Пресс-служба ДВО РАН

Первыми видимое золото в железомарганцевых рудах на подводных горах в  Тихом  океане  обнаружили геологи Дальневосточного отделения РАН

О том, что океан под толщей воды скрывает фантастические сокровища, люди догадывались давно, с развитием науки и техники их догадки стали получать различные подтверждения. Уверяют, что в скором времени на океанском дне человечество начнёт  добычу не только нефти и газа, но и металлов, в том числе драгоценных. Ведь, как утверждают специалисты Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), золота в тонне океанской руды содержится 13 граммов (в иных местах – до 21 грамма, тогда как на суше всего 3-7 граммов на тонну), если его раздать всем живущим на планете, получится по 4 килограмма на каждого. Учёные Дальневосточного геологического института ДВО РАН недавно подтвердили обоснованность таких радужных перспектив, ими впервые обнаружено видимое золото в железомарганцевых корках Тихого океана.

Самородное золото учёные-геологи Дальневосточного отделения Российской академии наук отыскали на глубине 1650 метров при исследовании  железомарганцевой корки подводной горы Детройт на возвышенности Обручева в северной части Тихого океана (возвышенность Обручева, которая является северным окончанием Императорского хребта, образуют подводные горы Мейджи и Детройт). В ходе 19-го экспедиционного рейса научно-исследовательского судна «Академик Александр Виноградов» УНИФ ДВО РАН геологи ДВГИ ДВО РАН драгировали  железомарганцевых корки. Электронно-микроскопические исследования полученных образцов, выполненное при помощи уникального оборудования Центра коллективного пользования ДВГИ ДВО РАН,  позволило выявить скопление тонких пластинок золота протяженностью 680 мкм. Это первая находка видимого (человеческое зрение способно различать предметы от 100 микрон и более) золота в железомарганцевых корках Тихого океана. Ранее, как зарубежными, так и отечественными морскими геологами самородное золото в железомарганцевых рудах Мирового океана было установлено также при электронномикроскопических исследованиях, однако максимального размера частицы достигали 3 микрона.

Как рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории гидрогеохимии и океанического литогенеза Дальневосточного геологического института ДВО РАН Евгений Михайлик, интенсивные проработки перспектив и возможностей подводной добычи полезных ископаемых, в том числе и золота начались с середины прошлого века. Однако исследователям не удавалось отыскать рудопроявления с представляющей практический интерес концентрацией благородного металла. Платину находили, а вот с золотом никак не везло. «Наша находка, – говорит  Евгений Васильевич, – перевернули все представления. За всю историю исследований это первое обнаружение самородного золота на почти двухкилометровой глубине».

По словам учёного, весьма перспективны на предмет такого рудопроявления и другие гайоты – плосковершинные подводные горы Северо-Западного сегмента Тихого океана.

О перспективном открытии дальневосточные учёные рассказали в статье «Первая находка видимого золота в железомарганцевых корках Тихого океана» (авторы Е.В. Михайлик, академик А.И. Ханчук, П.Е. Михайлик, Н.Н. Баринов, Н.В. Зарубина), опубликованной в «Докладах Академии наук, 2013, том 449, №5. Любопытно, что фамилия Михайликов повторяется в подписи статьи дважды – Павел Евгеньевич пришёл в Дальневосточный геологический институт ДВО РАН вслед за отцом и матерью (Татьяна Михайловна также работает в ДВГИ, только в лаборатории региональной геологии и тектоники). Отец и сын Михайлики продолжают дело, начатое профессором Иваном Николаевичем Говоровым, автором монографии «Гайоты Западной Пацифики и их рудоносность»  (1995).  Сегодня они и их коллеги, наряду с изучением минерагении Тихого океана, активно исследуют окраинные моря Дальнего Востока и их шельф. Евгений Михайлик свою кандидатскую посвятил железомарганцевым коркам  Западной Пацифики, а Павел – составу и условиям формирования железомарганцевых корок Японского и Охотского морей.

Сергей СЕМЁНОВ

На фото: клиновидные скопления частиц золота на размытой поверхности среднего прослоя антрацитовидного слоя КМК (в отраженных электронах). На вставках – коломорфно-ячеистая поверхность пластинок золота. На правой вставке вверху – частица в "рубашке" органического вещества (спектр 15). (+)– местоположение спектра и его номар.

ЗОЛОТО-l