ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НУЖНО МЕНЯТЬ  

О демографических проблемах России говорится давно, много и на разных уровнях: сокращение численности населения  чревато для страны многочисленными опасностями и бедами – экономическими, политическими, межэтническими, территориальными… Это особенно отчётливо осознаётся на окраинах государства, где демография выступает как яркий показатель состояния дел территорий. О том, как обстоят дела с народонаселением в Приморском крае наша сегодняшняя беседа с членом экспертного совета по стратегическому развитию Владивостока, директором Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущим научным сотрудником Тихоокеанского института географии ДВО РАН,  к.э.н. Юрием Авдеевым.

– Юрий Алексеевич, что можно сказать о современной демографической ситуации в крае и какие прогнозы на будущее?

ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НУЖНО МЕНЯТЬ  –Демографическая ситуация в Приморском крае останется негативной. По прогнозу Приморскстата, к началу 2017 года население сократится до 1 миллиона 917 тысяч человек. Численность лиц трудоспособного возраста уменьшится на 40 тысяч человек. Численность пенсионеров возрастёт на 110 тысяч. Дефицит высококвалифицированных кадров на сегодня составляет 25 тысяч человек, а в планах краевой администрации создать ещё 25 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. При этом, количество вакансий в четыре раза превышает количество зарегистрированных безработных: на учёте стоят 15,7 тысячи человек, тогда как вакансий – почти 60 тысяч. Губернатор соглашается, что ожидать серьезного увеличения численности в ближайшие годы мы не можем, но вместе с тем надеется решить задачу, изменив баланс трудовых ресурсов по тем или иным компетенциям.

– Главная демографическая проблема?

– Всё это произошло не вчера, для Дальнего Востока отрицательные демографические изменения стали очевидными, начиная с 1991 года. Но и до этого специалисты фиксировали деформацию показателей возрастно-половой структуры, рождаемости и смертности, браков и разводов, естественного воспроизводства и миграционных процессов и предупреждали о замедлении роста численности населения региона. Пока Дальний Восток находился в зоне ответственности государства, население его росло и достигло 8,1 миллиона человек, а став «свободным» от государственного участия (не только в плане экономической поддержки, но даже обеспечения обороноспособности), он стал стремительно терять своё население, которое сократилось до 6 миллионов человек – это на территории, площадью в 6 миллионов квадратных километров! Сегодня некоторые признаки изменения демографических тенденций отмечаются, но утверждать, что мы имеем дело с формированием нового тренда вряд ли кто-либо возьмёт на себя такую смелость.

– Насколько актуальна для Приморья проблема старения населения?

– Утрата почти четверти своего населения привела к деформации всей демографической структуры. От нас уезжают, как правило, молодые, которые увозят с собой и родившихся здесь детей. Остаются люди более старших возрастов. Раньше регион отличался более молодым населением, теперь же оно даже старше показателей по стране в целом. На сто женщин фертильного (детородного) возраста приходится сегодня не более 70 девочек, то есть база воспроизводства новых поколений становится уже, а значит ожидать серьёзных изменений в показателях рождаемости в ближайшем и даже более отдалённом будущем не приходится. И даже материнский капитал здесь не сможет оказать существенного влияния.

– Какие меры в этой связи должно предпринять государство?

– Министерство развития Дальнего Востока не случайно сейчас задумало провести конференцию по формированию Концепции демографической политики Дальнего Востока до 2030 года, планируя её на 27-28 марта.

Что нужно, чтобы люди поверили в намерения государства повлиять на уровень развития региона, чтобы поток приезжающих сюда превысил количество мигрирующих отсюда, чтобы в семьях рождалось больше детей, чтобы смертность не превышала рождаемость? С момента масштабных вливаний в регион в последние годы складывается парадоксальная, противоестественная ситуация. Обычно в рыночной экономике  за капиталом следуют люди. У нас же, даже несмотря на то, что федеральный бюджет направил в регион более 260 миллиардов рублей и ещё порядка 320 миллиардов внебюджетных вливаний, мобилизацию региональных и муниципальных ресурсы, люди не верят и уезжают.

Правда, сокращение населения происходит в значительной части субъектов Российской Федерации, Дальний Восток не является исключением. Но на этом фоне жителям европейской части страны «подкидывают» идею, что территории за Уралом нужно отдать, потому что они требуют «содержания», что препятствует их благополучию. Сегодня звучат обращения к первым лицам с предложением отказаться от Дальнего Востока и Сибири (в 90-х годах прошлого века в академических кругах это уже обсуждалось в виде научной гипотезы). Некоторые видят в этом единственный путь спасения России. Ведь уступили же мы в своё время чрезвычайно удалённую от  России Калифорнию, Аляску,  теперь приходит время Дальнего Востока… 

Россия не просто теряет население, она теряет регион, по площади сопоставимый с Австралией, по количеству и разнообразию природных ресурсов – не сопоставимый ни с какой частью суши и морской акватории планеты! Именно в этом проблема и содержание демографической ситуации на Дальнем Востоке.

Самое простое решение – бросить национальные резервы на спасение Дальнего Востока, но это и при более благоприятных внешних и внутренних обстоятельствах тупиковый путь. Задача же состоит в том, чтобы территория не просто перестала быть проблемной, но и стала бы локомотивом развития всей страны. При каких условиях люди поедут сюда добровольно, без принуждения или даже по конкурсу, конкурентоспособные из числа желающих, стремящихся сделать жизнь более гармоничной, комфортной, богатой?

Дальний Восток остаётся территорией первоначального освоения. Главным сдерживающим фактором является низкий уровень инфраструктуры – дороги, коммуникации, жильё и тому подобное. При огромной территории, больших расстояниях и низкой плотности населения – это чрезвычайно сложная задача. Сокращается число населённых пунктов: отсутствие работы, обслуживания являются поводом покинуть это поселение, переехать в другое место. Только в Приморье за последние 20 лет исчезло не менее сотни поселений.

В «Стратегии развития Дальнего Востока и Прибайкалья до 2025 года» предложено выделить 48 опорных центров, в которых концентрируется производство и создаётся высокий уровень услуг. Это позволяет минимизировать издержки, обеспечивая максимально возможный уровень качества. Вокруг этих опорных центров сохраняются устойчивые поселения с набором не только первичных, но и более высокого уровня услуг. Не в каждом городе может быть создан планетарий, или океанариум, но есть круг потребностей, который должен удовлетворяться за счёт набора сервисных центров, работающих в малых поселениях.

Одним из базовых элементов изменения демографической ситуации в регионе должна стать новая территориальная организация населения. Необходимо оптимизировать затраты на социальную инфраструктуру. Критерием эффективности является уровень удовлетворения потребностей населения при высоком уровне его территориальной мобильности. Это то, что относится к компетенции регионального уровня. Для региональной и муниципальной власти основным критерием эффективности финансовых ресурсов территории является динамика уровня социальной конкурентоспособности, уровня привлекательности территории. Для человека – работа, обеспечивающая его материальные и карьерные устремления, нормальные условия повседневного быта, безопасность и экология, возможность обеспечить будущее детей – это является предметом оценки и принятия решения: остаться жить и работать здесь, или искать своё счастье в другом месте.  Есть множество других способов повлиять на выбор человека – где ему жить, работать, растить детей, строить дом и сажать деревья. 

Не менее важно изменить отношение федерального центра к восточным регионам России. Сегодня это отношения между метрополией и колониальной окраиной. Даже направляя мощный финансовый поток из центра, управление остаётся за федеральными чиновниками. Этим объяснялись конфликты на объектах саммита АТЭС во Владивостоке. Местные строительные компании вовлекались избирательно, или их участие очень ограничивалось. Аргумент при этом был следующий: деньги федеральные, и зарабатывать должны все, а не только местные. Но там, где работали региональные строительные компании, меньше эксцессов с трудоустройством, выплатой зарплаты, тогда как по другим объектам нередки невыплаты, нарушения договорных обязательств, конфликты между работодателем и работниками...

С потерей своего населения, интеллектуальный и профессиональный потенциал Дальнего Востока существенно снизился (в пропорции даже больше общего сокращения численности населения), и упреки центра в адрес региона отчасти справедливы. Политика федерального центра, когда финансовые ресурсы концентрируются в одном месте, а за ними подтягиваются и люди, является причиной миграционного исхода регионального актива. Если ситуацию не изменить, то некому будет обслуживать построенные к саммиту объекты. В рамках миграционных программ, способов регулирования миграционных потоков, набора механизмов и мер, направленных на «закрепление», «привлечение», «стимулирование», добиться результата не удаётся. Значит, необходим принципиально иной подход к решению проблемы.

В экономике страны, как и в численности населения, доля Дальнего Востока не превышает четырёх  процентов. С 1985 года так и не найдена эффективная модель социально-экономического развития, хотя предлагаемых вариантов не мало. Почему бы юг Дальнего Востока (вдоль Транссибирской железной дороги, или в пределах одного субъекта федерации) не представить в виде государственного пилотного проекта, в рамках которого устранены все факторы, сдерживающие проявление творческой инициативы жителей территории. Таможенные барьеры и налоговые обременения для бизнеса. Препоны для отечественных и иностранных инвесторов. Чиновничий произвол и число контролирующих инстанций. Ограничения в миграционном законодательстве, затрудняющие процедуру регистрации и получения гражданства. Препятствия на пути получения земли под жилищную застройку. Переход от абстрактного стимулирования рождаемости к стимулированию по возрастным, социальным группам. Другими словами, импульсом развития данной территории должны стать не столько объёмы федеральных вливаний, сколько меры, направленные на активизацию инициативы живущего здесь населения. Это будет привлекательным мотивом для приезда сюда деятельных людей из других регионов. 

– Насколько миграция населения влияет на демографическую обстановку в крае?

– Когда-то мигранты, направляющиеся на Дальний Восток, получали земельные наделы, были романтики и авантюристы, для кого-то стимулом была возможность купить автомобиль или ковёр. Сегодня в качестве мотивации на первый план выходит карьерный рост и возможность самореализации. Своеобразная «зона свободной инициативы» может стать притягательной для творческих, деятельных людей, и именно это может стать основой демографического роста и миграционной притягательности территории. Риск для государства незначителен, а масштабы выигрыша не только превзойдут ожидания, но позволят России через этот регион вступить в масштабное взаимодействие со странами АТЭС, сохранить свои дальневосточные территории.

Многое из того, о чём можно было ещё недавно только мечтать, становится важным сигналом, исходящим «сверху»: Дальний Восток – приоритет на весь ХХI век, территория опережающего социально-экономического развития; Владивосток – свободный порт; гектар земли в собственность жителя Дальнего Востока; установка на развитие человеческого капитала и желание нащупать ориентиры региональной демографической политики. Эти, и некоторые другие предложения, их институционализация и законодательное оформление, направлены на преломление тенденций последних десятилетий.  

Специалисты единодушны в вопросах воспроизводственных возможностей регионального демографического потенциала. При сложившейся демографической структуре ожидать существенного роста численности населения региона не приходится. Количество родившихся девочек уже многие годы значительно меньше числа родивших их матерей. Даже если половина семей вдруг станут многодетными, по 4-5 ребёнка, да из них 2-3 девочки, это не спасёт ситуацию. А реально таких семей сегодня не более трёх процентов! А какая экономическая нагрузка ложится на такую семью? Затраты родителей на одного ребёнка до 18-летнего (выпускника средней школы) или 23-летнего возраста (с учётом получения высшего образования) составляли от 3 до 5 миллионов  рублей. А с учётом тенденций коммерциализации среднего образования сумма должна возрасти ещё как минимум на 1 миллион рублей. Даже в самых экономных семьях с пятью детьми и без перспектив получения ими высшего образования нетрудно посчитать, каким должен быть доход таких семей, и сколько должен папа приносить домой, чтобы дети стали полноценными гражданами своей страны.  И какую долю в этом занимает «материнский капитал»?

– Есть ли перспективы роста населения края в будущем?

– Направляя усилия на стимулирование  воспроизводства собственного населения, тем не менее в краткосрочной и среднесрочной перспективе основным источником демографического роста видится миграционный прирост населения, то есть за счёт притока населения извне.

В 90-х годах прошлого столетия таким источником мог быть переток населения севера Дальнего Востока на юг. Из двух миллионов человек, покинувших регион, две трети – северяне. Но ни Приморье, ни Хабаровский край, ни Амурская область этим не воспользовались, и шанс на сегодня упущен. Для других территорий Дальний Восток выступает донором, отдавая своё население. Ожидать мигрантов из европейских субъектов Российской Федерации нам не приходится.

Откуда же можно ждать притока? Опасность «жёлтой угрозы» вроде миновала: этот поток введён в управляемое русло, ожидать большого притока рабочих рук отсюда не придётся. Мы «отбили» охоту у китайцев работать в России, особенно после участия в строительстве объектов АТЭС во Владивостоке. И объективно, у Китая «свободных рук» становится всё меньше, высвобождаемая рабочая сила в сельской местности становится всё более востребованной в городах.

То, что «течёт» сегодня из стран СНГ, особенно из Средней Азии, в массе своей больше создаёт головную боль и для властей, и для населения. Этот контингент стараниями региональной миграционной службы относительно легко получает гражданство, это смягчает статистику миграционной убыли местного населения. С другой стороны, очевидно, что в основном, это новое поколение, которое не знает русского языка (раньше «школой» была советская армия), не имеет профессии, образования, да и особого желания работать. При убывающем населении у нас не создано инфраструктуры, способной обеспечить социальную адаптацию мигрантов. Процесс социализации мигрантов происходит случайным образом, без особого участия образовательных структур и профессиональной подготовки. И это не региональная специфика, вспышки фобии или марши националистов происходят во многих регионах, это наша общая проблема.

Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников: за 2007-2012 годы Дальний Восток (как и большинство других регионов страны) так и не смог привлечь проживающих за рубежом соотечественников. Для сравнения: Приморский край за 20 лет потерял порядка 340 тысяч человек, а за пять лет к нам приехало в рамках программы 3,2 тысячи человек.  Много молодых ребят, уехавших в своё время учиться за рубеж, нашли себе работу там. А здесь они не востребованы, для них нет работы, зарплаты, нормальных условий для жизни и создания семьи.  Кадровые агентства не могут обеспечить достойными предложениями, а власти не проявляют заинтересованности. Инфраструктура к саммиту АТЭС была хорошим поводом, чтобы молодёжь, получившая образование и опыт работы за рубежом, мотивированная карьерным ростом и возможностью оказаться в центре грандиозных преобразований региона, могла стать движущей силой экономического и демографического развития региона. Но не стала таковой.

Специфическим источником роста населения Приморского края является поток возвращающихся корейцев их Средней Азии, чьи предки были депортированы в 1937 году. За последние годы в Приморье численность корейского населения возросла вдвое, уровень рождаемости у них относительно высок. Но пока в этом потоке преобладают люди со скромным достатком, ориентированные преимущественно на сельскую местность. Пустующие сельхозугодия и требуют таких рабочих рук, но обустройство переселенцев, организация производства, предоставление земельных участков и прочее – является неподъёмной задачей для муниципальных властей.

Казалось бы, происходящие трагические события на Украине предоставили нам великолепный шанс существенного демографического роста населения Приморья. Наши, свои, русские, русскоговорящие, с образованием, а иногда и двумя, специалисты, семьями, с детьми – более трёх тысяч человек, а при доброй воле руководства края и до 10 тысяч мы могли бы получить за 2014 год. Но, оказывается, что мы этим воспользоваться не очень-то и спешили, во всяком случае это не стало демографическим событием для Приморского края.

Таким образом, для демографического роста населения Дальнего Востока остаётся не так уж много возможностей. Но даже только перечисленные источники как ручейки в умелых руках могли бы превратиться в полноводные реки, если в голове прочно сидит понимание, что только живым трудом можно обеспечить благополучие на данной территории.

Лаура ИВАНОВА

«Аргументы неделi. Приморье»

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН