Академик В.И. Сергиенко

ТЕЗИСЫ
Выступление на заседании Рабочей группы Совета Федерации по корректировке проекта Федерального закона "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона"
4 апреля 2014, г. Якутск

Уважаемый Вячеслав Анатольевич, Егор Афанасьевич,
уважаемые участники заседания!
Прежде всего хотелось поблагодарить организаторов этого мероприятия за приглашение принять участие в заседании и за возможность высказать некоторые соображения по рассматриваемому вопросу.
1. Полагаю, что в этой аудитории нет необходимости доказывать важность науки и образования для социально-экономического развития общества.
Даже беглый взгляд на историю убедительно доказывает, что успехи социально- экономического развития любого государства напрямую связаны с объемами производимых и осваиваемых новых знаний. Эффективность производственного комплекса определяется его восприимчивостью к новациям, что, как правило, ведет к снижению материальных и трудовых затрат на производстве и в конечном счете обеспечивает конкурентоспособность выпускаемой продукции.
2. Анализ показывает, что причины быстрого роста экономик ряда стран Европы, Азии и Америки в середине прошлого века в первую очередь связаны с переходом от модели экстенсивного развития к инновационному. Иллюстрацией сказанному являются стремительные темпы развития в 50–70 годах XX века экономик Германии, Японии, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и других стран. Мощный рывок в экономическом развитии Китая в конце 80-х годов прошлого века также служит тому примером. Характерно, что сказанное в полной мере было применимо и к СССР в годы первых пятилеток и послевоенный период. Именно в эти периоды был реализован не имевший аналогов в мировой практике план ГОЭЛРО, высокими темпами была проведена индустриализация страны, были достигнуты признаваемые всем мировым сообществом грандиозные успехи в освоении космоса, в создании ракетно-ядерного щита. В исторически короткий период страна создала одну из могущественных экономик в мире.
3. Истоки этого могущества и высокие темпы промышленного и сельскохозяйственного производства крылись в ускоренной модернизации основных производственных фондов, вовлечении в промышленный оборот последних достижений фундаментальной и прикладной науки, в освоении производства новых материалов и новых технологий практически во всех областях производства. Именно с этим было связано стремительное развитие отечественной науки и высшего профессионального образования. Особо эффективным оказалось создание крупных научных и научно-образовательных комплексов вблизи вновь зарождающихся центров промышленного производства и зон освоения природных богатств. Региональные отделения Академии наук были созданы на Урале, Сибири и Дальнем Востоке. Сегодня удельных вес региональных академических комплексов в Российской Федерации достигает 40–45 %. Характерно, что уникальный опыт СССР был подхвачен в Южной Корее, Японии, Индии и других странах. И созданные там мультидисциплинарные научные центры, такие как Цукуба, Тэджон, Банголор, сегодня хорошо известны в мире.
4. Неоценима роль региональных научных центров в воспитании и подготовке кадров высшей квалификации и в целом в подъеме системы высшего профессионального образования в удаленных регионах страны. Создание региональных научных комплексов инициировало быстрый рост образовательных структур, которые покрывали кадровый голод не только науки, образования, но и производства и других общественно значимых областей. Точной статистики нет, но за 30 лет существования ДВО РАН через аспирантуру его 34 научных институтов было подготовлено несколько тысяч кандидатов и несколько сотен докторов наук по широкому спектру направлений знания. Эти люди сегодня составляют основу интеллектуального потенциала Дальневосточного региона. Интеграция академической науки и высшего образования на Дальнем Востоке была всегда эффективной. И сегодня на территории успешно функционируют более 50 базовых кафедр, совместных лабораторий, НОЦ и центров коллективного пользования. Ведущие ученые ДВО РАН участвуют в реализации образовательных программ практически во всех университетах Дальнего Востока. Для примера: лекционная нагрузка ученых ДВО РАН в 2013 г. составила более 170 000 часов, при этом в ДВФУ более 75 000!
5. В научных коллективах ДВО РАН за прошедший период накоплен огромный багаж знаний в различных областях. Результаты исследований опубликованы в десятках тысяч научных статей, в тысячах монографий. Результаты интеллектуальной деятельности защищены сотнями отечественных и зарубежных патентов. Особо следует отметить заслуги ученых в изучении социальных, демографических, этнокультурных процессов в регионе. Высокие достижения ученых отмечены Государственными премиями, Премиями Правительства РФ, правительственными наградами, научными премиями.
6. Значительное число законченных НИР нашли применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. Благодаря этому, несмотря на все сложности, объем привлеченных нашими институтами финансовых ресурсов возрастает год от года. В среднем эти средства составляют сегодня около 25 % от объемов бюджетных субсидий, а у некоторых институтов сопоставимы с последними. Среди наших заказчиков и партнеров крупные промышленные предприятия региона, а также госкорпорации Росатом, ОСК и ОАК, Роснефть, ряд министерств, влиятельные отечественные и зарубежные компании. Мы опробовали самые различные схемы взаимодействия с промышленными предприятиями – от простого информационного обмена до создания временных творческих коллективов и совместных научно-технологических центров, осуществляющих научно-технологическое сопровождение проектов освоения нового производства или модернизации уже существующего. Очень часто третьим участником в такой кооперации являются университеты, и в этом случае уже можно говорить о приобретении опыта создания научно-образовательно-производственных комплексов. Несмотря на кажущуюся громоздкость, они оказываются чрезвычайно эффективными.
7. Институты ДВО РАН активно участвуют в международной кооперации. Сегодня мы ведем исследования в рамках более чем 120 международных проектов и программ, а также двухсторонних соглашений о научно-техническом сотрудничестве. Среди наших партнеров ученые Японии, Кореи, Китая, США, Канады, Тайваня, Вьетнама, Германии, Франции, Италии и других стран. Ряд проектов мы выполняем на условиях со-финансирования, другие же только на условиях контракта с ИНО-партнером.
8. В попытке ускорить перевод последних достижений науки в сектор реального производства нами были сделаны шаги по созданию сети малых инновационных предприятий, тесно связанных с научными институтами. Сегодня число таких предприятий превышает 30, но из-за неразвитости инновационной инфраструктуры, отсутствия развитой сети опытных производств у наших институтов оборот этих предприятий практически не растет: составляет несколько десятков миллионов рублей.
9. Подводя некоторый итог, следует сказать, что на Дальнем Востоке, несмотря на объективные сложности и демографические проблемы последних десятилетий, сложился достаточно мощный научный и научно-образовательный комплекс, который способен взять на себя решение сложных научных и научно-технологических проблем, представляющих интерес для производственного комплекса региона. По ряду направлений имеющийся накопленный багаж знаний может стать основой для организации новых производств, модернизации и диверсификации существующих.
Кадровый потенциал науки региональных научных и образовательных центров имеет не только высокую квалификацию, но, что особенно важно, благоприятную возрастную структуру. Доля молодых сотрудников (до 35 лет) в институтах составляет 25–30 %, а средний возраст научных сотрудников – 46-49 лет.
10. Основная проблема регионального научного комплекса – невостребованность научных результатов, а не проблемы с управлением или использованием имущества.
11. В связи с подготовкой проекта Федерального закона "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона" хочу передать Вам искреннее желание научного сообщества региона включиться в разработку этого проекта и принять самое активное участие в его реализации. Мы верим, что принятие такого закона откроет большие возможности для развития и совершенствования собственно научного и научно-образовательного комплекса Дальневосточного региона и создаст мотивированные условия для консолидации всего творческого потенциала на решении действительно актуальных и востребованных для социально-экономического развития региона научных, научно-технологических проблем. Мы готовы к такой работе.
12. После предварительного рассмотрения и обсуждения вопроса мы считаем, что ДВО РАН должно принимать активное участие на всех этапах формирования и реализации законодательных инициатив и программ развития Дальнего Востока России.
Считаем необходимым:
- привлечь научные фонды для организации и проведения конкурсов грантовой поддержки комплексных междисциплинарных исследований, ориентированных на развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, освоение Арктики;
- подготовить предложения о создании Дальневосточного национального научно-образовательного комплекса (возможно, консорциума) в составе академических институтов и ведущих университетов региона для решения вопросов опережающей подготовки инженерных кадров и специалистов высшей квалификации для нужд действующих и вновь создаваемых производств и научного сопровождения долгосрочной программы развития макрорегиона;
- статьи 97–99 проекта Закона хотя и содержат слово "НАУКА", но в основном затрагивают образовательную сферу. Просьба дополнить эти статьи положениями о реальной поддержке науки и социальной поддержке работников, занятых в научной сфере.
Спасибо за внимание.

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН