05.03.2017

 ОТ ВЫЖИВАНИЯ К РАЗВИТИЮ

Выдержки из предвыборной программы
акад. В.Е.Фортова
«Основные направления развития
Российской академии наук»

 

В 2016 году закончился переходный период реформирования Российской академии наук, определенный Федеральным Законом 253-ФЗ «О Российской академии наук…». Основным вектором дальнейшего движения Академии должен стать переход от политики выживания к стратегии развития.

Наша Академия нуждается в изменениях. Но в изменениях продуманных, необходимых и  поддержанных самими учеными. При этом, безусловно, должны сохраниться базисные академические принципы самоуправления, внутриакадемической демократии, свободы, профессионализма и порядочности. Всего того, что делает Академию ведущим научным центром страны и мира и того, что сохраняло Академию в самые сложные периоды ее истории.

Основные функции РАН

Базовая функция Академии – выполнение фундаментальных и прикладных исследований, как основы создания качественно новых технологий; современных систем вооружений и оборонной техники; современного образования; подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации; социального и культурного развития; квалифицированной независимой экспертизы принимаемых решений и проектов государственного масштаба; определение приоритетных направлений развития страны и сохранение на этой основе статуса мировой державы.

Как и прежде основной целью деятельности членов Академии  является организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России.

Российская академия наук, объединяющая в своих рядах интеллектуальную элиту страны, должна стать активным участником разработки государственной политики социально-экономического развития.  Инициатором,  разработчиком и научным руководителем важнейших государственных программ и решений.

Главной задачей Академии является определение основных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований. Предстоит разработать  на этой основе программу фундаментальных исследований в Российской Федерации, как основы современного образования и перспективных технологий, а также осуществить практическую реализацию этой программы. Программа должна стать научной базой реализации Стратегии научно-технологического развития, утвержденной Президентом России В.В. Путиным 01.12.2016.

При этом необходимо усилить научные программы Президиума и Отделений РАН по приоритетным направлениям на основе открытого конкурсного финансирования.

Академия должна осуществить научное сопровождение Стратегии национальной безопасности, разработку и реализацию программы  оборонных исследований. Задачам обороны и безопасности страны необходимо предоставить приоритет  и всемерную поддержку.

Как экспертной научной организации, Академии необходимо поручить объективную научно обоснованную оценку государственных решений.

Предстоит наращивать усилия по прогнозам социально-экономического и научно-технологического развития страны.

Вместе с Министерством образования и науки  Академии наук предстоит активно участвовать в создании адекватной современной системы образования на основе передовых научных знаний.

Академия должна всячески стимулировать и развивать интеграционные процессы между научными и образовательными организациями страны. Особое внимание следует уделить просветительской деятельности, повышению общего культурного уровня населения, борьбе с лженаукой и шарлатанством.

Основные задачи.

Нам предстоит всемерно развивать конструктивный и уважительный диалог Академии со всеми ветвями власти, общественными организациями, научным сообществом и  населением.

Необходимо настойчиво разъяснять и отстаивать нашу позицию по широкому спектру проблем отечественной и мировой науки, а также проблемам страны и общества.

Важной и срочной задачей является восстановление территориальной структуры РАН, как важнейшего фактора единства научно-технологического пространства страны. Особого внимания заслуживает разработка и реализация конкретных мер по восстановлению целостности и эффективности научного комплекса России, основой которого является система академических институтов, научных центров и ведущих университетов, обеспечивающих проведение широкого спектра фундаментальных научных исследований на мировом уровне.

Предстоит много сделать для модификации организационно-правовой формы Академии, наделив ее статусом, позволяющим браться за задачи государственного масштаба и исключающим возможность бюрократического, административного  и внеуставного влияния на деятельность Академии.

Предстоит и дальше совершенствовать механизмы взаимодействия с Федеральным агентством научных (ФАНО) на основе строго законодательного разделения полномочий и ответственности, по принципу: РАН – это наука, ФАНО – ее хозяйственно-административная обеспечение.

ФАНО в соответствии с логикой реформ и действующим законодательством должно быть освобождено от выполнения несвойственных функций по организации научных исследований, и ему следует сосредоточиться на решении административных, финансовых, хозяйственных вопросах, а также на социальных проблемах ученых.

Для практической реализации положения 253-ФЗ о научно-методическом руководстве научными организациями и организациями высшего образования необходимо устранить юридические несоответствия и законодательно закрепить за РАН следующие функции:

согласование планов научных исследований, оценка полученных научных результатов,

распределение средств на фундаментальные научные исследования,

назначение (согласование) кандидатур руководителей научных организаций, в том числе, НИЦ, ГНЦ и ведущих университетов. 

Большое значение для РАН имеет развитие международного научного сотрудничества. Основные усилия должны быть направлены на взаимодействие с зарубежными партнерами, на организацию в России крупных международных проектов, на создание международных институтов в РФ, а также институтов РАН за рубежом.

В части ресурсного обеспечения научных исследований необходимо совместно с Советом при президенте Российской Федерации по науке и образованию, Минобрнауки России, другими заинтересованными органами власти и бизнес сообществом добиваться доведения финансирования нашей науки до 2% ВВП.

Институциональное и организационное развитие РАН

Настало время существенно изменить работу президиума РАН. Повысить ответственность руководства Академии за реализацию ее задач и функций. Должна быть обеспечена ротация руководства Академии. Период пребывания на руководящих должностях в Академии не должен превышать двух сроков, установленных Уставом РАН.

Нам предстоит настойчиво вести  борьбу с формализмом, бумаготворчеством и безответственностью. Необходимо провести радикальную дебюрократизацию РАН на основе бо′льшего доверия к учёным.

Необходимо повысить роль и ответственность Отделений и Научных советов РАН в прогнозах  развития научных направлений, в формировании, финансировании и реализации программ научных исследований, в развитии  системы оценки научных организаций.

Президиуму РАН следует обратить особое внимание на тематическую и организационную интеграцию сельскохозяйственной и медицинской структур объединенной РАН.

С целью выявления перспективных научных направлений,  создания научного и инновационного задела, необходимо оптимизировать систему научных советов РАН, повысить качество их работы, оперативность и ответственность. Предстоит  разработать механизмы создания в структуре РАН научных и образовательных подразделений, «виртуальных» лабораторий для совместной работы с прикладными НИИ, а также механизмы участия РАН в создании инновационных предприятий.

Ключевым направлением деятельности РАН являются кадры науки.

Талантливые и квалифицированные кадры всех поколений – главная ценность Академии, основа ее развития, ее конкурентное преимущество. Поэтому предполагается ориентировать наши действия именно на нужды ученых и сосредоточить усилия на следующих основных направлениях:

Возможность введения  ассоциированного членства в РАН, предусматривающего участие в работе Академии с правом совещательного голоса, для профессоров РАН, руководителей научных и образовательных организаций, находящихся под научно-методическим руководством РАН, представителей зарубежной диаспоры.

Внести в Правительство Российской Федерации предложения по закреплению позиции «Профессор РАН» в государственной системе ученых званий, предусмотрев при этом специальные выплаты.

Восстановить роль РАН в образовательном процессе всех уровней, в том числе:

обеспечить эффективное научно-методическое руководство ведущими вузами страны;

разработать и реализовать вместе с МОН программы интеграции науки и образования;

обеспечить проведение  экспертизы учебников для среднего и высшего образования;

создать сеть  академических лабораторий;

расширить сеть академических университетов, ориентированных на подготовку научных кадров высшей квалификации инновационного развития экономики.

Создать в структуре РАН академическую аспирантуру и систему аттестации по присвоению ученых степеней и званий (по примеру МГУ и ЛГУ).

Разработать меры по обеспечению профессионального роста учёных, необходимые для возрождения престижа научной работы и привлечения в РАН талантливой молодежи.

Разработать и внедрить систему «академических постдоков».

Расширить  практику прямой поддержки научных школ, талантливых молодых ученых, академических научно-образовательных структур.

Рассмотреть возможность введения постоянных и временных научных позиций.

Создать  комиссию по этике, в том числе для предотвращения конфликтов интересов при выборах в члены РАН.

Провести совместно с органами государственной власти работу по обеспечению достойного и справедливого уровня оплаты научного труда, пенсионного и социального обеспечения ученых на уровне государственных служащих.

Подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения по, созданию специального жилищного и социального фонда РАН.

Сегодня, спустя десятилетия радикальных политических и экономических трансформации в России, ясно видно, что без развития фундаментальной науки, невозможно выполнить поставленные Президентом России масштабные задачи социально-экономического и инновационного развития страны, обеспечить ее безопасность и защиту от внешних и внутренних угроз.

В сложившейся геополитической и экономической ситуации никакой прогресс не возможен без мощной фундаментальной науки. Без подключения научного сообщества, его интеллектуального потенциала к решению острых общегосударственных задач. На это должны быть направлены усилия всей нашей Академии и каждого из нас.

Сегодня будущее Академии целиком в наших руках. Это будущее зависит от  энергии, воли, творческой и напряженной работы каждого сотрудника Академии, и всех нас вместе. И никто не в состоянии нам помешать. Превратить нашу Академию в лучшую Академию мира. Сделать ее необходимым элементом и основой динамичного развития нашей страны. 

Успех наших начинаний будет определяться тем, насколько убедительно мы сумеем доказать обществу и власти способность Академии дать стране необходимые ей результаты мирового уровня, ответить на острейшие вызовы современности. Предложить траекторию инновационного развития, которая выведет Россию на достойное место среди стран - лидеров нового мирового экономического уклада.

Более детальной предвыборной программой академика В.Е.Фортова можно ознакомиться на сайте РАН и в брошюре «Основные направления развития Академии наук» (обращаться в отделения РАН).

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН