Главное предназначение «Дальневосточного учёного»
Доклад главного редактора газеты «Дальневосточный ученый» Н.Н. Малышевой на заседании Президиума ДВО РАН 23 октября 2015 г.
Уважаемые коллеги!
«Дальневосточный учёный» – газета Дальневосточного отделения Российской академии наук выходит уже почти 42 года. (Первый номер четырёхполосной тогда газеты вышел 4 января 1974 года). В Свидетельстве о регистрации были записаны основные цели создания нашего издания. Изначально перед журналистами ставились задачи: всесторонне освещать деятельность Дальневосточного научного центра (тогда), достижения учёных Дальнего Востока, вопросы организации научных исследований, труда и быта учёных». Газета должна стать связующим сообщество дальневосточных учёных звеном.
Именно в этом главное предназначение «Дальневосточного учёного» – быть связующим звеном для научных сотрудников Дальнего Востока. Наше издание всё это время ориентировалось, прежде всего, на работников и специалистов академических учреждений ДВО РАН. Но газета всегда пользовалась спросом не только у учёных и специалистов Отделения, но и у студентов вузов, преподавателей, работников отраслевых научно-исследовательских институтов, творческой интеллигенции, – у всех, кто ищет новых знаний и интересуется новостями науки и техники. «Дальневосточный учёный» освещает практически все стороны жизни научного сообщества Дальнего Востока: наиболее значимые результаты научных исследований, достижения научных подразделений, интеграционные связи, международное сотрудничество, научные конференции, экспедиции, подготовку кадров для науки, научные конкурсы, гранты. Мы много пишем об истории становления и развития науки на Дальнем Востоке. Почти в каждом номере – очерки и зарисовки о юбилярах и замечательных людях Дальневосточного отделения. Много материалов посвящено и молодёжной тематике. Наше издание является площадкой для высказывания самых различных мнений по вопросам науки, политики, экономики и культуры.
Практикуются у нас тематические номера, посвящённые или юбилею какого-нибудь научного подразделения ДВО РАН, или какой-то теме – например, молодёжной, международному сотрудничеству, или дате – например, 70-летию Великой Победы. (Кстати, этой дате был посвящён не один номер газеты.) Приветствуются острые проблемные материалы, которые касаются положения науки, образования в современном обществе.
Название наших рубрик отражает тематику корреспонденций: «В отделах и лабораториях», «В научных подразделениях ДВО РАН», «Международное сотрудничество» или «Международные связи», «Интеграция», «Наши соседи», «Экспедиционный сезон», «Инновации», «Мнение специалиста» (или «Комментарий специалиста»), «Нанотехнологии», «В Совете молодых учёных», «Молодёжь в науке», «Лауреаты конкурса на премии ДВО РАН им. выдающихся учёных Дальнего Востока». Кстати, в этом году, начиная с июля, мы успели рассказать о 8 молодых специалистах нашего Отделения, получивших эту премию.
География наших публикаций – весь Дальневосточный регион. В этом легко убедиться, полистав подшивку нашей газеты. Кроме Приморского края, – Хабаровский, Камчатка, Магадан, Благовещенск, Биробиджан и особенно Сахалин. Там у нас прекрасный внештатный корреспондент – Ольга Шестакова.
Об авторском активе хотелось бы сказать особо. Без наших постоянных внештатных корреспондентов: их материалов, советов, конструктивной критики выпускать газету было бы намного сложнее. Среди авторов – не только те, кто сотрудничает с нами много лет, но и молодые сотрудники Отделения. Мы очень ценим их помощь и благодарны им за неё.
С 2014 года в процессе реформирования РАН, после объединения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Россельхозакадемии в газете под разными рубриками (Учёные – сельскому хозяйству, Учёные – селу) активно освещается деятельность этих научных подразделений. И здесь почти за два года появились свои внештатные корреспонденты. Вообще мы стараемся искать новых авторов не только в наших институтах, но и в вузах. С созданием Территориального управления ФАНО в газете появилась рубрика – в Федеральном агентстве научных организаций. Правда, информацию мы пока берем с сайта Пресс-центра ФАНО. Но мы надеемся, что наши контакты с местным ТУ ФАНО укрепятся.
С уверенностью можно сказать, что у газеты есть свой читатель. Среди наших подписчиков и ныне работающие сотрудники, и неработающие ветераны ДВО РАН, студенты и не имеющие к науке отношения люди. Это читатели, которыми мы дорожим и которых не хотим потерять как в Академии наук, так и за её пределами. Эти опасения оправданны. Произошли кардинальные перемены в структуре Дальневосточного отделения. Мы, конечно, понимаем, что и «Дальневосточному учёному» нужна реорганизация, мы её планируем. Редакция газеты подготовила свои предложения по реорганизации нашего издания. Мы считаем, что перемены в «Дальневосточном учёном» должны произойти, но очень обдуманно, с учётом традиций газеты, уважительным отношением к нашему читателю, с учётом его мнения о том, какой должна быть академическая газета. В конце года мы традиционно будем проводить экспресс-опрос.
График выхода газеты у нас очень жёсткий. «Дальневосточный учёный» выходит два раза в месяц, почти всегда на 12 полосах формата А3. Иногда мы выходим на 16-ти или 24-х полосах, когда этого требует необходимость: или большое количество оперативных материалов, которые нельзя оставлять «на потом», или тематика публикаций. Но обязательно: каждый второй понедельник месяца до обеда мы (по существующему, заключённому между газетой и типографией Договору) должны отправить в типографию вычитанный и подписанный в печать очередной номер нашей газеты в электронном виде. График есть график. И добавлю, к чести редакции, по её вине он не нарушался ни разу.
Наша газета выпускается в типографии «Комсомольская правда», с сотрудниками которой сложились хорошие партнёрские и тёплые дружеские отношения. Печать одного обычного, чёрно-белого номера «ДВ учёного» тиражом одна тысяча экземпляров стоит 13 тысяч 400 рублей. В других издательствах города наша газета обходилась бы в полтора-два раза дороже. То есть, эта типография – оптимальный для нас вариант. Для сравнения: в издательстве «Дальнаука» 13 лет назад за печать одного номера газеты тиражом одна тысяча экземпляров мы платили 40 тысяч рублей! Когда мы уходили из «Дальнауки» в типографию «Боевая вахта», тираж одного номера газеты стоил 4 тысячи рублей – в десять (!) раз меньше. Кстати, качество печати было почти такое же как в «Дальнауке». Мы и дальше хотели бы сотрудничать с типографией «Комсомольская правда». Это не только приятно, но и выгодно.
О кадрах
В редакции нашей газеты сегодня трудится 9 человек, хотя у нас 8 штатных единиц: главный редактор, заместитель главного редактора, четыре корреспондента (одну ставку корреспондента делит корреспондент и фотокорреспондент), верстальщик, корректор. Два года назад за штат редакции была выведена ставка курьера. Вообще, за последние 10 лет было сокращено три единицы: это должность ответственного секретаря, фотокорреспондента и курьера. При этом объём и периодичность нашего издания не изменились.
Все сотрудники нашей газеты имеют высшее образование. 4 человека – высшее специальное (то есть журналистское) образование, три – филологическое.
К сожалению, приходится констатировать: у нас те же, что и в научных подразделениях, возрастные проблемы, если их можно так назвать. Нам бы очень хотелось, чтобы в редакцию пришли молодые одарённые кадры. Но уровень оплаты труда корреспондентов редакции невысок – 20 с небольшим тысяч рублей в месяц. Вряд ли молодые профессиональные специалисты согласятся с такой зарплатой. К этому следует добавить, что коллектив в редакции устоявшийся. Мы работаем вместе много лет.
Вопросы финансирования газеты, пожалуй, самые больные.
Сейчас и уже на протяжении 8 лет мы являемся структурным подразделением Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, к которому мы были присоединены решением Президиума ДВО РАН.
Тогда, став формально структурным подразделением Института истории, «Дальневосточный учёный» на протяжении всего этого времени оставался газетой ДВО РАН, финансируемой (отдельной строкой) Президиумом Отделения. Да и территориально редакция нашей газеты всегда находилась в здании Президиума ДВО РАН. За нами закреплён 49-й кабинет. Ежегодно планово-финансовое управление Президиума ставило в известность гл. редактора издания и бухгалтерию Института истории о том, какая сумма была перечислена на наше издание, причём, подробно, «постатейно». Редакция знала свой годовой бюджет, и это позволяло ей с согласия руководства Президиума ДВО РАН приобретать необходимую технику, ездить в командировки и периодически получать небольшую премию по итогам работы.
Всё изменилось с начала прошлого года, когда Институт истории вышел из состава Отделения. Финансирование газеты сейчас проводится в рамках госзадания Институту истории. Оно составляет 4 млн. рублей. Но оговорюсь сразу: расходуются только зарплатная статья, деньги на печать и экспедирование газеты, связь. За последние два года мы ни разу не были в командировке, не покупали технику, мебель, даже канцтовары. Это не упрёк Институту истории. Мы там – «тело инородное», и с этим нельзя не согласиться, ведь цели и предмет деятельности Института и редакции нашей газеты не совпадают.
Понять руководство института, для которого «Дальневосточный ученый» как ярмо на шее, образно говоря, вполне возможно. Но и нам не хотелось бы сидеть у кого-то на шее, часть денег мы могли бы зарабатывать сами.
Устав нам иметь не положено, поскольку мы не юридическое лицо, но у нас есть Договор с нашим Учредителем – Дальневосточным отделением РАН (своего рода Устав или Положение), в котором записано, что «Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности в пределах прав, предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации». А Закон о средствах массовой информации позволяет нам помимо основной своей деятельности, финансируемой в установленном порядке из средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять деятельность, приносящую доход.
В своё время редакции было отказано в рекламной деятельности. И мотивировано это тем, что мы – ведомственная газета. Между тем, реклама – источник доходов сегодняшних средств массовой информации, в том числе и изданий научных сообществ. В частности, наши коллеги из академических газет «Наука в Сибири» и, конечно, «Поиск» значительно пополняют свой бюджет за счёт объявлений, рекламы и рекламных материалов. В этом они, естественно, уступают более тиражным изданиям. Тем не менее, эти газеты не отказываются от рекламы, коммерческой деятельности или деятельности, приносящей доход. Мы же до сих пор ни за что не берём деньги.
Между тем, Закон о печати разрешает использовать под рекламу 40 процентов газетной площади. Объём «Дальневосточного учёного» составляет 12 газетных полос формата A3. Это значит, что реклама в нашей газете может занять 4,8 полосы.
Деньги, полученные от неё, были бы хорошим стимулом в работе. Ведь и гонорарного фонда у нас тоже нет уже очень много лет. Гонорарный фонд газеты во многом стимулировал бы и наших внештатных корреспондентов.
Мы просим предоставить возможность редакции заниматься рекламной и коммерческой деятельностью, разработать систему мер для осуществления редакцией «ДВ учёного» деятельности, приносящей газете доход, установить цену за публикацию материалов, носящих рекламный характер, расценки за объявления-конкурсы. Зарабатывая деньги, можно было бы добиться хоть небольшой, но всё же экономии бюджетных средств.
Далее. Мы считаем, что необходимо осуществить адресную подписку на газету по академическим институтам ДВО РАН, а также структурным подразделениям медицинской и сельскохозяйственной академиям. Мы также хотели бы, чтобы нашу газету читали в производственных или отраслевых подразделениях, сотрудничающих с нашими институтами. Учитывая традиционные интеграционные связи Академии наук и высших учебных заведений, безусловно, газета должна распространяться и в вузах региона. Необходимо также предусмотреть продажу «Дальневосточного учёного» в розничной сети.
Естественно, автоматически встаёт вопрос об увеличении тиража газеты. Как сказали нам в типографии «Комсомольской правды» цена за один номер нового тиража, скажем, в три тысячи экземпляров, возрастёт незначительно.
Говоря о реорганизации газеты мы, конечно, планируем модернизировать наш сайт в соответствии с современными тенденциями. Мы очень надеемся, что нам помогут специалисты Президиума. С начала следующего года мы планируем выставлять на сайт анонсы готовящихся к публикации материалов. И конечно, нам необходимо изменить дизайн газеты. Нашему художественному редактору поручено до конца года разработать и представить графическую модель обновлённого «Дальневосточного ученого». Работа уже началась.
Мы планируем также упорядочить подачу корреспонденций в газете. Каждая рубрика должна иметь свою полосу в «Дальневосточном ученом», как это было прежде. И, конечно, материалы не должны быть объёмными, на полторы-две полосы (какими бы интересными они ни были). Они должны быть ёмкими, а событийная информации – оперативной, насколько это позволяет периодичность выхода нашей газеты.
Для решения производственных проблем, более эффективной работы редакции мы в своё время предлагали и предлагаем сейчас создать, а вернее, восстановить Редакционный совет, который существовал при нашей газете сначала её образования и был упразднён лет пятнадцать назад. Создание такого Совета помогло бы скорректировать деятельность редакции газеты, акцентировать внимание журналистов на приоритетных для Дальневосточного отделения темах.
Но прежде чем приступать ко всем этим преобразованиям хотелось бы определиться с нынешним статусом «Дальневосточного учёного»: чей орган мы сейчас? На протяжении всего периода существования газеты мы ощущали и ощущаем поддержку нашего нынешнего и, надеемся, будущего учредителя – Дальневосточного отделения РАН, которое юридически им и остаётся. Но фактически, являясь структурным подразделением Института истории, мы как бы автоматически стали органом Федерального агентства научных организаций. Видимо, предстоит перерегистрация нашего издания. Хотелось бы заручиться и поддержкой Федерального агентства научных организаций. Тогда мы точно сможем реализовать свои планы на пути преобразования «Дальневосточного учёного» в современное академическое издание.