Главное

Ботанический сад во Владивостоке: история и вклад учёных 

 

В рамках проекта «Люди науки и библиотека» заведующий сектором изучения книжной культуры ЦНБ ДВО РАН доктор исторических наук Амир Александрович Хисамутдинов знакомит читателей с исследователями, которые стояли у истоков изучения российского Дальнего Востока – географами, ботаниками, востоковедами, мореплавателями, краеведами. Его очередной очерк посвящён столетию со дня открытия первого государственного Ботанического сада во Владивостоке, первым директором которого был ботаник Владимир Михайлович Савич.

Владимир Михайлович Савич: «Задачи по изучению флоры Дальнего Востока и сопредельных с ним стран Азии»

В этом году исполняется 100 лет со дня открытия первого государственного Ботанического садаВ.М. Савич во Владивостоке. Его первым директором был ботаник Владимир Михайлович Савич, который родился 19 апреля 1885 года в Уральске. В 1909 году окончил Лесной институт в Санкт-Петербурге. После Гражданской войны заведовал кафедрой ботаники Читинского университета, с которым осенью 1923 года переехал во Владивосток, став профессором Государственного дальневосточного университета (ГДУ).  Здесь по-настоящему раскрылся его талант исследователя и организатора.

В 1924 году в Обществе изучения Амурского края (ОИАК) велось активное обсуждение вопросов, связанных с созданием на 26-й версте от Владивостока ботанического сада, и Савич был одним из тех, кто принимал в нём самое живое участие. Он подчёркивал, что «в первом этапе освоения Дальнего Востока и в начальном периоде развёртывания добывающей и обрабатывающей промышленности вопросы сельского хозяйства и снабжения становятся первоочередными и той платформой, от которой нужно начинать промышленное освоение края».

Ботанический сад во Владивостоке создавался при участии Главного ботанического сада РСФСР (так стал называться с 1918 года бывший Императорский ботанический сад в Санкт-Петербурге, с 1925 года — Главный ботанический сад СССР, ныне – Ботанический институт им. В.Л. Комарова Российской академии наук. – Прим.ред.), как его филиал.  Он был разбит на берегу Амурского залива между Садгородом и Океанской, заняв территорию двух парков, соединённых прибрежной полосой, и открыт весной 1925 года. На тот момент общая площадь составила более 10 десятин. Руководить Ботаническим садом стал профессор Савич. Организаторы ставили перед собой задачи по изучению флоры Дальнего Востока и сопредельных с ним стран Азии, проведение опытов и введение в культуру полезных дикорастущих растений. Планировалось организовать парк местной флоры с систематической коллекцией её представителей, питомники для акклиматизации иноземных растений, опытный сад для экспериментов с плодовыми растениями, теплицы, оранжерею.

«Задача сада, — отмечалось в отчёте Общества, — собрать живую коллекцию местных растений, подвергнуть их изучению и поставить ряд опытов по акклиматизации иноземных растений. За минувшее лето оба парка обнесены хорошей изгородью, в них проведена разбивка. В одном из парков проложены аллеи и произведена посадка недостающих местных древесных пород, высажено около 300 видов растений местной флоры, дикорастущие растения проэтикетированы, произведена раскорчёвка для древесно-плодового участка».

Раскорчёвкой и установлением ограды занимались четверо рабочих: вместе с заведующим Савичем они поначалу составляли весь персонал Ботанического сада. Среди посаженных в новом саду образцов дальневосточной растительности было немало тех, которые привёз из экспедиций Владимир Михайлович Савич. В 1924 году, например, он участвовал в экспедиции Ивана Алексеевича Лопатина на реках Ботчи и Коппи, впадающие в Татарский залив. Семена для опытов по акклиматизации растений были выписаны из-за границы благодаря научным связям, установленным с ботаническими садами Америки и Западной Европы.

В 1926 году в Ботаническом саду Владивостока, раскорчевав девственный участок, провели первые опыты по садоводству и ценных сортов растений, заложили питомник фруктовых деревьев. В Совете ОИАК считали, что питомник может заинтересовать хозяйственные организации и даст возможность найти дополнительные средства. Хотя эти надежды не оправдались и сад оставался почти полностью на финансировании Общества, работы в нём продолжались. Идея создания сада привлекла соседей, и в марте 1926 года В.М. Савич консультировал по этому вопросу управление КВЖД в Харбине, где заодно договорился об обмене литературой с Обществом изучения Маньчжурского края.

В этот период под его редакцией начал выходить журнал «Уссурийское садоводство и огородничество», который готовили члены Секции садоводства и огородничества ОИАК. Газета «Приморский крестьянин» рассылала журнал своим подписчикам в виде бесплатного приложения. «Опыт последних дней, — отмечала редакция, — с разведением в промышленном масштабе целого ряда новых растений южного происхождения (рис, табак и пр.), а также вполне удачные опыты культуры винограда и плодовых растений показали, что в настоящее время пришла пора в Уссурийском крае перейти в области садоводства, виноградарства и огородничества от отдельного разрозненного любительства к организованному насаждению этих новых культур, доведя их в последовательном развитии до степени одного из основных доходных занятий сельского населения в крае. Таким образом, основная и главная задача журнала, кстати сказать, впервые возникающего на Дальнем Востоке, — широкое распространение сведений и знаний о садоводстве в местных условиях. В настоящее время на основе почти тридцатилетней практики садоводов - любителей довольно точно установились основные методы (способы) разведения плодовых деревьев и ягодников, применительно к здешним условиям почвы и климата. Поэтому задача журнала — объединить весь накопленный одиночками - любителями опыт и предоставить им широкую возможность поделиться результатами своих работ и наблюдений с другими садоводами».

Если первые два года были посвящены организационным делам, то на третий год существования Ботанического сада Савич решил вплотную заняться научной работой, составив детальный и перспективный план.

Часть исследований была посвящена соевым бобам, которыми занималась его жена Ирина Николаевна. Она родилась в 1890 году в Одессе и в 1911 году окончила сельскохозяйственное отделение Киевского политехнического института. До работы в Ботаническом саду она заведовала отделом зерновых культур опытной станции Всесоюзного института растениеводства во Владивостоке. Большой энтузиаст выращивания сои, эпиграфом своей работы «Наставление по культуре соевых бобов на семена» она взяла следующие строки: «Дружным коллективным трудом, опираясь на достижения науки, мы должны вырастить три колоса там, где рос один».

На следующий год она издала определитель, в котором отметила: «В настоящее время главное в выполнении правительственного мероприятия по специализации с.-х. районов по внедрению сои в СССР заключается в том, чтобы ввести сорта сои, соответствующие условиям района. Надо ввести в районы сою, которая успела бы своевременно созреть, имела бы наилучшие урожаи в данном районе, имела бы стручья, расположенные достаточно высоко, чтобы можно было применить машинную уборку и т.д. А всё это потребует глубокого изучения сортов сои. В этом деле должны сыграть исключительную роль наши опытные и научные учреждения».

Хотя в 1928 году число научных сотрудников Ботанического сада увеличилась: к супругам Савич добавился латыш Гарри Гайл, огромная площадь сада, более 20 гектаров, забирала все силы. Поэтому научный совет в составе членов ОИАК А.К. Мольтрехта, Б.И. Ивашкевича и Н.А. Вадзинского предложил сократить площадь питомника, чтобы больше времени посвящать науке. Эта деятельность развивалась по двум основным направлениям: изучение дикорастущих местных растений со сбором коллекций и исследование свойств культурных полезных растений. Савич, в частности, занялся изучением амурского винограда, а его жена продолжала заниматься соевыми бобами.

По совместительству все эти годы Савич преподавал в ГДУ в должности профессора агрономического факультета и руководил Дальневосточным краевым (затем — краеведческим) научно-исследовательским институтом, созданным при университете в июне 1924 года. Именно он сделал первый шаг в формировании сети заповедников и заказников региона, став инициатором совещания (31 января 1926 года) по организации сети дальневосточных заповедников.

Продолжал он активно работать и в ОИАК. В январе 1927 года было решено провести внутреннюю реорганизацию Общества. По предложению Савича образовывались следующие отделы: физической географии, этнографии и истории культуры, а также экономической географии. В последнюю вошли секции изучении и акклиматизации ценных растений (культурного садоводства), изучения и натурализации ценных животных (звероводства, животноводства и охраны зверей). Уделяя большое внимание просветительской работе, разработали план издания популярных проспектов, а в стенах музея организовали постоянный лекторий с широкой тематикой выступлений. Савич выступил в нём с докладами «Материалы для районирования Приморья в целях постановки его исследований и организации хозяйства», «О дальнейших перспективах работы Дальневосточного научно-исследовательского института краеведения», «Экспедиция на север хребта Сихотэ-Алинь в 1927 году».

В январе 1932 года во Владивостоке учредили Дальневосточный филиал Академии наук (ДВФАН) СССР, на который Владимир Михайлович Савич возлагал большие надежды в плане организации исследований, но в научной среде Дальнего Востока уже начались аресты. Одной из первых 10 марта 1931 года была арестована сестра учёного – Наталья Михайловна Савич (родилась в 1894, Луганск Екатеринославской губ.). Сайт о репрессированных сообщает о ней: высшее образование, беспартийная, старший геоботаник Дальневосточного научно-исследовательского института, проживала в г. Владивостоке (ст. Океанская). Обвинялась по статье 58-10 УК. 18 августа 1931 года её приговорили к высылке в Восточную Сибирь сроком на три года. В Киргизии ей добавили еще пять лет.

5 августа 1933 года оказался в тюрьме и профессор Савич. В обвинительном заключении говорилось: «В начале 1933 года Экономическим отделом Управления Госбезопасности была вскрыта и ликвидирована контрреволюционная шпионско-вредительская организация в различных областях народного хозяйства Дальневосточного края. Показаниями обвиняемых Савича, Огородникова, Батурина и других было подтверждено, что она ставила своей конечной целью свержение Советской власти на ДВК путем вооружённого восстания и японской интервенции. После смерти руководителя В.К. Арсеньева руководство ею осуществляли Савич и Арсеньева…». После многодневных допросов, сопровождавшихся побоями, В.М. Савич подтвердил версию о «контрреволюционной и шпионской деятельности» Арсеньева и получил десять лет лагерей, что спасло его от расстрела. Освобожденный досрочно в 1940 году, он жил в Ташкенте и был профессором Ташкентского сельскохозяйственного института.

Заведующую отделом зерновых культур опытной станции Всесоюзного института растениеводства во Владивостоке И.Н. Савич арестовали 4 июля 1937 года, а 11 октября 1938 года приговорили к высшей мере наказания и 4 ноября расстреляли. Она реабилитирована 28 сентября 1955 года. Через год, 25 декабря 1956 года, реабилитировали и её мужа. Владимир Михайлович Савич скончался 21 февраля 1965 года в Ташкенте.

Заведующий сектором изучения книжной культуры ЦНБ ДВО РАН Амир Хисамутдинов / www.cnb.dvo.ru

Фото из архива ПКО РГО – ОИАК, предоставлено автором

На фото: Владимир Михайлович Савич

 

Комментарий директора Ботанического сада-института ДВО РАН члена-корреспондента РАН Павла Витальевича Крестова.

– Во Владивостоке в начале ХХ века было несколько попыток создания ботанических садов, причем с уклоном в коммерцию. Там высаживали, выращивали для продажи цветы, саженцы деревьев и кустарников для частных хозяйств, озеленения Владивостока.

Член-корреспондент РАН П.В. КрестовОдин из таких, например, располагался на сопке в районе улицы Суханова, выше здания, в котором сейчас располагается дума города.

Одним из успешных ботанических садов был как раз основанный в пригороде Владивостока ботаником Владимиром Михайловичем Савичем. Ботанический сад в районе Океанской организовывался не только с коммерческой, но больше с научной целью: планировали изучать разнообразие растительного мира, создавать коллекции растений.

Во Владивостоке профессор В.М. Савич преподавал в Государственном дальневосточном университете (сейчас ДВФУ), поэтому естественно, что в исследованиях в ботаническом саду участвовали его коллеги и ученики.

К сожалению, репрессии поставили крест и на научном сотрудничестве, и вообще на самом существовании ботанического сада в пригороде Владивостока.  

Но идею Владимира Михайловича Савича подхватили молодые ботаники, ставшие впоследствии известными учёными: Борис Павлович Колесников (1909-1980) и ученик В.М. Савича – Николай Евгеньевич Кабанов (1905–1992). В конце 1930-х годах они поднимали вопросы о организации ботанического сада во Владивостоке. Инициативу воплотить в жизнь не получалось: Б.П. Колесников, по-видимому, опасаясь ареста, уехал из Владивостока в Сихотэ-Алинский заповедник, где, кстати, сильно укрепил научный отдел, ну и просто выжил.

 В 40-х годах Б.П. Колесников и Н.Е. Кабанов вновь вернулись к идее организации ботанического сада во Владивостоке, чтобы иметь базу для научно-исследовательской и учебной работы. Все понимали такую необходимость, поскольку Ботанического сада, организованного в пригороде Владивостока Владимиром Михайловичем Савичем, к этому времени уже не было.

Б.П. Колесников и Н.Е. Кабанов выбрали новый участок для ботанического сада, именно тот, где сейчас и находится Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения РАН. Исследователи стали, проще говоря, готовить «почву» для создания охраняемой природной территории. В итоге положительное решение по созданию ботанического сада было принято на региональном уровне, после его одобрили на федеральном.

 Надо отметить, что к концу 1940-х в стране массово закладывались ботанические сады, но уже академического статуса. Первым стал Главный ботанический сад АН СССР в Москве, решение о строительстве которого было принято в апреле 1945 года, ещё во время войны. В 1947 году был заложен Центральный сибирский ботанический сад СО АН СССР в Новосибирске. Постановление о создании Ботанического сада-института ДВО РАН на той же территории, где он и сейчас находится, было подписано Советом Министров РСФСР в феврале 1949 года.

Да, Владивостокский ботанический сад, созданный В.М. Савичем в районе Океанской, был достаточно обширен, активно развивался, но в сравнении с БСИ ДВО РАН это были разные сады – они не пересекались ни людьми, ни территориями, ни задачами, хотя Ботанический сад Савича был организован при поддержке Главного ботанического сада РСФСР, – рассказал Павел Витальевич Крестов.

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН