Некоторые результаты изучения систематики морских беспозвоночных в Камчатском филиале ТИГ ДВО РАН

 

Рисунок1Казалось бы, видовой состав основных групп живых организмов в таких доступных местах, как прибрежные воды развитых стран, включая Россию, уже хорошо известен и заниматься его изучением здесь бесперспективно, а что-то действительно новое и интересное для науки можно найти только в экзотических и труднодоступных биотопах, например, на глубоководных гидротермах или в желобах на дне океанов. Но оказывается, что уделом систематиков являются не только описания единичных, мелких, редких и не очень понятно кому, кроме них самих, нужных живых существ, а наоборот, зачастую крупных, массовых, ландшафтообразующих видов, которые, при попытке их определить, оказываются новыми для науки. В основе же подавляющего большинства зоологических, гидробиологических, зоогеографических, а также биохимических и многих других исследований должно лежать правильное видовое определение изучаемых живых существ: каждый специалист должен знать, с каким объектом он работает – это важно для повторяемости результатов. Поэтому систематика, использующая как классические морфологические методы, так и новейшие молекулярные, не утрачивает актуальности как для узких специалистов, так и для глобального понимания состояния биосферы.

Об активности работ в области систематики наглядно свидетельствует таблица с указанием новых для науки таксонов (видов, родов, семейств), описанных в последние годы лишь двумя сотрудниками КФ ТИГ ДВО РАН – Надеждой и Кареном Санамян, или с их непосредственным участием:

 

Группа

Новые

 

виды

рода

семейства

Губки (Spongia)

1

-

-

Актинии (Actiniaria)

17

5

1

Кораллиморфарии (Corallimorpharia)

1

-

-

Гидрозои (Hydrozoa)

1

1

-

Моллюски (Mollusca)

21

1

-

Асцидии (Ascidiacea)

45

3

1

Итого:

86

10

2

 

 

В результате их работ, число известных видов для фауны региона в некоторых случаях возросло многократно; например, для прикамчатских вод количество известных видов актиний увеличилось с 5 до почти 50, то есть на порядок.

Благодаря многолетнему сотрудничеству с коллективом ООО «Подводремсервис», обеспечивающему на собственном судне «Чайка» выходы в море и водолазные работы для сотрудников КФ ТИГ и других институтов, участвующих в совместной работе, планомерные исследования выявили более 30 новых для науки видов гидробионтов, описания более половины из них уже опубликованы. Появилась даже традиция называть некоторые виды в честь членов экипажа «Чайки», помогающих уже более двадцати лет научным сотрудникам в полевой работе [1, 2, 3] (рис. 1). Cреди наиболее широко распространенных в северной части Тихого океана видов актиниид из родов Urticina и Cribrinopsis [1], самые крупные экземпляры вновь описанного вида Urticinagrebelnyi (рис. 2) достигают размера 20-литрового ведра, а из стрекательных капсул этого вида выделены новые вещества, имеющие обезболивающий эффект [4]. С противоположного берега Тихого океана, из вод Британской Колумбии (Канада), где фауна считается хорошо изученной, также описаны массовые новые виды актиниид с мелководья, собранные дайверами [5] (рис. 3).

Мелководье интенсивно изучаемой многими странами Антарктики тоже до сих пор преподносит сюрпризы: в коллекции из десяти видов морских анемон (рис. 4), собранной немецкими и чилийскими дайверами, и описанной сотрудниками КФ ТИГ, три вида оказались новыми для науки, один из которых отнесен к новому роду [6].

Наиболее интересным результатом последних лет стало описание нового семейства актиний, обитающих в стеклянных губках (рис. 5, слева). Причём первое их изображение было опубликовано Максом Шульцом (Schultze, 1860) еще более 150 лет назад. На его рисунке (рис. 5, справа) изображена стеклянная губка из рода Hyalonema, которая выглядит как бокал на ножке из длинных силикатных спикул; в теле губки показаны красные кружочки с лучами. История открытия стеклянных губок сама по себе очень интересна. Впервые в руки европейских зоологов этот организм попал в виде японского сувенира, привезенного из Страны Восходящего Солнца (рис. 6). Его природа была совершенно непонятной, некоторые специалисты даже считали, что это полностью поделка японских мастеров. Потом некоторое время полагали, что это скелет восьмилучевого коралла, вроде горгонарий, также имеющих осевой скелет в своих ветвях. Сходство с горгонариями усиливало наличие коралловых полипов, на верхней части ножки из длинных спикул (рис. 7). Но у кораллов не бывает стеклянного (силикатного) скелета, а спикулы были силикатными. В итоге поняли, что это губка, но интерпретировали ее по-разному: рисовали «вверх ногами» или считали, что тело и ножка губки – это два вида, один паразитирующий на другом. Коралловые полипы на ножке оказались симбиотическими зоантариями, которые, как потом выяснилось, часто встречаются на ножках стеклянных губок. Несколько лет назад у берегов Японии немецкие гидробиологи сделали свежие сборы, в которых оказалась и эта губка. Её послали в Москву, в Институт океанологии РАН, специалисту по губкам К. Табачнику. А он обратился к специалистам КФ ТИГ ДВО РАН, сказав, что внутри тела губки сидят какие-то актинии. Первой реакцией было – такого не может быть, наверное, перепутали с зоантариями. Но на поверку оказалось, что это действительно актинии, морфология которых настолько отличается от всех известных, что они были описаны как новый вид и новый род Spongiactisjaponica и выделены в отдельное семейство Spongiactinidae [7]. Именно эти актинии и изображены в виде красных кружочков в теле губки на иллюстрации Шульца, выполненной в 1860 году, но за 150 лет их природа не была выяснена.

Бескрайние просторы Тихого океана еще очень слабо изучены, и новые виды встречаются повсюду. На глубине около 4 км с помощью беспилотного погружаемого аппарата, который управляется с научного судна, сотрудниками американского Исследовательского института Аквариума залива Монтерей сфотографировали на дне большой, 30 см в диаметре, массивный «блин» с короткими щупальцами по краю (рис. 8). По словам американского коллеги, за 25 лет исследований они встречали этот вид всего 4 раза. На пятый раз им удалось собрать манипулятором один экземпляр, поднять его на поверхность и зафиксировать. С просьбой об определении, вместе с экземпляром другого вида, его выслали нашим сотрудникам (хотя в США есть и свои специалисты по актиниям). Обе актинии оказались новыми для науки видами, а типовые экземпляры будут храниться в Зоологическом институте РАН в Санкт-Петербурге [8].

Всего несколько стран, включая Россию, имеют обитаемые аппараты, способные работать на больших глубинах и на гидротермах Срединно-Атлантического хребта и Тихого океана. Глубоководные гидротермы представляют собой оазисы жизни, где большая биомасса сосредоточена на очень небольшой площади (часто всего несколько десятков квадратных метров), а вокруг, на многие сотни километров, простирается почти безжизненное илистое дно. Сборы морских анемон, сделанные на гидротермах с помощью отечественных глубоководных обитаемых аппаратов МИР-1 и МИР-2, также поступают в работу специалистам КФ ТИГ (рис. 9). В них много новых видов, но только часть этого материала пока описана [9], и работа с ним продолжается.

Однако, важны не только описания новых видов. Эксклюзивной оказалась находка небольшой актинии (рис. 10) на глубине 4262 м в точке географического Северного Полюса, в ходе героического погружения обитаемых аппаратов МИР-1 и МИР-2 в августе 2007 года. Это была поистине уникальная экспедиция к макушке Земли, за которую ее участники впоследствии получили государственные награды в Кремле. В средствах массовой информации много говорилось о водружении флага России на дно в точке Северного Полюса. Пустынное дно под ледовым панцирем там покрыто толстым слоем ила, частицы которого настолько мелкие, что, взмучиваясь от малейшего движения, почти не оседали и не рассеивались при отсутствии течений в этом затерянном мире. Лишь небольшие бледные актинии встречались на этом илу. Их удалось заснять на видео и даже собрать один экземпляр. Этот экземпляр был передан специалистам КФ ТИГ ДВО РАН на определение и оказался ранее описанным, но малоизвестным арктическим видом Bathyphelliamargaritacea. Столь уникальный сбор вряд ли будет повторен, пока полярные льды не растают. Статья с описанием находки была опубликована в журнале Polar Biology под названием «Самый северный вид в мире» ("Bathyphelliamargaritacea (Cnidaria: Actiniaria): the most northern species of the world") [10].

Работа систематиков идет полным ходом, пополняя инвентаризационный список живых организмов нашей планеты, открывая их тайны и углубляя понимание естественных процессов. С полным списком новых таксонов, описанных сотрудниками КФ ТИГ ДВО РАН можно ознакомиться на сайте филиала: http://www.terrakamchatka.ru/newsp.htm.

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН