Украинский вопрос в региональном измерении обсудили в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
Центр изучения и прогнозирования межнациональных отношений Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН провёл круглый стол, посвящённый тревожным событиям на Украине. Его участниками стали сотрудники института, политологи, чиновники, представители общественных организаций, журналисты. Собравшиеся рассмотрели историко-этнологический, социально-экономический, миграционный, этнополитический и международный аспекты проблемы.
Предваряя разговор, директор института, доктор исторических наук профессор Виктор Ларин заметил, что организаторы ожидали ажиотажного внимания к разговору, правда, острота событий спала, но повышенный интерес к украинским новостям в обществе сохраняется. В том числе и на Дальнем Востоке. И это не случайно – если не у половины, то у четверти населения региона точно украинские корни.
Как происходило формирование украинского населения Приморья, аудитории рассказала доктор исторических наук Елена Чернолуцкая. По её словам, выходцы с Украины предпочитали выбирать сельские районы, а в городах закреплялись переселенцы из центральных областей России. При этом люди второй половины ХIX века не делили себя на русских и украинцев, тогда все – и великороссы, и малороссы, и белорусы – воспринимали себя частью единой общности – русского народа. Выходцы с Украины соотносили себя с тем местом, откуда они переселились и называли себя не украинцами, а киевлянами, поличанами, литвинами, хохлами, черкесами, казаками, отметила кандидат исторических наук Галина Ермак, говоря об этнокультурной истории украинского населения юга Приморья.
Хотя происходящее на Украине многих пугает, на миграции населения это не сильно сказалось. Во всяком случае, волны переселенцев не возникло, тем более желающих перебраться в Приморье, заметил председатель комиссии по общественному контролю Общественной палаты Приморского края Сергей Пушкарёв. Но даже те немногие, кто проявил интерес к смене места жительства, по его словам, натыкаются на мощный чиновничий и коррупционный барьер – с переселенцев требуют 75 тысяч для получения разрешения на временное проживание. И никаких преференций, в отличие от практики и царского и советского правительств России («Вопрос о земле для переселенцев как не был решён, так и остаётся», – отметил экспрет). Сергей Пушкарёв предложил включить в план работы Общественной палаты вопрос о плановом заселении Приморья славянами выходцами с Украины, из республик Средней Азии, а также обратить внимание администрации края на необходимость увеличения квот на временное проживание именно украинцев. При этом требуется ликвидировать всевозможные поборы со стороны государственных органов власти.
Кандидат исторических наук Анатолий Савченко отметил, что Крым воспринимается некоторыми как прямой конкурент Дальнему Востоку, поскольку для его обустройства после воссоединения с Россией используется весь «дальневосточный» набор: Федеральная целевая программа, региональное министерство, особый статус… По его мнению, некоторые политики могут на волне патриотического подъёма заняться зарабатыванием «крымского» политического капитала, что способно задвинуть в тень Дальний Восток. Здесь, заметил эксперт,важно избежать нагнетания истерии – кто больше значит, в противном случае государству точно будет не до развития Приморья.
Председатель владивостокского Центра украинской культуры «Горлица», член Общественной палаты Приморского края Татьяна Ткаченко обратила внимание участников обсуждения на нравственную сторону вопроса: «Мне страшно, что русских и украинцев стараются сделать врагами…». Она подчеркнула, что поменять сознание будет гораздо труднее, чем восстановить экономику. Участники круглого стола согласились с тем утверждением, что сейчас идёт тотальная информационная война между сторонами украинского кризиса.
А как освещают события на Украине дальневосточные соседи России? Об этом рассказали в своих сообщениях заведующий Центром региональной безопасности Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Валерий Мишин, научный сотрудник Отдела международных отношений и проблем безопасности института Сергей Иванов и аспирант центра японоведения Елена Колегова. Так, источники на севере Корейского полуострова (в КНДР) освещают события на Украине широко и с оттенком доброжелательности к России. А на юге, где привыкли не только всегда следовать в фарватере действий США, но и подвывать своему старшему партнёру, в ситуации вокруг Украины решили остаться себе на уме, собственных принципиальных оценок не делать, чтобы не испортить отношений с Россией. Китайские средства массовой информации о происходящем на Украине сообщают, в основном, делая перепечатки из российских изданий. Официальная реакция – Китай не вмешивается во внутренние дела, сохраняет нейтралитет. Здесь не отдают предпочтение ни России, ни Западу, поскольку у КНР есть похожие проблемные территории – Тайвань, Тибет, Синьцзян (бывшая Восточно-Туркестанская республика). Что касается Японии, то после проведения в Крыму референдума, тональность сильно изменилась. Правительство островов столкнулось с мучительной дилеммой – как не допустить дальнейшего российско-китайского сближения, когда Поднебесная претендует на спорные острова, и поддержать отношения с Россией по решению территориальной проблемы.
Происходящее сейчас на Украине очень беспокоит соседей России в Северо-Восточной Азии, поскольку здесь хватает своих территориальных споров и сепаратистских настроений, они пристально следят за развитием событий.
Сергей Семёнов
Пресс-служба ДВО РАН