Академик Петр Бакланов: Наше будущее может быть хорошим, но во многом это зависит и от нас

 

Бакланов– Следует отметить, что в последнее время усиливается восточный вектор в российской экономике и политике. На Дальнем Востоке приступили к реализации крупных инвестиционных проектов по строительству магистральных нефте- и газопроводов, нефтегазохимических комплексов, судостроительных верфей т.д. Многие из них связаны с приморскими и трансграничными регионами ..., – мы беседуем с научным руководителем Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академиком Петром Яковлевичем Баклановым.

– Какие из достижений коллектива Тихоокеанского института географии ДВО РАН за прошедший год вам хотелось бы отметить особо?

– В ТИГ ДВО РАН больше внимания стали уделять трансграничным эколого-ресурсным проблемам, прибрежно-морскому природопользованию. В этих направлениях наш институт занимает передовые позиции.

Основными направлениями научных исследований ТИГ ДВО РАН являются: изучение структуры и динамики географических систем в переходной зоне суша-океан и их моделирование; исследование путей развития и оптимизации региональных типов природопользования, в том числе прибрежно-морского, на основе геоинформационных технологий, разработка региональных программ устойчивого природопользования; изучение динамики и взаимосвязей территориальных природно-ресурсных систем и территориальных структур хозяйства и расселения, разработка программ устойчивого развития дальневосточных районов России с учётом интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Нетрудно увидеть, что все эти направления выходят на решение важных прикладных региональных задач. Хочу отметить, что все проводимые фундаментальные и прикладные географические исследования ведутся специалистами высокой квалификации с использованием современных методов и геоинформационных технологий.

Важнейшими результатами исследований ТИГ ДВО РАН за 2016 год можно назвать следующие. Проанализировано развитие системы природопользования Байкало-Амурского региона с ХVII века до настоящего времени. Показана цикличность его хозяйственного освоения, которая определялась геополитическими интересами России на Востоке. Исторический анализ, проведённый ведущим научным сотрудником, кандидатом географических наук В.П. Каракиным, показал, что эффективность природопользования в регионе в значительной мере определялась степенью адаптации технологий к комплексу природно-хозяйственных условий территории и степенью сохранности традиционных приёмов хозяйствования. Результаты опубликованы в виде главы в крупной монографии, изданной Уп-псальским университетом (Швеция).

На основании экологического анализа более 50 видов хозяйственной деятельности выявлен характер их влияния на компоненты природной среды. По каждому типу хозяйственной деятельности даны масштабы его распространения в пределах земного шара, выделены компоненты природной среды, наиболее подверженные воздействию, с краткой характеристикой механизма воздействия. Приведены конкретные примеры влияния данного вида деятельности на окружающую среду, рассмотрены возможные меры снижения воздействия. Эта работа главного научного сотрудника, доктора географических наук С.М. Говорушко вышла в издательстве Springer в виде иллюстрированного Атласа.

С помощью телеуправляемого подводного аппарата получены характеристики местообитаний и исследовано пространственное распределение эпифауны в Дальневосточном морском заповеднике. Определены численность, ландшафтные особенности местообитаний и построены карты распространения в прибрежной зоне морских звёзд, кукумарии, морского ежа, раков-отшельников и приморского гребешка. Установлено, что средняя биомасса пяти доминирующих видов эпифауны составляет от 51.0 до 87.4% средней биомассы сообществ мягких грунтов. Эта работа выполнена группой специалистов под руководством заведующего лабораторией, кандидата географических наук В.В. Жарикова.

Группа специалистов, куда входили и студенты ДВФУ, под руководством заведующего лабораторией, кандидата географических наук К.С. Ганзея, составила уникальную ландшафтную карту о. Русский. Она уже востребована для разработки проекта долгосрочного развития острова.

Нашими коллегами из Камчатского филиала ТИГ ДВО РАН издана книга «Растительный и животный мир Быстринского природного парка» (ответственный редактор О.А. Чернягина). В коллективной монографии обобщены современные сведения о животном и растительном мире Быстринского природного парка (северный кластер природного парка «Вулканы Камчатки»), расположенного в центральной части полуострова Камчатка. Впервые представлены аннотированные списки животных (насекомые, рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие) и обновлённые списки мохообразных и сосудистых растений.

В рамках глобальной программы Международного совета по охране птиц завершена идентификация морских ключевых орнитологических территорий международного значения, проведённая в 2012-2016 годах в Дальневосточном регионе РФ. В границах российских акваторий Чукотского, Берингова, Охотского, Японского морей и северо-западной части Тихого океана определено 40 территорий (общей площадью 23,5 млн. га), имеющих приоритетное значение для сохранения морских птиц. Итоги исследования изложены в каталоге, изданном двумя отдельными книгами на русском и английском языках. Для каждой ключевой территории приводятся: картосхема с указанием границ и площади, физико-географическая характеристика, орнитологическая значимость, состояние ключевых видов птиц, хозяйственное использование, существующие факторы угрозы, принятые и необходимые меры охраны. Камчатка – авторы Ю.Б. Артюхин, Ю.Н. Герасимов, П.С Вяткин, В.С. Кириченко.

Группой специалистов под руководством С.А. Зимова, начальника Северо-Восточной научной станции ТИГ ДВО РАН (п. Черский, Республика Саха Якутия), были получены уникальные результаты по эмиссии парниковых газов из тундровых отложений. Кстати, по итогам 2016 года старший научный сотрудник ТИГ ДВО РАН С.А. Зимов признан одним из самых цитируемых учёных России в номинации «Науки о Земле». (Об этом более подробно напечатано в газете «Дальневосточный ученый» № 2 от 25 января 2017 года).

Кроме того, был выполнен и опубликован в солидных отечественных и зарубежных изданиях ряд других работ: палеогеографических, геохимических, биогеографических, картографических, экономико-географических. Например, по моей инициативе подготовлена и опубликована на средства гранта Русского географического общества книга «Социально-экономическая география в России» (на английском и русском языках).

– Участвовали ли учёные ТИГ ДВО РАН в работе Второго Восточного экономического форума? Разрабатывали ли проекты на территориях опережающего развития (ТОР), Свободного порта Владивосток?

– В работе Второго Восточного форума принимали участие мы с ведущим научным сотрудником, кандидатом экономических наук Ю.А. Авдеевым. Я участвовал в ряде дискуссий о ТОРах и о природопользовании в регионе.

В 2016 году большим коллективом института (с участием специалистов из ДВФУ и Приморгражданпроекта) под моим руководством был разработан План перспективного развития одной из первых территорий опережающего развития – Надеждинской.

На основе анализа большого объёма информации были оценены географические, социальные, экономические транспортно-логистические преимущества территории. Были определены приоритетные направления экономического развития и перспективные виды деятельности в ТОР, в том числе – транспортно-логистические, производства строительных материалов и конструкций, предприятий пищевой и лёгкой промышленности, некоторых видов машиностроения. Оценены формы взаимодействия Надеждинской ТОР с Владивостоком и целесообразности её вхождения во Владивостокскую агломерацию.

– Принимали ли участие учёные ТИГ ДВО РАН в разработке Концепции демографической политики Дальнего Востока до 2030 года?

– В состав рабочей группы Министерства по развитию Дальнего Востока РФ от ТИГ ДВО РАН входил ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук Ю.А. Авдеев. Он выступал на двух конференциях с докладами, излагал позицию по демографической политике региона в обращениях к Минвостокразвития РФ, к Агентству по развитию человеческого капитала, неоднократно публиковался по этим вопросам в газете «Дальневосточный учёный» и других средствах массовой информации.

Некоторые предложения вошли в проект Концепции демографической политики, которая в настоящее время находится на подписи у премьер-министра РФ. Так, скорректированы первоначально завышенные ожидания роста населения Дальнего Востока до 8,5 млн. человек к 2030 году, и в документ вошла более реальная цифра в 7,0-7,2 млн. Миграционный фактор роста населения признан в качестве первоочередного (хотя пока «зависло» предложение об усилении роли уже принятых законов – о ТОРах, Свободном порте, ДВ гектаре, а также – предложение о специальном законе «Об особом миграционном режиме»). А главное – качество человеческого капитала теперь рассматривается как приоритет демографической политики.

– Есть ли у ТИГ ДВО РАН разработки, которые могли бы быть основой малого бизнеса, или заказчиком разработок института может быть только крупный бизнес, муниципальные, государственные учреждения?

– Основой и малого, и крупного бизнеса являются правильно выбранные приоритеты (цели развития) и понятная стратегия в конкретных региональных условиях Дальнего Востока. Когда у региона (края, области, муниципального образования) нет ясной и определённой стратегической перспективы, а решения и правила меняются часто, инвестиционные циклы даже малого бизнеса подвержены высоким рискам, что, собственно, и объясняет высокий удельный вес отношений «купи-продай», то есть торговли, а не малых производств.

Считаем, что здесь высока роль науки, в том числе и академической, которая, на основе своих многолетних исследований, накопленного предшественниками интеллектуального опыта, сможет помочь в выборе целевых установок, определении наиболее эффективных способов их достижения. На этом основании наука может подсказать бизнесу, что может быть востребовано через три-пять лет, или через 20-30 лет. Другое дело как к этим выводам прислушиваются или используют эту информацию те, кто по должности обязаны отвечать за выбор стратегического направления, или насколько бизнес доверяет выводам науки. Это всегда было для нас большой проблемой («Нет пророков в своём Отечестве»!). Сегодня Россия, Дальний Восток нуждаются в такой Стратегии, которая могла бы вывести экономику страны в мировые лидеры за счёт ускоренного развития и наиболее эффективного использования природно-ресурсного потенциала, солидного научно-технического наследия, создания цивилизованных условий для жизни населения. Только в этом случае и для структур бизнеса могут быть открыты наиболее перспективные ниши для инициативы, где их деятельность станет конкурентоспособной. А власть будет заботиться об организации управленческих действий, направленных на стимулирование или ограничение инициатив бизнеса.

– Пётр Яковлевич, что нужно сделать, чтобы Дальний Восток вышел на лидирующие позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

– Для этого нужно точно определиться с позицией России в отношении Дальнего Востока. Необходима стратегически выверенная восточная политика России. Требуется перенесение центра обоснования и принятия многих решений по вопросам восточной политики на восток. Такими центрами могли бы стать «в связке» Владивосток и Хабаровск (как на западе Москва – Санкт-Петербург). Необходима долгосрочная стратегия освоения природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока, ориентированная не только и не столько на экспорт, сколько на создание крупных производственных комплексов, обеспечивающих глубокую переработку уникальных природных ресурсов региона на основе наукоёмких технологий. В эти процессы должны включаться как ресурсы суши, так и разнообразные морские ресурсы. Для этого необходимо полнее использовать потенциал дальневосточной науки в целом. Например, необходим переход на новые принципы регионального природопользования, на комплексное использование не только отдельных природных ресурсов, а их территориальных (и акваториальных) сочетаний.

Нужна последовательная деятельность по повышению качества человеческого потенциала, по стимулированию абсолютного роста населения в регионе. Необходимо интенсивное наращивание инфраструктуры морского транспорта, ускоренное создание крупных глубоководных портов (по меньшей мере – двух до 100 млн. т), возрождение национальной судоходной компании. Требуется ускоренное развитие и наращивание масштаба основных видов транспорта (железнодорожного, авиационного, автомобильного, трубопроводного), превращение Транссиба в высокоскоростную железнодорожную магистраль с выходом на китайские скоростные дороги. Для России также важно формирование и этого пути, и интеграционного социально-экономического пояса вдоль него.

Необходимо развитие Владивостокской агломерации, доведение её численности до 1,5 – 2-х млн. человек. Нужно развивать Дальневосточный федеральный университет, обеспечив ему уже в ближайшие годы рост численности студентов до 50 тыс. человек и соответствующее материально-техническое и кадровое оснащение. Целесообразна его более глубокая интеграция с институтами ДВО РАН.

В конечном итоге долгосрочная стратегия развития Дальнего Востока должна быть нацелена на широкое и эффективное освоение океана и его разнообразных природных ресурсов, на комплексное освоение территориальных сочетаний природных ресурсов суши и океана с их последующей глубокой переработкой в регионе, на взаимовыгодное взаимодействие России с Дальним Востоком и, через Дальний Восток, – со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этой связи подчеркнём особо, что именно здесь, на Дальнем Востоке, Россия непосредственно граничит с крупнейшими странами мира: Китаем, США, Японией. Большой потенциал сотрудничества имеется и с Республикой Корея, и с КНДР.

Так что наше будущее может быть хорошим, но во многом это зависит и от нас.

Анастасия Куликова,

газета «Дальневосточный ученый» 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН