Валентин Сергиенко: «Дойти до сути можно, исследуя кванты. А можно — изучая планктон»
В кабинете академика Сергиенко все очень по-академически. Сдержанно. Выверенно. Но не аскетично. Книги, шторы, два стола – письменный и для переговоров. Видно, что здесь любят работать и спорить. Работать много, а спорить горячо. Конечно тогда, когда на это есть время. Дело в том, что застать вице-президента Российской академии наук, председателя Дальневосточного отделения Валентина Сергиенко в кабинете можно нечасто. Интересы у науки на Дальнем Востоке есть во всем мире, в свою очередь у всего мира есть интерес к ней. Почему так происходит, хозяин замечательного кабинета рассказал «Приморской газете».
– Валентин Иванович, что отличает Дальневосточное отделение Российской академии наук от остальных региональных отделений?
– Молодость. Российская (тогда императорская) академия наук создана в 1724 году. В Приморском крае современное академическое научное сообщество начало формироваться в начале 70-х годов прошлого века, именно тогда был создан Дальневосточный научный центр АН СССР, преобразованный позднее в Дальневосточное отделение РАН. С самого начала оно объединяло в своем составе все академические институты, работающие на территории дальневосточного региона. С 2014 года в состав ДВО РАН включены научные подразделения, принадлежавшие ранее академиям медицинских и сельскохозяйственных наук. Во Владивостоке располагается президиум ДВО РАН – это штаб, стратегический командный пункт дальневосточной науки, отвечающий за выработку стратегии и тактики развития фундаментальных и прикладных исследований на самой восточной территории России, координирующий международные связи российских ученых в зоне АТР.
– В международных исследованиях востребованы программы прикладной направленности или фундаментальные научные исследования?
– Основной интерес наши зарубежные партнеры проявляют к результатам фундаментальных исследований. Люди давно пришли к пониманию того, что именно фундаментальная наука дает возможность решать практические задачи, совершать прорывы в прикладных направлениях в инженерии и технологиях. Правда, никто не может сказать, когда конкретно фундаментальные исследования станут основой для практики. Простой пример: когда Нильса Бора, ученого, занимавшегося в начале прошлого века развитием теории атомного ядра, спросили, есть ли практическое применение распаду ядра атома, он пожал плечами: «Это никогда не будет нигде использоваться». Так на вопрос о практическом применении своих результатов своих открытий ответил человек, заложивший основы атомной физики. Это было в 1905 году – всего за 40 лет до Хиросимы, за 50 лет до начала эпохи мирного атома, запуска первой в мире Белоярской атомной электростанции.
– Сегодня еще совершаются открытия такого уровня? Открытия, которые заставляют задуматься над природой вещества?
– Да, и доказательством этого являются ежегодно присуждаемые Нобелевские премии по разным направлениям науки. Важны и интересны новые явления и неожиданные находки, заставляющие иначе взглянуть на суть хорошо известных явлений природы. Пару лет назад, например, наши ученые из Камчатского института вулканологии и сейсмологии, анализируя вещественный состав лавовых потоков свежего вулканического извержения, обнаружили алмазы в соотношении сотни штук на килограмм вещества. Да, они очень мелкие (их размер составляет сотые доли миллиметра) и не представляют интереса для ювелирной отрасли. Однако это открытие может перевернуть науку и наши представления об условиях и механизме формирования алмазов в природе. До настоящего времени считалось, что алмаз может возникнуть только в результате воздействия на графит давления в тысячи атмосфер и температуры в несколько тысяч градусов. В лавовых потоках нет таких экстремальных условий. Следовательно, в природе имеются другие пути и механизмы синтеза алмазов. Раскрыв их, можно будет предложить и новый способ производства искусственных алмазов, так необходимый современной промышленности.
– В недрах много неизученного. Наверное, много и под водой?
– Исследование морских глубин, по мнению экспертов, значительно сложнее исследований ближнего космоса, а изученность глубин мирового океана значительно ей уступает. За всю историю человечества, систематически изученными оказались глубины первой-второй сотни метров. Потому большое внимание в ДВО РАН уделяется разработке технических средств изучения и освоения океана, – современных робототехнических систем, которые позволяют без прямого участия человека проводить измерения среды, мониторинг объектов морских экосистем длительное время и практически на любых глубинах. С помощью этих устройств можно решать и практические задачи: экологического мониторинга, инспекции технического состояния подводного оборудования (от осмотра днища корабля до оценки состояния трубопроводов и кабельных трасс).
В прошлом году, например, была закончена очень важная работа. Ученые института проблем морских технологий ДВО РАН в Приморье создали современную автономную систему мониторинга закрытых акваторий. Это комплекс из трех подводных аппаратов (двух автономных и одного телеуправляемого). Они способны взять под контроль дно любой акватории, с самым сложным рельефом, практически на любой глубине. Такая роботизированная «триада» может сама составить подводную «карту местности» с очень точной привязкой всех объектов, находящихся на заданном пространстве. Периодически инспектируя акваторию, система в автоматическом режиме фиксирует и анализирует все изменения, произошедшие с момента последней инспекции. Технические возможности созданной системы уникальны, а возможные области ее применения очень обширны. Сейчас система проходит опытную эксплуатацию.
– Неужели мы победили признанных робототехников – японцев?
– По некоторым направлениям – да. Первый исследовательский автономный аппарат, он же робот, который мог погружаться на шесть тысяч метров, был сделан именно в Институте проблем морских технологи около 20 лет назад. Зарубежные аналоги появились шесть-семь лет назад. ИПМТ—это наш единственный институт, который выполняет гособоронзаказ. Мы можем с гордостью говорить, что в министерстве обороны используют разработки, выполненные нашими учеными. Надеемся, вскоре начнет свою работу Инженерный центр института — его строительство длится около десяти лет, но в этом году будет закончено. Тогда ученые смогут освоить и мелкосерийное промышленное производство своей уникальной техники. И у сотрудников института появится возможность больше заниматься разработкой технологий использования созданных робототехнических устройств в геологии, биологии и т.п.
– В науке достаточно белых пятен, но разве еще есть место открытиям, которые могут перевернуть мир?
– Белых пятен достаточно. Если ты работаешь в науке на передовых рубежах, то белые пятна — обыденность. Постановка исследования непременно подразумевает проникновение в зону неизвестного. И примеров таких работ множество в каждом из 50 научных институтов отделения. К их числу относятся, например, исследования ученых-океанологов из ТОИ ДВО РАН в Арктике по проблеме «метановой катастрофы». В атмосфере северного полушария серьезно повышена концентрация одного из парниковых газов –метана, природа которого до недавнего времени была не совсем понятна, равно как и не ясны были источники и механизм поступления метана в атмосферу. Работа приморских ученых помогла разгадать загадку. В ходе морских экспедиций в высоких широтах мы обнаружили и детально описали «фонтанирующие» метановые поля в восточном секторе Арктики. Далее обосновали причины различного влияния метановых потоков на глобальные климатические процессы нашей планеты, в том числе и глобального потепления. Результаты исследований изложены в статьях, опубликованных в самых рейтинговых изданиях мира – журналах Nature, Science, и доложенных на самых авторитетных научных форумах.
– То есть высказывание «Дайте мне точку опоры и....» актуально?
– Да, слова Архимеда, сказанные о рычаге, справедливы и актуальны сегодня. Правда, может быть, не стоит их формально воспринимать. Но абсолютно верно, что если человек вооружен знаниями, то ему любая задача по плечу. Помните название замечательного журнала «Знание – сила». И обратите внимание, здесь важен не рычаг-инструмент, с помощью которого осуществляется действие, а точка опоры! В нашем случае опора, наличие которой позволяет творить чудеса, – научные коллективы и научные школы.
Беседовала Эльвира Гажа