который содержать некому. А Алексеевка, которую содержим всем миром? Теперь Кучелиново. Такое ощущение, что надо просто освоить капиталовложения, закопать деньги в землю".
В России сейчас реализуется программа реинтродукции (восстановления) леопарда, да и в Приморье был опыт разведения в неволе и выпуска в природу медведей. Но медведи и леопарды – не тигры.
"Если в случае с дальневосточными леопардами риск оправдан, потому что леопард – миролюбивое животное, которое не нападает на людей, да и нет других научных основ для сохранения леопарда, кроме как начать программу по репродукции. То с амурским тигром ситуация совершенно другая. И в рамках реализации предложенной программы мы гарантированно получим увеличение конфликтных ситуаций в виде нападения на сельскохозяйственных и домашних животных, на человека. Ведь зачастую именно это случается с животными, выпущенными из зоопарковой системы. Если эта программа будет реализовываться, то она напрямую коснется населения Приморского края. И это тот случай, когда мнимая борьба за экологию может нанести огромный вред", – отметил директор Дальневосточного филиала Центра "Амурский тигр" Сергей Арамилев.
Руководитель отдела по связям с общественностью Амурского филиала WWF Василий Солкин подтвердил, что в последние годы были прецеденты, когда поручневший в процессе реабилитации тигр выпускался в дикую природу, а затем его приходилось отлавливать, потому что он становился социально опасным.
По словам научного руководителя ФНЦ биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН академика РАН Юрия Журавлева, программа вредная и отвлекает внимание от реальной ситуации.
"Думать, что мы в зоопарке разведем три-четыре десятка тигра, выпустим их в дикую природу, и они программу нам выполнят – это надувательство. Если даже частично эта программа будет выполнена, она повредит существующей популяции тигров. Если тигр, который привык к людям, пойдет с другим тигром в тайгу и вместе они кого-то съедят, то пойдет цепная реакция. Поведение животных будет изменено, их придется изъять из природы", – сказал Журавлев.
И.о. руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому края Виталий Тимченко назвал документ сырым и подчеркнул, что не ожидал такого от московского института. К тому же есть акт осмотра территории центра в Кучелиново, где говорится, что он не готов к приему тигров. "Тигры – не кролики, возможны эксцессы", – уточнил он.
Эксперты обратили внимание на то, что в странной программе от ИПЭЭ имени А.Н. Северцова общим объемом на семи страницах не указаны ни источники, ни объемы финансирования. А ведь реинтродукция амурского тигра – дело дорогостоящее. Затраты сопоставимы с бюджетом специально уполномоченных органов по охране объектов животного мира.
Да и вообще в России нет необходимости сохранять амурского тигра способом выпуска из неволи. Более чем 20-летний мониторинг на территориях четырех дальневосточных субъектов федерации говорит о стабильном росте численности группировок тигра в местах, где прикладываются усилия по охране природы со стороны государства и общественных организаций. Именно на восстановлении территорий, где обитают краснокнижные хищники, и предложили остановиться эксперты, а программу отклонить, в будущем учитывая мнение и привлекая к разработке специалистов-практиков этой области.
ИА PrimaMedia.