Научные приоритеты в развитии Сахалинской области

 

СобраниеВ Сахалинской универсальной научной библиотеке на площадке «Предпринимательской платформы» СРО партии «Единая Россия» обсудили вклад науки в социально-экономическое развитие островного региона.

Как рассказал руководитель проекта «Предпринимательская платформа», член РКК СРО «Единой России» Игорь Андреев, в работе круглого стола на тему «О научном потенциале Сахалинской области: экономика и социальная сфера» приняли участие представители научного, исследовательского, образовательного и делового сообществ. Основой диалога стали слова Президента Владимира Путина из Послания Федеральному собранию: «Для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения».

В выступлениях координатора проекта «Предпринимательская платформа», председателя комитета по бюджету и налогам Сахалинской областной Думы Владимира Воронцова , проректора по науке и инновациям, профессора СахГУ Владимира Моисеева , референта Минэкономразвития Сахалинской области Константина Молчанова , директора ИМГиГ ДВО РАН Леонида Богомолова , директора ООО «Институт коммунальной экспертизы» Владимира Ромашева , координатора проекта «Экология России» СРО партии «Единая Россия» Виктора Аверина, академика РАЕН, профессора СахГУ Игоря Минервина, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, доцента СГТИ Овсепа Оганесяна, директора ООО «Аудит-Транс-Обучение» Натальи Зениной и других участников круглого стола, наряду с положительной оценкой сотрудничества и взаимодействия научных, исследовательских, образовательных учреждений и деловых объединений с профильными министерствами и структурными подразделениями Правительства Сахалинской области, предлагались меры и озвучивались рекомендации по лучшему использованию регионального научного, исследовательского, образовательного, делового потенциала в обеспечении устойчивого и опережающего социально-экономического развития Сахалинской области.

Мнения большинства отражали позицию экспертов в том, что для увязки науки с экономикой необходимо определиться с причинами, мешающими преодолеть отставание и инновационное развитие страны. Среди них – наука существует вне связи с бизнесом и рынком, отсутствие развитого внутреннего высокотехнологичного рынка и его потребительского сегмента, нет координирующего центра и согласованной межведомственной стратегии развития науки и инноваций. А потому наука и экономика в нынешних условиях не связаны между собою, живут сами по себе. И на сегодня сложившийся у нас рынок так и не смог в должной мере объединить приоритетные интересы власти, науки, бизнеса.

В ходе диалога и обмена мнениями отмечалось, что минэкономразвития области проводится мониторинг регионального сектора научных исследований и разработок на предмет выявления и систематизации положительного опыта коммерциализации и продвижения на российские рынки результатов исследовательских услуг и промышленного производства, направленных на создание промышленной продукции и внедрение технологий, замещающих зарубежные аналоги.

Кроме охваченных Росстатом 17 организаций, в поле изучения научно-технического и инновационного потенциала включены ещё более 50 хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с проведением НИР, НИОКР, с изобретательской и внедренческой деятельностью, с тиражированием и продвижением на территории региона передовых инновационных технологий и промышленного оборудования. Результаты мониторинга планируется рассмотреть на заседании президиума научно-экспертного совета при Правительстве Сахалинской области.

Проведённый недавно мониторинг реализации проектов инновационной направленности показал, что кроме лидеров – крупных инновационной направленности проектов НГК «Сахалин-1», «Сахалин-2 и «Сахалин-3» в список вошли отдельные проекты строительной, сельскохозяйственной, лесной отрасли, а также проекты в сфере связи и прикладной науки. Сформированный список предприятий и организаций, реализующих такие проекты, направлен в Сахалинский госуниверситет, в Сахалинский гуманитарно-технологический институт, филиалы российских вузов, а также в минобразование области для организации работы с учреждениями СПО по проведению взаимных консультаций и переговоров образовательных организаций с инновационно-ориентированными предприятиями, а также изучения вопроса трудоустройства и закрепления выпускников.

Областным бюджетом на 2017 год предусмотрено финансирование Госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области в 2017-2022 годы», в том числе подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области» (55,2 млн руб.), в рамках которой реализуются мероприятия по субсидированию субъектов МСП по целому комплексу направлений поддержки (19 млн. руб.), а также субсидии субъектам МСП на возмещение затрат на инновационную деятельность (1 млн руб.). В рамках подпрограммы «Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области» (3,495 млрд руб.) реализуются мероприятия, направленные на содействие научной, научно-технической и инновационной деятельности, на решение кадровых вопросов предприятий регионального сектора НИР.

Предусмотрены субсидии некоммерческим организациям регионального сектора научных исследований и разработок на проведение научных конгрессных мероприятий (3 млн. руб.), а также субсидии образовательным организациям, участвующим в реализации на территории региона Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (в рамках Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (подпрограмма «Кадры для инновационной экономики») – 415,4 тыс. руб.

Предусмотрены гранты Правительства Сахалинской области молодым ученым (800 тыс. руб.), а также субсидии юридическим лицам на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат в связи с реализацией инвестиционных проектов (1,9 млрд руб.). В рамках новой экономической политики правительства области созданы дополнительные инструменты прямой финансовой поддержки инвестиционных проектов: прямое субсидирование из областного бюджета значимых инвестиционных проектов с господдержкой и софинансированием проектов со стороны Корпорации развития Сахалинской области, средства которой предоставляются при стоимости проекта более 250 млн руб. на условиях платности и возвратности в форме льготного займа или вхождения в уставный капитал проектной компании на длительный срок.

Выступавшими на круглом столе отмечалось, что Президент Владимир Путин чётко дал понять: мощным фактором накопления научных и технологических заделов, необходимых для экономического роста, для социального развития, должна служить и фундаментальная наука. Перед ней стоит двойная задача: оценить, спрогнозировать тенденцию будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми Россия столкнулась. А в научной сфере, как и везде, надо развивать конкуренцию, поддерживать сильных, способных дать практический результат. Продолжится формирование исследовательской инфраструктуры, которая позволит решать масштабные научные задачи.

Президент считает, что принципиально важно поддержать российских талантливых молодых учёных, чтобы они создавали в России свои исследовательские команды, лаборатории. Для них запускается специальная линейка грантов, рассчитанных на период до семи лет. На эти цели, а также на развитие научной инфраструктуры, открытие новых лабораторий только в 2017 году к уже заявленным ресурсам на науку будет выделено дополнительно 3,5 млрд руб. И. конечно, деятельность научных центров должна быть тесно интегрирована с системой образования, экономикой, высокотехнологичными компаниями. Запущена Национальная технологическая инициатива, призванная обеспечить лидерские позиции российских компаний и продукции на наиболее перспективных рынках будущего. С декабря 2016 года действует Стратегия научно-технического развития России.

По итогам обстоятельного диалога определился перечень мер, требующих наибольшего внимания заинтересованных сторон, среди них: следует более чётко определить роль и участие научных, исследовательских, образовательных учреждений и делового сообщества в реализации промышленной политики Правительства Сахалинской области; обеспечить системное привлечение представителей научных, исследовательских, образовательных учреждений и делового сообщества в экспертные обсуждения, анализ и прогноз социально-экономического развития региона. Особое внимание развитию перерабатывающих отраслей экономики – нефтегазохимии, биоресурсам, лесопереработке, пищевой, а также промышленным и твёрдым бытовым отходам, другим.

Следует определиться с запуском масштабной предметной программы развития региональной экономики нового технологического поколения с упором на региональные компании, научные, исследовательские, образовательные учреждения, технопарки, инновационные центры и лаборатории. Предусмотреть создание на базе Сахалинского государственного университета (СахГУ) центра компетенции, призванного обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков. Вернуться к вопросу создания (строительства) кампуса для СахГУ.

Считать приоритетными рассмотрение, консультирование, поддержку и реализацию инновационных проектов и технических разработок, в том числе в сфере жизнеобеспечения – ЖКХ. Предусмотреть увеличение финансирования в подпрограмме грантовой поддержки молодых учёных Сахалинской области. Продолжить содействие в формировании исследовательской инфраструктуры с решением востребованных научных и технико-технологических задач по опережающему социально-экономическому развитию островного региона. Определиться с приоритетами Сахалинской области в рамках реализации Стратегии научно-технического развития России.

Продолжить меры по снятию административных и других барьеров для малого и среднего бизнеса, обеспечить эффективность реализации программы поддержки предпринимательства на региональном и муниципальном уровне. Ввести в практику регулярное обсуждение и диалог на площадке «Предпринимательской платформы» СРО партии «Единая Россия» приоритетных и проблемных вопросов социально-экономического развития островного региона с участием представителей делового сообщества, научных, исследовательских и образовательных учреждений, профильных министерств и структурных подразделений Правительства Сахалинской области, а также Сахалинской областной Думы.

Монависта. Агентство конфликтных ситуаций

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН