ДВО РАН не исключает новых открытий
Скажите, читатель, когда в последний раз вы бывали, например, в музее Института биологии моря? А в минералогическом музее? Что, никогда не бывали? Вот то-то и оно…
– А меж тем в нашем городе пять научных музеев, которые работают с посетителями, реализуют образовательные программы и даже, как Ботанический сад, имеют живые экспозиции, – говорит Лилия Кондрашова, координатор образовательных программ музея Института биологии моря имени Алексея Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук, руководитель проекта «Путешествие в науку. Наука в путешествии». – Вообще, академических музеев, таких, как наш, довольно много в России. Но есть нюанс: основная наша работа – научные коллекции. То есть для академических музеев деятельность по просвещению вторична. В некоторых музеях нет даже сотрудника, ответственного за проведение экскурсий, например, или работу с посетителями. Это не наша задача. Но мы стараемся развивать работу по образованию и просвещению, хотя и не можем себе позволить массовый поток посетителей.
Вот в поисках выхода из такого своеобразного конфликта интересов и возникла у сотрудников сети музеев ДВО РАН идея создать необычный проект, рассчитанный… на семьи с детьми.
Маршруты приМорские
– Мы хотели реализовать нечто серьезное, такое, что позволит нам осмыслить роль научного музея в региональном образовательном пространстве, даст возможность привлечь аудиторию, с которой мы практически не работали. Между тем нам часто – особенно летом – звонят горожане и спрашивают: как к вам попасть, можно ли прийти с детьми? Вот исходя из всего этого полтора года назад все пять музеев ДВО РАН решили попробовать воплотить идею в жизнь, – рассказывает Лилия Геннадьевна, – и сели писать заявку на конкурс, который проводит один из известных благотворительных фондов. В итоге выиграли грант на реализацию проекта, а также возможность проконсультироваться у ведущих российских специалистов музейного дела.
Назвали мы проект «Наука в путешествии ПриМорье». Ведь мы живем при море, у нас в Академгородке многие институты занимаются морскими исследованиями – от геологии до биологии. В проект вошли пять музеев ДВО РАН: минералогический музей Дальневосточного геологического института, музей Института биологии моря, Ботанический сад, музей природы моря Морского заповедника, океанариум. И состоял он из двух частей, двух маршрутов… Первый давал семьям-участникам возможность пройти по всем пяти музеям и выполнить игровые задания. А какие – становилось ясно из тех путеводителей, которые разработал каждый музей.
– Мы прекрасно понимали, – говорит Лилия Геннадьевна, – что наша экспозиция, как и любого из пяти музеев, не адаптирована под маленького ребенка. Малышу, конечно, интересно увидеть кости синего кита, но этого недостаточно. Поэтому решили адаптировать экспозиции под детей, то есть создать такие элементы, которые позволят ребенку самому сделать какие-то открытия.
Возраст участников проекта обозначили от 5 до 9 лет. И оказалось, что очень непросто даже разговаривать с ребенком такого возраста. Как выяснилось, мы можем много говорить, а вот сделать так, чтобы он слушал…
Поэтому сделали интерактивные задания. Во время маршрута по музею ребенок должен был все их выполнить и таким образом достичь главной цели. Какой?
А все просто. Начинался наш маршрут так. Кукла – рак-отшельник – говорит: «Ребята, я рак-отшельник, я расту, а мой домик – нет. И мне нужно найти новый домик…». И ребята, ориентируясь по своим путеводителям с заданиями, слушая нас, искали для рака новый домик. В процессе поиска дети узнавали, как питаются морские черви, выбирали водолазный костюм, разбирались, в какой раковине жить удобнее – двустворчатой или брюхоного моллюска. И в конце концов выяснялось, что рак может жить в самой большой раковине – моллюска нептунеи. Равнодушных или тех, кому неинтересны были маршруты, не было. А ведь дети еще и приобрели знания, вот так, играючи…
А теперь, папа, мы идем в экспедицию
Музеи разработали маршруты и путеводители, все они были объединены единой темой, но каждый имел свой собственный сюжет. Пройдя по всем пяти маршрутам, побывав во всех музеях, семьи-участники могли приступать ко второму этапу проекта – экспедиции.
– Когда наши участники, – говорит Лилия Кондрашова, – приходили в первый музей, они вместе с путеводителями получали еще карту путешественника. И мы объясняли, что посещение всех музеев и выполнение заданий – это подготовка к экспедиции на море. Да-да, обычный и такой привычный нам вид отдыха может стать познавательным, даже захватывающим.
Семьи, которые проходили три маршрута (потому что на остров Попова, разумеется, попасть не так просто и не все могли туда добраться), получали диплом и могли готовиться к собственной экспедиции. И проводить во время отдыха исследования. В этом им должен был помогать дневник открывателя морских тайн «Я живу у моря», в котором ребенок может вести заметки, рассказывать, каких существ или какие природные явления он видел. А на сайте проекта naukamoredeti.ru мы выкладываем разные сведения, которые помогают им определять минералы, например, растения на берегу и так далее. Все семьи, проходившие маршрут, могли зарегистрировать на сайте свои экспедиционные отряды и находиться с нами в постоянном диалоге. Они присылают нам отчеты, фотографии, задают вопросы, которые мы переадресуем нашим научным сотрудникам, и обязательно получаем ответы, отправляем их обратно.
В итоге всей этой работы – а в проекте приняло участие 307 семей (весь маршрут, кроме острова Попова, посетили 240 семей) – мы поняли, что такой необычной аудитории, как семьи с детьми, очень интересны наши музеи.
В ладошке не вода, а чудо
– Я так понимаю, что сложнее всего было пройти музей на острове Попова?
– Да. Это же островная территория, очень сложно уложиться в поездке туда в один день… Нужно ехать с ночевкой. Но ведь 44 семьи не испугались такой перспективы! И поехали. И получили огромное удовольствие, ночуя в палатках. У нас в проекте была семья из Дальнегорска, так вот они прошли все музеи за пять дней! Девять километров шли пешком! И написали на сайте, что это было удивительное приключение.
Второй этап проекта – экспедиции – завершится к сентябрю, и тогда мы сможем узнать, какие тайны открыли наши путешественники, что интересного узнали, как организовывали свои экспедиции.
А в октябре мы проведем морской научный фестиваль – как итог всего проекта…
Нас часто спрашивают, мол, правда, что обычные люди могут участием в таких проектах как-то помочь науке? Разумеется! Понимаете, семьи отправляются на отдых в самые разные места, даже до Максимовки добираются, а наши научные сотрудники работают в определенных точках и побывать везде не могут, да и станций по краю у нас не так много. Поэтому рассказы о том, какие растения обнаружили на берегу моря в том или ином районе Приморья, каких интересных морских животных видели, действительно важны. Летом в теплые воды наших заливов приходят, бывает, тропические виды медуз, рыб, даже птицы необычные залетают. Если нам будут сообщать о таких встречах, нам это очень интересно. Даже известия о массовых заморах рыб или цветных приливах… Наши ихтиологи, специалисты по медузам с интересом ждут известий от участников проекта. Вообще, в мире сейчас активно развивается явление, которое называется «гражданская наука». Это когда научное сообщество к определенным видам работы привлекает увлеченных любителей. Мы к этому пока привыкаем, ведь такой формат требует диалога, открытости научных институтов, привыкших все же жить в некотором академическом удалении… Но уверена, у нас гражданская наука тоже приживется, и наш проект тому доказательство.
– Что будет представлять собой морской фестиваль?
– Итог проекта. Выставка, составленная из находок путешественников, сделанных во время экспедиций (на данный момент мы получили отчеты от пяти семей); встречи с научными сотрудниками; мастер-классы. Пока что программа еще продумывается, мы стараемся сделать так, чтобы интересно было ребенку и двух, и 14 лет. Фестиваль состоится 8 октября.
– В чем была главная цель проекта и выполнена ли она?
– Мы хотели сформировать у наших участников ощущение «мы – приморцы», дать им понимание того, что море для нас всех очень важно, оно нуждается в изучении и охране.
Знаете, когда в нашем музее маршрут подходил к концу, мы говорили детям: «Вот вы на море зачерпнете воду в ладошку и будете знать, что в ней живут микроводоросли, личинки раков-отшельников, что в ней все живое. Такое же, как вы…».
Мы не ставили запреты, не читали нотаций, лишь старались мотивировать на исследование, задавание вопросов и ощущение чуда жизни. Думаю, это нам удалось.
Еще мы всегда подчеркиваем при работе с семьями: увидел морского ежа, посмотрел, сфотографировал – выпусти в море. Не рви цветок, не ломай дерево. А если увидел раковину-домик, посмотри, не живет ли кто внутри. Живет? Отправь раковину в море.
Также, уже основываясь на полученных отчетах и эссе, мы поняли, что в темы будущих наших маршрутов неплохо включать и безопасность на море. Многие ведь боятся того, чего не знают, но не хотелось бы, чтобы отношение к природе формировалось у ребенка на основе страха. Важно научить его действовать правильно в разных ситуациях.
– Проект уже фактически завершен, но вдруг кто-то захочет попасть к вам в музеи?
– Мы думаем о том, чтобы на несколько дней снова открыть маршруты в сентябре. Об этом будет написано на сайте. Кроме того, любой желающий может скачать на нашем сайте naukamoredeti.ru дневник исследователя и делать наблюдения во время отдыха на море, общаться на сайте со специалистами.
Собираемся ли мы будущим летом возобновлять проект? Это сложно… Не хотелось бы, конечно, чтобы он был разовым. Еще во время планирования мы говорили: это большая работа, очень много усилий, делать ради одного сезона смысла нет. И сегодня идет обсуждение, как нам сделать проект постоянным. Первая сложность – в нехватке сотрудников. Одни и те же люди разрабатывали путеводитель, вели маршруты, адаптировали экспозицию и при этом выполняли свою основную работу. Вторая сложность – в финансировании, и мы ищем новые гранты, новых спонсоров.