Главное
- Подробности
- Опубликовано 19.05.2014 09:30
Всего-то полгода. ФАНО для ученых пока темная материя, но они не оставляют усилий разобраться в ней. Интервью с главой ФАНО Михаилом Котюковым.
25.04.2014
С момента, когда Президент РФ утвердил главу Федерального агентства научных организаций, вручив ему судьбу институтов РАН, РАМН и РАСХН, прошло чуть более 180 дней. Не так уж много, но и не мало. Сложилось ли за это время мнение о ФАНО? Грубо говоря, стало ли ясно, радеет оно “за” ученых или “против” них? Будем честны: однозначного ответа у академического сообщества нет. К ФАНО относятся с опаской, хотя сам Михаил ¬КОТЮКОВ завоевал расположение многих ученых. Тем не менее вопросов к нему немало. Часть из них нам удалось задать на днях.
- Михаил Михайлович, что собой сегодня представляет ФАНО? У него уже есть управления в регионах?
- Сейчас в Москве уже работает порядка 300 человек, люди есть почти во всех подразделениях. Не везде столько, сколько нужно, но этого количества сотрудников достаточно, чтобы решать самые основные задачи, которые стоят перед нами. Мы своевременно передали институтам финансирование первого квартала, отдали за второй квартал даже раньше, чем было у нас определено по всем согласованным графикам. Это говорит о том, что функции отстроены, мы уже выработали необходимые механизмы нашей внутренней организации. Однако только лишь вопросами финансирования круг наших обязанностей не ограничивается, и в дальнейшем кадровый набор будет продолжен по конкурсу, согласно всем утвержденным правилам.
Проект распоряжения о схеме размещения территориальных управлений ФАНО России находится в правительстве. Подготовлено типовое положение о территориальном органе, которое выложено для общественного обсуждения. По завершении проект документа уйдет в Минюст на регистрацию. Мы рассчитываем в мае, а то и в апреле, получить утвержденную Правительством РФ схему размещения. Во время командировок в регионы мы обсуждали с руководством региональных отделений РАН вопросы размещения и кандидатуры на должности руководителей территориальных управлений. Процесс согласования и утверждения достаточно трудоемкий, но первые шаги в этом направлении уже сделаны.
- В рабочих поездках вы посмотрели 250 учреждений науки России. Какое впечатление?
- Большинство встреч проходило непосредственно в коллективах,удалось побывать в лабораториях институтов РАН и РАМН, а также в хозяйствах РАСХН. Люди, с которыми я там встречался, думают, прежде всего, как поддерживать исследовательскую деятельность своих организаций. Вопросы были по делу. Чаще всего спрашивали, как теперь работать с научными фондами, как быть с интеграционными проектами, как будет оцениваться эффективность научных работ и как будет организована закупка оборудования. Были и вопросы, связанные с социальным пакетом. Например, одна из важнейших тем для молодежи - жилищные программы. Я везде говорил, что мы продолжим их реализацию. Другое дело, что раньше даже те средства, которые выделялись на эти программы, использовались не в полном объеме.
- Ну, и чья в этом вина? Или общая беда - денег разрешили потратить на метр квадратный, условно говоря, рубль, а надо два?
- Тому есть разные причины. Жилищная программа состояла из трех частей. Были средства на строительство жилых домов, и это, соответственно, требовало наличия земли, проектной документации и т.д. Вторая часть средств - деньги на приобретение жилья. И там, действительно, были заложены нормативы. За счет этих двух механизмов должна решаться проблема служебного жилья на период работы в академической организации. Третья часть - предоставление жилищных сертификатов. Они не покрывают полной стоимости квартиры. Сертификат - это только помощь в приобретении жилья,но это жилье - в собственность.Первый и второй механизмы требуют серьезной подготовки прежде, чем деньги можно использовать. Были случаи, когда изначально средства предусматривались на строительство дома. Но потом по разным причинам выделенные деньги перенаправлялись на приобретение уже готовых квартир.Однако на рынке дешевого жилья не было, год заканчивался, средства потрачены не были, и, по закону, они возвращались в бюджет. Поэтому сейчас ситуация с жильем непростая.Программа “Жилище” передается из Министерства регионального развития в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, что тоже требует соблюдения определенных процедур и времени. Мы провели инвентаризацию и видим, что из-за несвоевременного использования средств в прошлые годы объекты, которые могли бы быть сданы уже сегодня, испытывают нехватку денег для завершения работ. Мы направили соответствующее обращение в правительство с просьбой увеличить ассигнования. Вопрос обсуждается, окончательное решение еще не принято.
- Но вы рассчитываете на то, что денег добавят?
- Мы очень хотим, чтобы именно такое решение было принято, но процесс согласования достаточно сложный. Вселяет надежду то, что эти объекты вводные, их в любом случае надо заканчивать. Не в 2014, так в 2015 году. Деньги все равно придется искать.
- Это жилье было для сотрудников институтов РАН, а присоединили РАМН и РАСХН...
- Да, хозяйство стало большим. Я говорил на Конференции научных работников и на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным, что все наши подведомственные организации должны участвовать в жилищных программах. К тому же кроме ФЦП “Жилище” еще есть возможности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, среди разных механизмов которого - создание жилищно-строительных кооперативов.
- Вспоминаем СССР, сами строим - сами живем?
- Не совсем так. Сегодня законодательство по-другому вопрос регулирует. Начинаем с формирования списка членов кооператива из сотрудников научных организаций по определенным критериям. Дальше соответствующим образом через Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства кооперативу передается земельный участок, люди делают взносы и на эти средства возводят жилье. По закону стоимость его должна быть ниже, чем на рынке. Это то условие, по которому отбирается строительная организация. Существует достаточно неплохой опыт реализации подобных проектов. Мы сейчас активно обсуждаем, как организовать работу по этому механизму.
- Будущий владелец должен внести средства, или институт может дать свои деньги?
- Сам владелец вносит деньги, бюджет в этом принять участия не может. Средства Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства разрешено инвестировать в создание инфраструктуры для того, чтобы этот объект строился: подведение коммуникаций и пр.
- Инициаторы реформы РАН обещали лишить сотрудников РАН поликлиник, больниц, детских садов... Но у того же Минобрнауки есть поликлиника.
- Сегодня по закону нельзя содержать поликлинику за счет средств федерального бюджета. Такие медучреждения должны финансироваться из системы обязательного медицинского страхования. Для этого у пациента спрашивают полис. Если он есть, то финансирование по нему поступает. Другое дело, что в прошлые годы деньги по полису покрывали лишь часть затрат в общей сумме расходов на лечение. Сейчас законодательство предусматривает, что к 2015 году тариф покрытия будет полноценным. Соответственно и система обязательного медицинского страхования, которая формируется за счет взносов работодателя, платежей субъектов РФ, окрепнет и сможет оплачивать медпомощь в поликлиниках в полном объеме. Поэтому первое, что нужно сделать всем сотрудникам, - прикрепить полисы к тем поликлиникам, которые люди посещают.
- То есть приказа отделить медучреждения РАН от сотрудников ее институтов не будет? И больницы, и санатории у РАН останутся?
- Приказа подобного нет, но надо найти экономически эффективный механизм функционирования академических медучреждений.
Точно так же, как найти и задействовать механизм финансирования образовательных программ, которые реализуются на базе наших организаций, например детских садов. Родители, которые не являются работниками научных организаций и приводят детей, платят полную стоимость обучения ребенка в детских садах Академии наук, а ведь муниципалитеты или субъекты РФ по закону обязаны финансировать образовательную программу из собственных бюджетов. Мы не должны допускать ситуацию, когда наши подведомственные детские сады наполовину пустые, а в муниципальные стоят очереди. При этом наши детские сады должны получать средства из регионального бюджета на образовательную программу, а родители - компенсацию расходов, связанных с содержанием ребенка в детском саду.
- Вернемся к науке. Вы ездили по стране вместе с Андреем Фурсенко и Александром Хлуновым. Фразу помощника Президента РФ о том, что “наша задача не открыть новые направления, а закрыть старые”, люди восприняли болезненно. Сверхзадача ФАНО - сократить расходы на науку или улучшить управление ею?
- Задача четко зафиксирована в законе и Положении об агентстве. Сейчас мы должны создать условия, чтобы научная деятельность в подведомственных ФАНО России организациях велась, готовились и реализовывались программы развития. Есть поручение президента - установить приоритеты в научной деятельности страны. Оно адресовано как Академии наук, так и Правительству РФ. В плане мероприятий по реализации закона “О реформе РАН” есть пункт, который связан с возможным внесением изменений в Программу фундаментальных исследований. Этот пункт надо исполнить, причем совместно с Академией наук.
- Аспирантуру в институтах Академии наук ФАНО будет поддерживать?
- Мы этой темой занимаемся с первых дней организации агентства. Вместе с институтами, в которых есть крупные аспирантуры, мы сформировали рабочую группу, пригласили представителей из Минобрнауки и рассмотрели ситуацию всесторонне. Сегодня у нас в полтора раза больше, чем в прошлом году, научных организаций, которые включились в конкурс за получение аспирантских мест. Вопрос в том, как пройдет этот конкурс, но это уже конкурентная среда.
- То есть финансирование будет уже с осени?
- Конечно. Есть, правда, одна особенность, для меня достаточно странная: я обнаружил, что РАН не выделяла в государственных заданиях аспирантуру.Как же так? Почему не сформировано задание на аспирантуру, когда аспиранты точно есть? То есть деньги тратили, а в госзадании не отражали. На 2015-й и последующие годы мы зафиксируем аспирантуру в государственном задании.
- На конференции в ФИАН вы сказали, что в 2014 году совокупно денег на оборудование, стипендии, компенсацию проезда с “северов”, ремонты, в том числе научных судов, выделено на четверть меньше, чем в прошлом году. Разве это мораторий?
- Это сложно отнести к мораторию уже потому, что обеспечение текущей деятельности институтов у нас примерно на уровне прошлого года. Раньше у Академии наук были определенные резервы,которые централизованно тратились на закупку оборудования, и оно распределялось по институтам. После принятия закона “О реформе РАН” в проекте бюджета 2014 года средства были разделены на две части. Первая пошла в Академию наук - она получила средства на все свои функций, предусмотренные законом, в том числе и на реорганизационные процедуры. Вторая часть средств, которые были в госзадании, ушла в агентство для предоставления субсидий институтам. Остался вопрос с резервом. В январе мы посчитали, что раньше объем резервов составлял 6 млрд рублей, а в этом году - 4,5 млрд. Как ими обойтись? Выбрать приоритеты, но все в пределах общего бюджета, который не увеличился. Какие-то средства возможно будет перераспределить.
- Перераспределить то, что досталось академии, или то, что ушло в ФАНО?
- Мы готовы и так, и так действовать. Первые решения уже готовятся. В законе “О федеральном бюджете” есть специальная статья, которая позволяет в 2014 году перераспределять средства между агентством и академией. Мы с академией уже несколько раз обсуждали, что часть средств объективно должна попасть в наши подведомственные организации, а она оказалась в бюджете РАН. И там есть понимание, что их надо перераспределить. Работа начата, но 1,5 с лишним миллиарда рублей вряд ли удастся найти.
- Что будет с академгородками - их время ушло или они будут развиваться? Что будет с заповедниками, питомниками, семеноводческими станциями и т.д.?
- Академгородки будут жить. Они нужны. А вот с остальным хозяйством надо разбираться. Хорошо, что в этом году есть возможность спокойно проанализировать ситуацию. Желающих что-то отрезать от академгородков, питомников, научных баз и т.д. всегда было достаточно. Мораторий как раз позволяет нам защищать интересы академических институтов, преследуя главную цель - создание условий для развития науки. Здесь, с одной стороны, нельзя не глядя что-то отдавать, но, с другой стороны, надо понимать, что все, чем владеем, должно работать в интересах науки.
- Телевидение недавно рассказало, что Карадагский заповедник в Крыму, принадлежавший НАН Украины, собираются отдать лесникам. До вас уже дошли просьбы спасти, защитить?
- У нас есть несколько обращений с территорий Республики Крым и города Севастополя. Сейчас все изучаем, взаимодействуем с республиканскими органами, чтобы сохранить академическую базу. Надеюсь, что в ближайшее время разберемся. Исходим из того, что академическое должно остаться академическим. Без науки развитие трудно себе представить.
Вопросы задавала
Елизавета ПОНАРИНА