БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ
В ПУШКИНСКОМ ТЕАТРЕ
В Пушкинском театре прошел XIV Международный фестиваль «Болдинская осень», в котором приняли участие более 200 молодых исполнителей. Фестиваль был посвящен двум великим русским поэтам А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову. Художественное слово, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, театр, художественное и прикладное творчество, фотоработы – вот перечень номинаций фестиваля. Его организаторы не забыли и старшее поколение, выделив номинацию «Арина Родионовна». Именно в ней свою работу, триптих «Пушкин в Шанхае», на выставку фотографий представила главный специалист по международным связям Института химии ДВО РАН Татьяна Бутенко. Оригинальное представление памятника А.С. Пушкину в Шанхае, выполненное в виде коллажа методом мультиэкспозиции и дополненное описанием истории памятника, получило высокую оценку жюри фестиваля, автору был вручен диплом первой степени.
ПУШКИН В ШАНХАЕ
История памятника
На территории Французской концессии в Шанхае, на пересечении улиц Фэньян Лу и Юэян Лу, в зеленом сквере стоит единственный в Китае памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. История его драматична и поучительна. Впервые памятник был установлен и торжественно открыт 10 февраля 1937 г. Это событие было приурочено к 100-летней годовщине со дня смерти поэта. Инициаторами создания памятника стали русские эмигранты, французские дипломаты и представители шанхайской интеллигенции. В сборе средств приняли участие Федор Шаляпин и Александр Вертинский. Создание памятника было поручено творческой группе скульптора М. Н. Павловского. На памятнике была надпись «1837–1937, Пушкин – сотую годовщину смерти» на русском, китайском и французском языках. Смотрел поэт в сторону далекой Родины, на север. «Уголок поэта» – так назвали жители города площадь, где находился памятник. Здесь всегда была атмосфера спокойствия и возвышенного общения многочисленной публики – эмигрантов и творческой китайской интеллигенции.
Однако вскоре началась оккупация Китая японцами, Шанхай был ими захвачен. В 1944 г. за полгода до ухода из города японцы демонтировали памятник и отправили бронзовый бюст на переплавку для военных нужд. После победы над оккупантами российские эмигранты, шанхайские культурные круги, представительство ТАСС в Китае создали комитет по восстановлению памятника А.С. Пушкину. Собранные за короткое время необходимые средства, фотографии, чертежи прежнего памятника были переданы Москву в Третьяковскую галерею, сотрудники которой под руководством архитектора В.Н. Домогацкого разработали проект памятника, по которому был отлит медный бюст поэта. В 1947 г. его установили на прежнем месте. В разгар культурной революции (1966 г.) памятник был уничтожен хунвейбинами, бюст разбит, а монумент – взорван. Лишь в 1987 г. памятник Пушкину вновь был установлен на прежнем месте. Автор этого варианта – китайский скульптор Гао Юн Лонг, которому в 1937 г. было 10 лет, в 1947 г. – 20, и он помнил и первый и второй памятники Пушкину. Современный памятник А.С. Пушкину является авторской работой китайского скульптора, его видением поэта. Согласно китайской традиции он установлен лицом на юг, навстречу солнцу. Надпись же на русском языке находится сбоку.
1987-й – год 150-летия со дня гибели поэта – стал, по сути, третьим рождением пушкинского памятника в Шанхае. По русской традиции, если какое-то дело удается с третьего раза, то это означает самый хороший, самый долговременный результат. Китайский скульптор Гао Юн Лонг тоже выразил надежду на это. Он сказал: «Надеюсь, что никакие силы не смогут больше разрушить наш памятник, ведь он стал символом свободы и прогресса. История памятника А. С. Пушкину в Шанхае свидетельствует о том, что силы справедливости в мире сильнее любых черных сил и ретроградства, что эпоха разрушений и невзгод всегда сменяется эпохой просвещения и созидания, что никакие события не смогут вычеркнуть из людской памяти имена выдающихся гениев человечества».
От автора триптиха. Я сделала фотографии памятника в августе этого года, а его историю рассказала наша гид Даша, русская девушка, живущая и работающая в Шанхае. Будучи дома, я вновь и вновь возвращалась к своим снимкам, «шерстила» Интернет и обнаружила, что мои снимки, как две капли воды, очень похожи на опубликованные в интернете современные фотографии памятника. И мне захотелось как-то изменить их, дать понять, что это действительно особенное место: тихое, несуетливое, поэт сам защищает своих гостей от шума и проблем большого города. Смею надеяться, что мне это удалось. Искренне желаю посетить этот сквер с памятником А.С. Пушкину в Шанхае, если вас забросит туда судьба. Татьяна Бутенко