Экономика
 
Вступление Китая в ВТО
 
Вступление в ВТО принесло пользу Китаю и всей мировой экономической системе. Членство в ВТО должно способствовать дальнейшему экономическому росту Китая на фоне проводящихся в этой стране структурных реформ. Азиатские соседи Китая должны быть готовы и к усилению конкуренции со стороны Китая, и к появлению новых экспортных возможностей.
Торговые споры между Соединенными Штатами и Китаем, вероятнее всего, усилятся, поскольку Китай будет стараться выполнять свои обязательства, и поскольку обе стороны имеют доступ к установленным в ВТО процедурам разрешения споров.
Между тем Соединенные Штаты и другие страны работают над тем, чтобы смягчить трения в сфере торговли путем предоставления помощи в вопросах подготовки и обучения и других видов технической помощи.
Получив членство во Всемирной торговой организации 11 декабря 2001 года, Китай стал одной из последних крупнейших торговых держав, вступивших в эту организацию. Мир получил ясный сигнал: Китай готов к тому, чтобы стать полноценным игроком на глобальной экономической сцене. Членство в ВТО принесет Китаю огромные преимущества в виде расширения торговли, усиления экономических реформ, привлечения дополнительных иностранных инвестиций и укрепления власти закона.
В самом Китае членство в ВТО, несомненно, увеличит ответственность, возлагаемую на китайское руководство и китайский народ, и поставит перед ними сложные задачи. За пределами Китая это коренным образом изменит конфигурацию его отношений с другими странами, особенно с Соединенным Штатами, - самым крупным рынком для экспорта китайских товаров, не говоря уже о соседях Китая в Азиатском регионе.
Одно ясно: изменения, вызванные вступлением Китая в ВТО, выйдут далеко за рамки его торговых отношений с другими странами и создадут немало преимуществ и проблем. Вопрос о наиболее оптимальном использовании преимуществ и смягчении рисков по-прежнему выступает предметом серьезных споров между экономическими стратегами, деловыми людьми и потребителями.

 

ЗАЧЕМ КИТАЮ НУЖНА ВТО
Бурный экономический рост, происходивший в Китае в течение последних 20 лет, как хорошо известно, привел к успеху. Подстегиваемые активными усилиями на пути реформ, темпы роста, составившие в среднем почти 10 процентов в год, привели к появлению широкого спектра новых возможностей в сфере занятости и инвестиций, что способствовало росту благосостояния Китая. Превращение Китая из страны с замкнутой на саму себя плановой экономикой в торговую державу, в значительной степени ориентированную на рынок, сказалось на всей глобальной экономике и повлияло буквально на все - от потребительского выбора до инвестиционной политики.
Такой быстрый рост, конечно, не обошелся без определенных издержек. Так, он выявил некоторые структурные слабости китайской экономической системы, особенно в сельском хозяйстве, финансовой сфере и работе государственных предприятий. Перед Китаем стояла и продолжает стоять дилемма: как дальше сохранить тандем экономического роста и структурных реформ. Ведь если затормозится одна часть этого тандема, то может споткнуться и другая, а это может вызвать целый комплекс новых экономических проблем и трудностей.
Во многих отношениях членство в ВТО - лучший для Китая путь удержания темпов экономического роста и реформ. Мировая экономика стала намного более сложной и взаимозависимой, и участие в ней Китая - на основе правил международной торговли - имеет важнейшее значение и для самого Китая, и для Соединенных Штатов, и для Азии, и для остального мира. В качестве члена ВТО Китай получает возможность участвовать в формулировании правил, регулирующих международную торговлю и инвестиции.
В то же время Китай получает возможность защищать свои торговые интересы, используя для этого имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий. Китайские экспортеры будут извлекать пользу из того, что их торговые партнеры обязаны выполнять установленные ВТО правила. Это означает, например, что члены ВТО не смогут предпринимать на своих рынках дискриминационные меры в отношении китайских товаров. Членство в ВТО сделает Китай еще более привлекательным объектом для иностранных инвесторов. А дополнительный приток финансовых средств в Китай повлечет за собой создание дополнительного числа высокооплачиваемых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в государственную казну и получение Китаем доступа к современным технологиям.
Обязательства Китая перед ВТО будут способствовать усилению конкуренции во всех секторах экономики. Китайские потребители будут получать прямую пользу от того, что в результате конкуренции будет расширяться выбор товаров и услуг, снижаться цены на них и возрастать их качество, не говоря уже об усилении внимания и ответственности в отношении прав интеллектуальной собственности и прав потребителей. Конкуренция приведет к дальнейшему росту эффективности и производительности, а это со временем укрепит китайскую экономику и даст китайским фирмам дополнительные возможности для конкуренции с самыми известными многонациональными корпорациями на любом рынке.
Китайская экономика выиграет от расширения диапазона услуг - в области финансов, страхования, распределения - которые захотят экспортировать в Китай иностранные компании после его вступления в ВТО. Конкуренция в этой сфере, в свою очередь, будет стимулировать развитие отечественного сектора услуг в Китае, в результате чего компании и потребители получат еще более широкий диапазон выбора.
Но, наверное, самое главное состоит в том, что и потребители, и компании выиграют от укрепления власти закона в результате выполнения Китаем взятых им в ВТО обязательств, в частности, тех, которые призваны максимально повысить степень прозрачности и поставить заслон на пути связанной с торговлей дискриминации.

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КИТАЯ В ВТО
Наряду с тем, что Китай готовится извлечь немалую пользу из участия в ВТО, важно не забывать о том, что ВТО не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. За плечами у Китая 15 лет труднейших переговоров, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом, по вопросам вступления в ВТО. Китай согласился взять на себя широкий спектр обязательств. Для того чтобы составить о них подробное представление, следует изучить примерно 1000 страниц подписанного Китаем Протокола, Доклада Рабочей группы и Графика выполнения обязательств по товарам и услугам. В целом ключевые моменты, из которых состоит пакет документов о вступлении Китая в ВТО, сводятся к следующему:
Снижение тарифов
· Тарифы на промышленную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских компаний, должны быть снижены с 25 до 7 процентов.
· Тарифы на сельскохозяйственную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских фермеров, должны быть снижены с 31 до 14 процентов.
Обязательства, касающиеся услуг
· Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере услуг, в том числе таких важных для США секторов, как банковские услуги, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги.
Системные реформы
· Масштабные реформы в вопросах прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения, единообразного применения законов и судебного надзора помогут действующим в Китае иностранным компаниям в преодолении барьеров.
Соблюдение условий существующих соглашений ВТО
· Китай берет на себя обязательства, предусмотренные целым рядом существующих соглашений ВТО, которые охватывают все аспекты торговли, такие как сельское хозяйство, лицензирование импорта, связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности, технические барьеры на пути торговли и связанные с торговлей инвестиционные меры.
Положения о либерализации торговли, касающиеся только Китая
· Право прямого импорта и экспорта в Китай и из него в течение трех лет.
· Право заниматься распределением всех товаров в Китае не позднее трех лет с момента вступления (за исключением того, что химические удобрения, сырая нефть и нефтепродукты могут распределяться на уровне оптовой торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления, а химические удобрения могут продаваться на уровне розничной торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления).
· Разрешения на осуществление инвестиций и импорта больше не должны быть предметом искажающих торговлю требований, в том числе о передаче технологий, валютной сбалансированности, увязке импорта с объемом экспортных валютных поступлений и обязательном использовании местных ресурсов.
· Право на экспорт в Китай без создания инвестиционного присутствия в этой стране.
· Постепенная отмена нетарифных мер (НТМ), таких как квоты и лицензии на сотни видов продукции, имея в виду, что несоответствующие правилам ВТО НТМ должны быть отменены до 1 января 2005 года.
· Отмена монополии государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров.
· Требование о том, что государственные предприятия должны производить закупку и продажу исключительно на основе коммерческих соображений.
· Отмена субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции и устранение замены импорта и субсидирования экспорта промышленных товаров.

 

Защитные механизмы
· Соединенные Штаты и другие члены ВТО могут продолжать в течение последующих 15 лет применять особые нерыночные методы для определения фактов демпинга в рамках антидемпинговых дел в отношении Китая.
· Действуя в рамках специально установленного для Китая защитного механизма, Соединенные Штаты и другие участники ВТО могут в течение 12 последующих лет ограничивать рост импорта из Китая, вызывающего перекосы на их рынках.
Время и усилия, потраченные на согласование этих обязательств и требований, свидетельствуют о решительном намерении Китая стать полноценным участником глобального торгового режима, опирающегося на соблюдение установленных правил. Победа в борьбе за вступление в ВТО далась Китаю нелегко, однако теперь перед ним стоит не менее важная и трудная задача. Как можно видеть из приведенного выше перечня обязательств и требований, Китай осуществляет серьезнейшие перемены для выполнения обязательств участника ВТО - проводит структурную перестройку отраслей, публикует ранее закрытые законы и правила, устанавливает формальные процедуры для разрешения споров в судебном порядке, выравнивает условия деятельности для иностранных компаний. Китай согласился снижать тарифы и отменять импортные квоты, отказаться от субсидирования экспорта и открыть сферу услуг для иностранной конкуренции. Некоторые из этих изменений будут введены немедленно, а некоторые будут осуществляться постепенно в течение нескольких лет.

 

КИТАЙ И ЕГО СОСЕДИ
При том, что население Китая составляет 1,3 млрд. человек, а его экономика становится все более многообразной и продолжает развиваться и расти, вступление Китая в ВТО (на фоне вступления в ВТО и Тайваня) усложняет состав и природу этой торговой организации и будет иметь прямые последствия для отношений Китая с другими странами, особенно с соседними. Перед многими странами Азии стоит проблема экономического спада, и они видят в росте экспорта средство возрождения своей экономики. В некотором смысле Китай представляет собой и конкурентный вызов этим устремлениям, и возможность для получения выгод от его эффективной экономической деятельности.
В период с 1995 по 2001 годы доля Китая в глобальном объеме экспорта выросла с 2,9 до 3,9 процента, в то время как экспорт из Таиланда и Индонезии за этот же период остался на прежнем уровне. За последние четыре года Китай перегнал Малайзию и Сингапур в экспорте электроники в Соединенные Штаты.
С другой стороны, вступление Китая в ВТО может привести к повышению темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) в странах с высокотехнологичным экспортом. Согласно исследованию, проведенному инвестиционным банком "UBS Warburg", вступление Китая в ВТО придаст Тайваню ускорение, которое к 2005 году будет эквивалентно 1,7 процента ВВП Тайваня в 2000 году. Прогнозируется, что другие новые индустриальные страны Азии увеличат рост своего ВВП на 1,1 процента от уровня 2000 года по мере того, как в Китае будет увеличиваться спрос на экспорт из этих стран.
Между тем, большинство стран Юго-Восточной Азии не может рассчитывать на такие же радужные перспективы. По оценкам аналитиков "UBS Warburg", к 2005 году потери стран Юго-Восточной Азии составят эквивалент 0,1 - 0,2 процента их ВВП 2000 года. В Индии этот показатель может составить до 0,7 процента. Это - одна из причин, заставивших Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии и Китай договориться о попытке либерализации торговли между собой.

 

АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
То, насколько добросовестно Китай выполняет свои обязательства участника ВТО, напрямую скажется на дальнейшем направлении американо-китайских отношений. Руководство Китая в очередной раз заявило о своем намерении выполнить все взятые страной обязательства. И Соединенные Штаты, и Китай заинтересованы в том, чтобы избежать сценария, при котором трения в вопросах торговли усугублялись бы неспособностью или нежеланием Китая выполнять свои многочисленные обязательства в рамках ВТО.
Сказанное выше, конечно, не означает, что трения в вопросах торговли между Соединенными Штатами и Китаем прекратятся со вступлением Китая в ВТО - ведь подобные трения по-прежнему существуют между Соединенными Штатами и многими нашими торговыми партнерами, уже давно вошедшими в состав ВТО. Во всяком случае, существует вероятность усиления таких трений, по крайней мере, на первом этапе, в связи с расширением масштабов наших торговых отношений. Китай уже имеет растущее положительное сальдо в торговле с Соединенными Штатами. Если же американские компании обнаружат, что обещанный доступ к китайским рынкам не находит материального выражения так быстро, как они этого ожидали, результатом такой ситуации может стать шаткая комбинация вялого роста американского экспорта, политически необеспеченного положительного сальдо во внешней торговле с Китаем и усиления трений в вопросах торговли.
Соединенные Штаты и другие участники ВТО предпринимают серьезные усилия для того, чтобы избежать подобного сценария, и поэтому предлагают Китаю помощь в выполнении обязательств, взятых им в рамках ВТО. Так, Генеральный консул США в Шанхае провел совместную работу с Американо-китайским советом делового сотрудничества по организации видео-конференций, в ходе которых американские эксперты в области торгового законодательства имели бы возможность общаться с китайскими должностными лицами. Кроме того, посольство США в Пекине вместе с Пекинским университетом и местным институтом дистанционного обучения организовало программу обучения правилам ВТО через Интернет для местного населения по всему Китаю. Европейский союз выделил около 23 млн. долларов для обучения должностных лиц в Китае правилам и концепциям ВТО, в том числе и концепции интеллектуальной собственности.
Несмотря на то, что Китай находится под огромным давлением требований о выполнении международных правил и всех обязательств, взятых им в ВТО, важно помнить, что торговые споры носят не односторонний характер. И Китай тоже будет прибегать к помощи механизмов ВТО для предъявления своих торговых претензий другим членам ВТО.
Китаю еще предстоит решить ряд проблем, однако уже нет сомнения в том, что вступление в ряды ВТО было правильным выбором и для него самого, и для мировой экономической системы. Членство в ВТО неразрывно свяжет Китай с глобальным экономическим сообществом и со временем откроет перед ним дополнительные возможности в сфере занятости и инвестиций, равно как и придаст ему более высокую степень социальной стабильности по мере того, как власть закона будет становиться определяющим принципом экономической деятельности в Китае. Со своей стороны, американцы выиграют от расширения возможностей для экспорта в Китай, от создания дополнительного числа рабочих мест у себя дома и появления более разнообразных возможностей для капиталовложений за рубежом. По мере расширения торговых и деловых связей между США и КНР будут расширяться и непосредственные контакты между американскими и китайскими гражданами, усиливаться обмен идеями и технологиями. Растущее чувство взаимозависимости, порожденное участием в ВТО, должно помочь и выработке ощущения общей цели на фоне взаимодействия Соединенных Штатов и Китая по широкому кругу вопросов глобальной экономической стабильности, безопасности и благосостояния

 

Адрес:
150090, КНР, пров. Хэйлунцзян, г. Харбин, ул. Хон Чи, 251
Тел: 86-451-82362273 Факс:86-451-82362263
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН