Без зубрежки

Русский язык и литература перестанут ассоциироваться у школьников с зубрежкой. Детей будут готовить к взрослой жизни – учить писать резюме и объяснительные записки. Мало того, за школьной партой предстоит изучать даже сленг. Это только некоторые предложения авторов первого варианта концепции преподавания русского языка и литературы, представленной спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.

Напомним, что в начале июля на заседании рабочей группы по подготовке концепции Сергей Нарышкин определил основные направления работы. Сегодня ученые и педагоги поделились первыми наработками в здании Российской академии наук.

"Мы планируем дать долгосрочные ориентиры для продвижения нашего великого русского языка и нашей литературы в мире, – напомнил Сергей Нарышкин собравшимся. – В этой аудитории нет необходимости, наверное, говорить, что они являются серьезным потенциалом для так называемой мягкой силы, который мы используем для повышения авторитета и позиции России в мире".

По его словам, целью авторов концепции не является создание каких-либо "бюрократических шпаргалок для учителей, которые бы ограничивали конституционную свободу педагогической деятельности". Задача же в том, чтобы "сформулировать базовые основы для будущих решений по всему комплексу задач, которые касаются развития русской словесности".

К работе, призвал парламентарий, должны подключиться педагоги из регионов, не менее важно прислушиваться к мнению самих учащихся и их родителей.

Русский язык – это "мягкая сила", которая поможет укрепить авторитет России в мире.

Предложения, касающиеся преподавания русского языка, оказались наиболее конкретными. Глава подгруппы директор Института русского языка имени Виноградова РАН Александр Молдован поставил задачу – приблизить изучение великого и могучего в школе к потребностям реальной жизни. Школьники, по его словам, должны изучать язык не только на примере классической литературы, но и уметь писать заявления, отчеты и резюме, а также объяснительные записки. Ребенок должен понять, что изучение родного языка поможет ему в карьере, резюмировал Молдован.

Еще одно новшество – на уроках надо учиться  не только письменной речи, но и устной. Как свидетельствовал ученый, сейчас школьников практически не учат построению публичных выступлений. Надо учить и навыкам разговорной речи – сленгу, заявил ученый. Сейчас школьнику, по его словам, учиться попросту скучно: "Материалы учебников изобилуют схоластическими формами изложения и неинтересными сведениями". Весь школьный курс выливается в сплошную "зубрежку суффиксов и приставок". Подгруппа также предложила использовать в преподавании иностранные слова – ученику будет полезно сравнить русский, например, с английским.

Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, возглавивший подгруппу по литературе, обрушился на стандартизацию преподавания, от которой так и не удалось избавиться современной школе. Детей пичкают изъезженными трактовками, и от этого нужно избавляться, призвал он.

Участники заседания предложили также распространить действие концепции не только на школы, но и на детсады и вузы. Первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк одобрила включение в концепцию "ступени дошкольного образования". "Любовь к чтению закладывается в раннем возрасте", – пояснила она. А вот про вузы думать пока рано, считает она.

С учетом разрабатываемой концепции могут быть скорректированы федеральные государственные образовательные стандарты, резюмировала Третьяк.

Сегодня была представлена единая концепция преподавания русского языка и литературы

Первые наработки для единой концепции преподавания русского языка и литературы представила сегодня рабочая группа под руководством председателя Госдумы Сергея Нарышкина. Спикер нижней палаты парламента пообещал, что ограничивать конституционную свободу педагогической деятельности новая концепция не будет.

Рабочая группа по вопросам преподавания русского языка и литературы не собирается создавать какие-то «бюрократические шпаргалки» для учителей, подчеркнул сегодня Нарышкин, выступая в президиуме Российской академии наук. Спикер Госдумы объяснил: планы у ученых и педагогов, которые занимаются концепцией, весьма масштабные. В том числе, они связаны и с популяризацией русской культуры за рубежом.

И русский язык, и литература – это серьезные и важные инструменты для распространения российского влияния с помощью так называемой «мягкой силы», которую можно использовать, чтобы повысить авторитет нашей страны на международной арене, отметил Нарышкин. Председатель нижней палаты парламента призвал участников рабочей группы к максимальной открытости. Кроме того, он указал, что им нужно прислушиваться к ученикам, их родителям, экспертам в различных сферах науки и творческим деятелям. Усилить состав рабочей группы в ближайшее время планируют за счет регионов.

Поделиться опытом преподавания основных гуманитарных предметов уже предложили в Татарстане. Президент этой республики Рустам Минниханов направил Нарышкину соответствующее письмо. Между тем в Министерстве образования и науки заверили: труды рабочей группы даром не пропадут. «Безусловно, с учетом концепции нами может быть скорректировано содержание федеральных образовательных стандартов. Это не „священная корова“», – заявила сегодня первый замглавы Минобрнауки Наталья Третьяк.

В свою очередь, вице-премьер Ольга Голодец отметила, что при подготовке концепции преподавания русского языка и литературы в российских школах следует обратить внимание на связь этих предметов с другими гуманитарными науками. Она посетовала, что сейчас школьники плохо знакомы с традиционными русскими песнями, а значит, не могут похвастаться и хорошим знанием русского языка.

Российская газета

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН