ХАБАРОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ВЫИГРАЛ ПРЕСТИЖНЫЙ ГРАНТ
«Учёные нашего института совместно с коллегами из МГУ имени М.В. Ломоносова получили грант Русского географического общества. Название гранта сложное: «Катастрофическое наводнение на Амуре 2013 года: отражение его последствий в эрозионно-русловых системах рек бассейна, рекомендации по защите от возможных высоких паводков в Приамурье». И, соответственно, приступили к исследованию Амура», – рассказывает заместитель директора хабаровского Института водных и экологических проблем ДВО РАН по науке доктор географических наук Алексей Николаевич Махинов.
Выиграть данный грант оказалось непросто, потому что после объявления конкурса на него было подано несколько сотен заявок. Сумма гранта составляет около полутора миллиона рублей. Цель понятна – провести экспедиционные исследования последствий наводнения, особенно в тех районах, где оно было небывалым по высоте и продолжительности.
Где работали учёные
Уже состоялись две экспедиции: одна в июне по нижнему Амуру, от Хабаровска до Богородского, вторая в сентябре – по среднему течению реки, от Хабаровска до Хингана.
«Нашими целями было определить, какие изменения произошли в русле реки, что паводок принёс пойме и как он повлиял на защитные сооружения в окрестностях городов. К тому же мы должны будем дать рекомендации по защите их от наводнений, – продолжает профессор А.Н. Махинов. – Прежде всего нам надо было выявить участки с наиболее интенсивным проявлением русловых процессов, то есть те, где сильно размываются берега, где активно происходит аккумуляция отложений в русле. Важно также оценить, как после паводка перераспределяется сток воды из одного рукава в другой».
В районе Хабаровска учёные провели детальные работы по исследованию русла и выяснили, что его преобразования велики, к тому же здесь антропогенное воздействие на реку проявляется особенно сильно. Далее учёные работали в районе города Амурска, где также активно проявляется негативная направленность русловых процессов.
И у краевого центра, и возле Амурска река имеет многорукавное русло и характеризуется сложной динамикой. Например, левобережный рукав у Амурска постепенно деградирует. Поэтому городской водозабор заносится песком, в протоке Старый Амур уменьшаются глубины, возникают острова и подводные мели, осложняется судоходство.
Самой нижней точкой, которую обследовали участники экспедиции, была Удыль-Кизинская низменность перед селом Богородским, где рукава тоже «играют». Там проследили за стоком воды, измерили глубины, скорости течения в протоках, провели картирование появившихся после паводка аккумулятивных образований в русле. Такие же исследования в сентябре провели на Амуре выше по течению – от Хабаровска до Хингана.
В результате выявлено около десятка мест на Амуре, где произошли наиболее значительные изменения.
Какие изменения?
На нижнем Амуре небольшие, второстепенные рукава интенсивно заносятся песком. В их истоках уже сформировались обширные песчаные накопления – к такому выводу пришли учёные.
Например, перед Комсомольском-на-Амуре, за мостом, русло делится на два рукава – правый (мощный, основной) и левый, который ведёт к центру города. Левый постепенно заносится, а после наводнения в его истоке сформировались две огромные песчаные косы. Они, по сути, закрывают вход в эту протоку. Значит, в будущем этот рукав может деградировать? Тогда как к нему смогут подойти речные суда? А чтобы избежать этого, придётся проводить крупные дноуглубительные работы, иначе у города Юности потечет уже не полноводный Амур, а узкая протока, заросшая по берегам ивняком…
Подобные тревожные точки нанесены на карту. На ней также показана картина затопления долины Амура. Паводок по-разному повлиял на разные участки реки: где-то были затоплены пойма, или озера вне поймы, или просто устья притоков. А были места, где вода даже «не поместилась» в пойме и вылилась за её пределы. Причем, от воды пострадала не только пойма.
Песок до метра толщиной
До того как экспедиция исследовала Амур, считалось, что мощные потоки воды размывают на пойме грунт, создавая тем самым новые протоки, как бы дробят её на рукава.
А происходит вообще-то иначе – река значительную часть наносов отложила на берегах, вследствие чего в прирусловой части поймы накопились обширные песчаные отложения, до одного метра толщиной. Получается, пойма стала выше? Конечно, поэтому растительность оказалась засыпанной песком и погибла… Хотя это не так страшно, она
потом восстановится.
Правда, не вся восстановится: все лиственницы, березы и амурский бархат, которые были хотя бы ненадолго затоплены, погибли. А дуб и тополь только пострадали в развитии и лето нынешнего года провели в угнетенном состоянии.
Учёные считают, что высокая вода принесла изменения не только пойме: когда вода подступала к склонам, на них произошли многочисленные оползни. Может, не столь обширные и угрожающие, но – сотни оползней!
Большим изменениям подвергся и средний Амур, особенно в месте впадения в него реки Сунгари. Выше её устья появились мощные аккумулятивные образования, приведшие к изменению судоходного пути.
Изучая ситуацию после паводка на среднем Амуре, учёные смотрели, как сопредельная сторона воздействует на берега. Сегодня очевидно, что большое количество построенных и строящихся на стороне соседей дамб вызывает размыв российских берегов. Поэтому сейчас становятся крайне актуальными примеры совместного и рационального использования Амура. Например, напротив села Нижнеленинское Китай строит мост. Китайской берег хорошо укреплён от размыва, пришлось и с нашей стороны тоже построить дамбы. Согласованная деятельность на общей реке – наилучший способ сотрудничества без отрицательных последствий для каждой стороны.
Участники экспедиции отобрали пробы воды и донных отложений, а также почвы на берегах, и всё это ушло в лабораторию.
Анализы, конечно, дорогостоящи, и делаются они не быстро, но зато в руках исследователей окажется не только бесценный, уникальный материал, но ещё и аргументированный, доказательный. Хотя сегодня уже можно сказать, что загрязняющих веществ в Амуре – целый букет.
Опять Пемзенская
Амур частенько преподносит сюрпризы. В недавний период низкой водности все опасались, что «река высыхает, скоро её можно будет пешком перейти»! Паводок показал, что Амур рановато списывать в тираж: в 2013 году он предъявил такую силу, что только держись. Кстати, так как период большой водности продолжается, наводнений, похоже, избежать не удастся, хотя и не столь катастрофических, по словам учёных. Ничего удивительного – это обычная жизнь реки: то высокая вода, то низкая. Стабильности в природе не бывает, она постоянно меняется, как и русловые процессы на Амуре, а они всегда были активны.
«Что касается кардинального изменения русла, то в ближайшие десятилетия Хабаровску ничего не угрожает, – заявляет профессор Алексей Махинов. – Опасность в другом: мы обследовали Пемзенскую и Бешеную протоки и нашли, что гидротехнические сооружения в их истоках тоже пострадали от наводнения. Выше и ниже полузапруд произошли размывы берегов и частичное разрушение самих дамб. Значит, требуется их ремонт и наращивание береговых защитных сооружений. Если мы этого не сделаем, то при следующих наводнениях (причем, совсем даже не сильных, а обычных паводках) угроза их разрушения остается. Поэтому реконструкция необходима».
Вдобавок на участках между этими двумя протоками берег закреплен от размыва крупными камнями. А поскольку размыв продолжается на большой глубине, под берегом, то камни сползают по уступу вниз, открывая защищенный ранее берег воздействию потока. Так что при следующих наводнениях берег продолжит размываться, отодвигаться и рушиться, и с этим тоже надо что-то делать.
Наталья Платошкина,
«Тихоокеанская звезда»
http://www.toz.khv.ru/newspaper/podrobnosti/amur_rano_spisyvat_v_tirazh/