Выступление председателя ДВО РАН академика В.И.Сергиенко на Общем собрании РАН 24 марта 2015 г.
Уважаемые участники Общего собрания РАН!
Сегодня у нас знаменательное событие, наше собрание является первым отчетным собранием Российской академии наук после интеграции трех академий России в единую структуру. Наверное, не будет большим секретом тот факт, что интеграционные процессы были восприняты в научном сообществе далеко не однозначно и протекали не всегда просто. Тем не менее, эта сложная организационная работа завершена, и сегодня РАН выступает как единая структура, объединяющая основной интеллектуальный и научно-технический потенциал страны, от реализации которого Власть и общество ожидают положительного влияния на темпы социально-экономического преобразования России. Именно поэтому необходимо тщательно проанализировать результаты работы обновленной РАН за этот год, оценить эффект проведенных реформ на развитие фундаментальных и прикладных исследований в стране.
В представленных докладах Президента РАН и Главного ученого секретаря был дан развернутый анализ результатов деятельности РАН за 2014 год и работы Президиума РАН за этот период. Представленные материалы отражают достаточно полно и объективно результаты деятельности всей РАН и ее региональных отделений. Тем не менее, мне хотелось бы добавить несколько слов о работе Дальневосточного отделения РАН в 2014 году.
Вследствие реформ число научных организаций, находящихся под научно-методическим руководством Отделения, увеличилось с 34 до 51. Численность научных сотрудников при этом увеличилась не столь заметно: с 2,6 тыс. до 3,2 тыс. человек. Более существенным оказалось значительно меньшая финансовая и материально-техническая обеспеченность интегрированных в состав ДВО РАН новых коллективов.
Формально деятельность ДВО РАН в прошлом году имела в целом положительную динамику. Была сохранена научно-организационная форма работы Президиума и его бюро, разработан и принят Устав ДВО РАН в новой редакции, образовано восемь объединенных ученых Советов по направлениям наук, в том числе по сельскохозяйственным наукам, по медицинским и физиологическим наукам. Вновь созданные советы приняли активное участие в формировании Программы фундаментальных исследований «Дальний Восток» на 2015-2017 годы, в проведении конкурсного отбора проектов Программы, организации их экспертизы. С большим успехом прошла научная сессия Общего собрания ДВО РАН, посвященная проблемам освоения Арктики. С докладами и в обсуждениях проблем социально-экономического развития Арктической зоны северо-востока России выступили специалисты в области геологии, биологии, медицины, сельского хозяйства, экологии, спутникового мониторинга и океанологии.
В 2014 году дальневосточными учеными завершены обширные циклы фундаментальных и прикладных исследований. Ряд полученных при этом результатов без сомнения может быть отнесен к выдающимся. Среди них следует назвать открытие нового механизма превращения нейронов из глиальных клеток, что в перспективе откроет путь лечения нейротравм и нейродегенеративных заболеваний человека. Результат получен учеными ИБМ ДВО РАН в рамках совместного с Каролинским институтом (США) научного проекта и опубликован в журнале Science. Этим же коллективом авторов была экспериментально подтверждена способность глиальных клеток трансформироваться в мезенхимальные стволовые клетки, что открывает новые перспективы в развитии технологий восстановления любых тканей человека. Результаты исследований опубликованы в журнале Nature.
Разработан способ создания принципиально нового оптического элемента – волоконного микроаксикона, позволяющего методом прямого лазерного наноструктурирования поверхности металлических пленок создавать устройства нанофотоники и плазмоники с рекордным разрешением до 40 нм.
Учеными химиками был разработан и экспериментально подтвержден новый подход к формированию композитных пылеподавляющих покрытий для предотвращения миграции радионуклидов в окружающей среде в местах техногенных аварий. Разработка защищена российскими патентами и в ближайшее время планируется к реализации в стране и за рубежом, в частности на Чернобыльской АЭС (Украина) и АЭС Фукусима-1 (Япония).
Успешно продолжались исследования в области поиска новых биологически активных веществ в объектах растительного сырья Дальнего Востока и ресурсах прилегающих морей. В частности в одном из видов дальневосточных губок найден новый алкалоид – урупоциадин-А, являющийся основой для создания нового типа иммуностимуляторов.
Завершены исследования по разработке новых сортов сои и риса. Сорта отличаются скороспелостью, высокой хладостойкостью, устойчивы к полеганию, осыпанию и пригодны к поздней уборке. Новые сорта важных для Дальнего Востока культур включены в Госреестр селекционных достижений для использования по Восточно-Сибирскому и Дальневосточному регионам.
К числу достижений 2014 года ДВО РАН также следует отнести результаты экспериментальных исследований состояния вечной мерзлоты на мелководном шельфе морей Восточной Арктики. В ходе проведения буровых работ на шельфе моря Лаптевых в условиях зимней экспедиции была оценена скорость разрушения подводных многолетнемерзлых пород, обоснованы ранее высказанные гипотезы о механизмах поступления метана в атмосферу арктической зоны. В ходе Российско-шведской экспедиции SWERUS-C3 на ледоколе «ОДЕН» в течение июля-октября 2014 года были проведены обширные мультидисциплинарные исследования в российском и канадском секторах Арктики. Были подтверждены и уточнены результаты ранее проведенных исследований полей метановых факелов на мелководном шельфе акваторий моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, впервые обнаружены и детально охарактеризованы метановые факелы большой мощности на глубоководных склонах Ледовитого океана, что подтверждает гипотезу о снижении устойчивости газгидратов на шельфах арктических морей.
Об устойчивости работы научных учреждений Дальневосточного отделения говорит состояние публикационной активности. В сравнении с 2013 годом общее количество публикаций возросло на 6%, в то же время число публикаций в зарубежных изданиях возросло на 34%, а средний показатель публикационной активности ученых институтов ДВО РАН в изданиях, индексируемых в базах WoS и Scopus, достиг 0,65 статьи на одного научного сотрудника. Закономерно повышаются импакт-факторы журналов, издаваемых в ДВО РАН. Только за 2014 год импакт-фактор журнала «Биология моря» вырос на 26 %, «Тихоокеанская геология» - на 18%, а журнала «Вулканология и сейсмология» - на 72%. Интегрирование в состав ДВО РАН научных подразделений, ранее входивших в состав РАМН и РАСХН, конечно же оказало негативное влияние на усредненные показатели публикационной активности ученых ДВО РАН. Они снизились, прежде всего, по числу публикаций в изданиях индексируемых в международных базах наукометрических данных. Но если учесть все публикации, то налицо устойчивый 10-12% рост числа статейных и монографических публикаций при переходе от 2013 к 2014 году.
2014 год был годом устойчивого развития международных связей ДВО РАН. Несмотря на все сложности, связанные с передачей институтов в ведение ФАНО, продолжалась работа с зарубежными научными центрами и международными организациям в рамках 145 программ и проектов. Среди партнеров - ученые из США, Европейского союза, Тайваня, Вьетнама, Китая. Направления, по которым развивается сотрудничество, – исследования Арктики, геодинамика северо-западной части Тихого океана, биология моря, биотехнология, лазерная физика, биоорганическая химия, новые материалы, археология, региональная экономика и т. д. В предшествующие годы по инициативе ДВО РАН было создано 12 совместных лабораторий с зарубежными научными центрами. Эти лаборатории в прошлом году успешно функционировали, повышая авторитет российской науки.
Положительные примеры результативной работы институтов ДВО РАН можно было бы продолжить, но представляется более важным остановиться на проблемах развития научного комплекса на Востоке России.
Анализ всей совокупности параметров, характеризующих оперативную деятельность нынешнего ДВО РАН, позволяет утверждать, что в 2014 году работа в значительной мере проводилась по инерции, благодаря заделам и потенциалу созданному ранее. Отработанные и хорошо зарекомендовавшие себя механизмы стимулирования научных исследований и повышения эффективности работ начинают пробуксовывать. Ослабевают межинститутские и междисциплинарные связи. С большими трудностями стали реализовываться программы по модернизации приборного парка, совершенствованию информационной и телекоммуникационной обеспеченности научных исследований, заметно угасают интеграционные связи не только между институтами, но и с другими региональными отделениями и региональными научными центрами. С огромными проблемами столкнулись институты при организации комплексных научных экспедиций. Научный процесс все более и более индивидуализируется. Все реже инициируются крупные междисциплинарные и межинститутские проекты. Уж очень сложным стала их подготовка, обоснование, координация и тем более согласование и решение вопросов материального и финансового обеспечения процесса их реализации.
В 2014 году мы впервые столкнулись с резким падением числа защит кандидатских диссертаций, что нарушает почти 15-летний устойчивый тренд 10-15% ежегодного роста этого показателя. Трехкратное сокращение числа защит при переходе от 2013 к 2014 году невозможно объяснить простым стечением обстоятельств, или резким ухудшением работы аспирантуры. Безусловно, это следствие ухудшения климата в институтах, нарастания тревожных ожиданий и т.п., а также снижением мотиваций у молодых людей в получении ученой степени и эффектом от принятия нового закона «Об образовании», в котором аспирантура рассматривается всего лишь как одна из ступеней высшего образования и не предполагает обязательного получения ученой степени по ее окончании.
Другой негативной тенденцией, проявившейся неожиданно в 2014 году, стал отток молодых кандидатов наук. Этот процесс всегда был характерен для Дальнего Востока, но в 2014 году впервые за много лет отток превысил поступление. Проведенный анализ говорит об усилении миграции внутри страны, а также эмиграции.
Очевидно, что наблюдаемые негативные тенденции явились следствием наложения реформ РАН и текущей финансово-экономической ситуации в стране. Но от понимания причин легче не становится, налицо снижение эффективности работы научных коллективов по ряду показателей. Полагаю, что если не принять меры по корректировке курса реформ, результаты работ 2015 года будут неутешительными.
Теперь несколько слов об отношении к реструктуризации научных учреждений. Для ДВО РАН поиск оптимальной сети НИИ всегда был в центре внимания. Только в 2000-х годах мы провели 9 реорганизаций своей сети и, как нам казалось, нащупали некий оптимум в отношении числа институтов, охвата задач, которые нужно решать в интересах социально-экономического развития региона, и реальных финансовых, материальных и кадровых возможностей. Но с появлением ФАНО ситуация обострилась до невозможности и вовлекает в обсуждение различных «прожектов» все большие и большие массы ученых, порождая чувство неуверенности в завтрашнем дне и ощущение общей нестабильности академической структуры и грядущей катастрофы. То нас «сливают» с ДВФУ, в котором авторство более чем 70% публикаций принадлежит ученым ДВО РАН, то наши подразделения предлагается разобрать ведомствами. Главное, что никто явно не формулирует цели и задачи предполагаемого реформирования, инициаторы этих процессов в нарушение 253 ФЗ действуют через голову РАН и тем более ее региональных отделений. Когда же ставишь вопрос, что для Дальнего Востока оптимизация сети институтов должна обязательно включать и создание новых подразделений, востребованных жизнью, нас никто не слышит, и о поручения Президента страны о целесообразности создания в структуре ДВО РАН десятка новых институтов стараются не вспоминать. Сегодня развитие сети учреждений РАН на Дальнем Востоке со всей очевидностью отстает от потребностей и темпов социально-экономического развития региона. Представляется, что при обсуждении вопросов реорганизации, прежде всего, нужно исходить из этого факта.
Несмотря на огромные сложности и вызовы, с которыми столкнулась РАН в 2014 году, мне кажется, что она справилась с основными задачами, сделала все, чтобы минимизировать потери и утраты, связанные с реформированием, и активизировала свою работу уже в новом, обновленном качестве. Считаю возможным поддержать высокую оценку деятельности РАН в 2014 году и утвердить представленные отчеты Президента и Главного ученого секретаря РАН.
Спасибо за внимание!