Пока не реализованное лидерство
На протяжении трёх столетий российские учёные и изобретатели были пионерами во многих областях науки и техники: электричестве, радио, авиастроении, лазерах, компьютерах, но им, как правило, не удавалось успешно коммерциализировать свои блестящие идеи и разработки. Почему это происходит, попытался объяснить профессор Массачусетского технологического института и Гарвардского университета Лорен Грэхэм, выступивший с докладом на научно-практическом семинаре, который организовал Институт менеджмента инноваций НИУ ВШЭ.
Будучи инженером по специальности, Лорен Грэхэм увлёкся историей российской науки. Ответы на волновавшие его вопросы: почему замечательные успехи русских умов не приносили выгоды ни им, ни стране, и что можно сделать для изменения ситуации? – профессор искал, изучая специальную литературу и общаясь с представителями науки и образования в ходе многократных поездок в СССР и Россию. Только с 2005 по 2014 год он посетил 60 российских университетов и исследовательских институтов, расположенных на Дальнем Востоке, в Сибири и европейской части страны.
Упущенные возможности
Для начала Лорен Грэхэм засыпал участников семинара фамилиями известных со времён Российской империи учёных и инженеров: Павел Яблочков, Александр Лодыгин, Александр Попов, Олег Лосев, Игорь Сикорский, Сергей Лебедев и других. Все они были первопроходцами в науке и технике, но не все смогли реализовать свои идеи в нашей стране. Если русские были первопроходцами в таких сферах, как электричество, радиоволны, самолётостроение, разработка транзисторов, диодов, лазеров и ЭВМ, то почему Россия – слабый игрок на мировом рынке высоких технологий, экспортируя их в 3–4 раза меньше, чем Швейцария, вопрошает профессор.
По его убеждению,
ни одна другая страна в мире не имеет такого контраста между интеллектуальным, творческим превосходством и недостаточной развитостью высоких технологий, как Россия.
Русские, говорит он, – очень талантливые люди, но преуспевают они чаще всего в тех областях, где, получив хорошее образование, получают и финансовую поддержку для своих исследований, например, в фундаментальных науках. Однако технологии – это совсем другая история. Здесь интеллектуальное творчество взаимодействует с обществом. «Успех конкретной технологии, который обычно означает получение прибыли в условиях конкурентного рынка, происходит за стенами исследовательских лабораторий и институтов Академии наук – в социально-экономической и общественной среде», – уточняет профессор.
В России же отношение общества к коммерциализации научных идей и разработок в целом нейтрально-негативное – люди, которые гордятся своими учёными и инженерами, не расценивают, по мнению Грэхэма, получение прибыли от технологических инноваций как достойное занятие и не признают преимуществ конкурентной, рыночной системы отношений. «Особенно это касается людей интеллектуального труда, которые считают, что заниматься коммерцией ниже их достоинства», – такое заключение профессор сделал в результате многочисленных встреч с российскими учёными, инженерами и студентами.
Выход из ловушки
«Экономическая система должна обеспечивать инвестиционные возможности, законодательная – защищать интеллектуальную собственность и вознаграждать изобретателей, а политическая система должна не бояться технологических инноваций, успешных и влиятельных предпринимателей, а продвигать их», – утверждает профессор.
Прежде всего, по его мнению, необходимо снизить административные барьеры и обуздать коррупцию, которые препятствуют развитию конкуренции. «Насколько сложно воплотить всё это в жизнь, показывает история России», – с сожалением отмечает Лорен Грэхэм, приводя примеры того, как «высокий первоначальный потенциал идей не был реализован», а попытки удержания ранее достигнутого преимущества провалились. Это и железные дороги, и гидроэнергетика, и генетика, и полупроводники, и освоение космоса.
На вопрос о других моделях технологического развития, в частности китайской, профессор ответил так. Самая важная причина того, что Китай успешен, – низкая заработная плата, поэтому западные компании открывают там производства и выпускают дешёвую продукцию, но экономика Китая неустойчива, поскольку зависит от Запада. И через 20 лет рост китайской экономики, по его прогнозу, будет не таким высоким. России, которая стремится к технологической независимости, такая модель не подходит.
Источник:http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=80397