Главное
- Подробности
- Опубликовано 27.06.2025 15:09
Владивостоку – комфортную городскую среду
В ДВО РАН 27 мая прошёл круглый стол, посвящённый комплексному развитию территорий (КРТ) и его перспективам в Приморском крае. В работе круглого стола приняли участие учёные, архитекторы, девелоперы, застройщики, финансисты.
За прошедшие пять лет после принятия федерального закона о КРТ, в регионах была создана нормативная база и появились первые реализованные проекты. Новый для Приморья механизм КРТ уже активно применяется в других регионах, он позволяет не только обновлять облик городов, но и решать важные социальные задачи: расселять аварийное жильё, обеспечивать отдельные категории граждан жильём, создавать современную инфраструктуру и новые рабочие места.
Однако, по словам участников встречи, пока не преодолены некоторые проблемы, среди которых: нехватка земли для комплексной застройки, длительные сроки согласования проектов, медленно решаются вопросы по выкупу недвижимости.
По словам главы Владивостока Константина Шестакова, в краевом центре есть десятки территорий, которые могут быть преобразованы с помощью механизма КРТ.
В микрорайоне Голубиная Падь, уже реализуются проекты, показывающие, каким может быть механизм КРТ, хотя с юридической точки зрения он не был здесь применён. Так, в местах, требующих изменений, были выкуплены участки и объекты недвижимости, а также разработана документация по планировке территории. Здесь появится современный район с благоустроенной инфраструктурой.
– Важно, что когда мы говорим о комплексном развитии, предусматривается появление новых инженерных коммуникаций, создание транспортной и социальной инфраструктуры, – заметил Константин Шестаков.
Владивосток продолжит развивать такие проекты. Уже заключено соглашение о КРТ в Снеговой Пади, где появится не только жильё, но и школа с детскими садами. Подобные планы есть и для других районов города. Благодаря мастер-планам к развитию территорий теперь активно привлекаются федеральные министерства, институты развития и бизнес.
Глава города уверен, что вместе с предпринимателями будет найден баланс между экономикой и комфортом. На протяжении долгого времени во главе угла во Владивостоке было строительство большего количества квадратных метров жилья, но теперь пришло время склонить баланс в сторону лучшего комфорта для жителей, заявил Шестаков.
В пользу этого говорят и продажи. Проекты, интересные с точки зрения локации, комфорта проживания, социальной инфраструктуры, благоустройства пользуются большим спросом у горожан. Жители поддерживают идею комплексного развития территорий, так как хотят жить в комфортной городской среде.
Ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН кандидат экономических наук Юрий Авдеев напомнил участникам круглого стола о том, что в Приморье за год построено уже более миллиона квадратных метров жилья. Но стоит задаться вопросом, где оно построено, на кого рассчитано и может ли быть востребовано теми, кто остро нуждается в нём? Прежде всего речь о молодых семьях. Уместно вспомнить, что первопроходцы называли территорию, на которой мы сейчас живём «Русский берег». Именно благодаря усилиям молодых семей наш берег сможет по-прежнему оставаться русским. Поэтому условие доступности жилья для молодых семей невозможно переоценить.
Нередко в качестве примера комплексной застройки приводят микрорайон «Снеговая падь». Но с точки зрения автовладельцев, коих не менее трети города, о какой комплексности и комфорте можно говорить, если в микрорайоне автомобилями заняты не только места около домов, но даже на дорогах? Транспортная проблема в таких условиях неразрешима.
Статистические данные последних лет показывают, что спрос населения на жильё в монолитных многоэтажках падает, в то время как на индивидуальное домостроение растёт. Если в начале 2000-х доля индивидуального домостроения составляла 10-15% от общего объёма вводимого жилья, то в настоящее время она перевалила за половину. Жители города упорно и бессистемно «выгрызают» участки за пределами города, а застройщики настойчиво борются за малоподходящие для строительства территории поближе к центру. Неудивительно, что решение транспортной проблемы во Владивостоке, особенно в его центре, не видно даже вооружённым глазом.
В нынешних границах город имеет жёсткие ограничения развития, поэтому его территориальная структура должна быть трансформирована в северном направлении за счёт включения в его состав прилегающих территорий, тем самым образовав Владивостокскую агломерацию.
Решая отдельные технические вопросы необходимо думать о том, каким будет город, к примеру, через 50 лет, нужно выходить за пределы рамок текущих потребностей и возможностей. Понятно, что девелопер, как правило, в первую очередь руководствуется прибылью от реализации проекта. Юрий Авдеев обращает внимание на предназначение Владивостока. Он должен стать не только формальной, но и по факту столицей Тихоокеанской России и представлять Россию в АТР. Этому предназначению должны соответствовать инфраструктура, застройка, транспорт, учреждения, экологические стандарты, эстетика, внешний вид и население города.
Александр КУЛИКОВ
Фото автора