«Управлять семьюстами директорами легче, чем двумя тысячами»

Выступление Всеволода Луховицкого (профсоюз «Учитель», г. Москва) на Третьей сессии Конференции научных работников. 

Всеволод ЛуховицкийДобрый день уважаемые коллеги!

Мне чрезвычайно приятно, что я, простой учитель школы, могу выступать перед такой аудиторией. Я думаю, что смысл приглашения заключается в очень простой вещи. Все, что происходит с российской наукой, начиная примерно с 2007 года, уже случилось с российским образованием. То, что я слушал сейчас, это начало того, как происходило со школой, с дошкольным образованием и с дополнительным образованием. Поэтому я могу говорить уже отталкиваясь от того, что сегодня говорили выступавшие, зная, что из этого произошло, что будет. Итак, главная идея реформы. Первый момент – это экономическая целесообразность, эффективность. В Москве, например, из двух с лишним тысяч школ осталось 700 комплексов. Я думаю, подавляющее большинство присутствующих являются родителями и понимают, как можно жить ученику в школе с 17-ю зданиями, а такие школы в Москве есть. Из соображений эффективности в среднем в классе сейчас уже не 15-20-25 человек, как было 10 лет назад, а 30-35. Это реальность и это называется «экономически обоснованная политика». Сегодня по стране уволено около четырехсот тысяч учителей. Особенно это касается такой категории учителей, как совместители. Прежде всего, совместителей в хороших школах, работающих одновременно в науке. А почему они нецелесообразны совместители, почему их не надо терпеть в школе? А потому что есть президентские указы,майские, в которых сказано, что средняя зарплата должна быть не ниже, чем средняя по экономике. Значит надо этих совместителей убрать, потому что они в отчетах не учитываются, и таким образом повысить зарплату. Это привело также к тому, что увеличивается нагрузка, а сейчас, с сентября месяца собираются очень четко вводить обязательное 36 часовое в неделю присутствие учителей в школе. Коллеги, я на полном серьезе говорю, что через пару лет ваши директора вынуждены будут предложить вам не так, как сейчас – один присутственный день, два присутственных дня в институте, а пять дней и отмечаться, сколько часов вы побыли на работе.

Второй момент. Помимо финансовой эффективности возникает вопрос эффективности управления. Понятно, что управлять семьюстами директорами легче, чем двумя тысячами. Для этого надо убрать несогласных, самостоятельных руководителей. Скоро, как это сейчас произошло во многих городах, в том числе в Москве, будет негласная установка, чтобы возраст директора института был в среднем от 30 до 35 лет. Такая установка, например, в Москве существует по школам. Молодого педагога, которому сразу дали приличную зарплату, директорскую, можно держать полностью под контролем. Для этого же существует та самая 278-я статья трудового кодекса, которая, вероятно, уже упоминалась, что любого директора школы можно снять учредителю без объяснения причин. Я завершаю свое выступление простым таким соображением. Здесь говорилось о том, какие могут быть два варианта действий: либо вести переговоры, договариваться, обсуждать с представителями ФАНО, с представителями Правительства, либо организовывать протестные действия. По опыту профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность» мы можем говорить о том, что как раз с нами начнут разговаривать чиновники только тогда, когда будет достаточная протестная активность. Вот когда их вынудим разговаривать, тогда и будут.

Послезавтра, на Суворовской площади, в час дня состоится митинг, организованный профсоюзом «Учитель» и профсоюзом «Университетская солидарность», под девизом «За право учиться и возможность учить». Я приглашаю всех на это мероприятие, и мы готовы предоставить слово желающим говорить о современном состоянии науки. Спасибо!

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН