Главное

В Федеральном научном центре биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН при организационной поддержке ДВО РАН прошли «Чтения памяти профессора Владимира Яковлевича Леванидова»

В Федеральном научном центре биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН при организационной поддержке Дальневосточного отделения РАН прошли «Чтения памяти профессора Владимира Яковлевича Леванидова».

Десятые юбилейные Чтения пришлись на 110-летие со дня рождения замечательного ученого, организатора науки, посвятившего более тридцати лет изучению пресноводной гидробиологии на Дальнем Востоке, и который по праву считается одним из ее основоположников. Библиотека ФНЦ представила стенд, на котором можно было ознакомиться с трудами и жизнеописанием ученого.

Открывая Чтения приветственным словом на правах хозяина проведения конференции, директор ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН член-корреспондент РАН Анатолий Андреевич Гончаров заметил, что не многие мероприятия, которые проводятся в этих сенах, собирают такую многочисленную аудиторию.

— Надеюсь, здесь состоится не только обмен результатами своих исследований, мыслями, подходами и так далее, но наша очередная встреча будет иметь большое социальное значение, потому что обмен не только знаниями, но и эмоциями очень полезен для научной жизнедеятельности. Это важно еще и потому, что очень приятно видеть здесь молодые лица. Многие молодые ученые торопятся забыть всю ту предысторию, которая творилась и привела к их появлению в науке. Надеюсь, наша конференция немного восполнит этот пробел.

Надо сказать, что этот «пробел», с первых же слов своего приветствия участникам Чтений, постарался восполнить главный ученый секретарь ДВО РАН, председатель Приморского отделения Гидробиологического общества России при Российской академии наук академик РАН Виктор Всеволодович Богатов.

— Сегодня в приветственном слове я бы хотел обратиться к истокам дальним-дальним, и вы именно сейчас, коллеги-гидробиологи, впервые видите фотографию Александра Теофиловича Булдовского. Нашел ее совершенно случайно, на далеких сайтах. Он был заведующим пресноводной гидробиологической лабораторией еще в Дальневосточном филиале АН СССР, созданном в 1932 году академиком В.Л. Комаровым. Представьте, филиал еще сам не был по сути создан, но уже к сентябрю был опубликован производственный план, в котором на озере Ханка значится гидробиологическая станция. То есть началось все вот с создания этой самой станции, у истоков которой были Владимир Клавдиевич Арсеньев, Александр Зиновьевич Федоров. Руководил же станицей, которая занималась изучением распространения в озере промысловых моллюсков, черепахи, изучением гидробиологии, профессор А.Т.  Блудовский.

Показываю вам редкое издание. Это – краткий отчет о работе Дальневосточного филиала за 1936 год, и что касается пресноводной гидробиологической лаборатории, обратите внимание на первое предложение: «Пресноводная гидробиологическая лаборатория существует в составе Дальневосточного филиала с начала 1933 года». То есть у нас с вами сегодня юбилей — 90 лет со дня образования первой, наверное, за Уралом лаборатории пресноводной гидробиологии во главе с Блудовским. Ее судьба сложилась трагично для коллектива лаборатории, самого ее руководителя и всего Дальневосточного филиала, попавших под каток политических репрессий 1936-38 годов. Вот письмо на трех листах, направленное Блудовским В.Л. Комарову, избранному в декабре 1936 года президентом Академии наук СССР. «Вы вероятно уже знаете о предложении краевых органов Дальневосточного края закрыть наш филиал… Это для нас такой удар, что пересказать трудно. Столько лет работали не за страх, а за совесть, столько собрали ценнейшего материала, так оборудовали на средства академии наши лаборатории, и все это пошло прахом. Не могу похвалиться хорошим настроением. Жаль работы, жаль собранного материала, мне его очень хочется доработать, много интересных данных получил, но сделать это в условиях ДВК вероятно не придется. Если Вы мне поможете сделать эту обработку, я буду считать себя обязанным перед Вами на всю мою жизнь». Владимир Леонтьевич единственное, что мог сделать, это приложить все усилия, чтобы филиал в 1936 году не был закрыт, и он еще просуществует три года. Жизнь же Александра Теофиловича оказалась еще короче: 28 августа 1937 года он был арестован и обвинен в антисоветской деятельности. 21 августа 1938 года Булдовского судили и приговорили к расстрелу. В этот же день судили и Маргариту Николаевну Арсеньеву — жену выдающегося исследователя Дальнего Востока, писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева — по делу о контреволюционно-шпионско-вредительской организации, действующей в Дальневосточном филиале АН СССР, главарем которой был «назначен» ее муж. Расстреляли Александра Теофиловича и Маргариту Николаевну в тот же день. В 1957 году реабилитировали. Парадокс ситуации заключался в том, что все 1930-е годы в СССР массовым тиражом выходили книги Владимира Клавдиевича, а в 1937 году, когда арестовывали Маргариту Николаевну, в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» также вышла книга Арсеньева «В горах Сихотэ-Алиня». К сожалению, книги Арсеньева не смогли защитить от репрессий ни его супругу, ни сотрудников Дальневосточного филиала…

Надо знать и помнить свои истоки, которые бывают и радостные, и грустные. Наша история – такова, и из нее надо извлекать уроки, —  заключил академик В.В. Богатов.

От лица делегации Камчатского края — тех, кто лично присутствует в зале  с докладами, и кто заочно участвует в Чтениях, прислав свои стендовые  сообщения, а также от всех участников предыдущих Леванидовских чтений, с кратким приветственным словом  выступила заведующая лабораторией рыбохозяйственной экологии Камчатского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографиик.б.н. Екатерина Викторовна Лепская,  подарив оргкомитету поздравительный постер с подборкой снимков «тех водоемов, где наши коллеги проводили когда-то исследования, а также тех, где они, уверена, их еще проведут».

— Мы всегда открыты для сотрудничества во имя российской науки. Камчатка — рядом! Помните об этом, — призвала с трибуны камчадалка.

Затем, на пленарном заседании конференции, предшествующем началу работы по секциям, состоялась презентация двух докладов.

По традиции, кратким экскурсом в историю начал свое сообщение «Биота Восточной России (угрозы и риски, обусловленные глобальным изменением природной среды и антропогенным воздействием)» академик РАН Виктор Всеволодович Богатов. Докладчик отметил, что не случайно упомянул в своем вступительном слове В.К. Арсеньева, который сыграл выдающуюся роль в становлении академической науки на Дальнем Востоке, и сообщил о том, что в архиве ДВО РАН хранится рукопись книги В.К. Арсеньева «Дерсу Узала», которую он готовил к печати.

— В ней есть предисловие, которое никогда не публиковалось, так как было написано еще до революции 1917 года и содержало в себе, как и полагалось, благодарность всем власть предержащим, царским чиновникам, которые способствовали написанию и выходу в свет этого издания. Я же хочу зачитать из него всего несколько строк. Это – вклейка в текст. Вот что написал Владимир Клавдиевич Арсеньев: «…Первобытные, девственные субтропические леса большей части страны выгорели и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, берез и главным образом осин. Количество зверя в тайге сильно сократилось. Край начал утрачивать свою оригинальность и мало-помалу превращается в обыкновенную российскую губернию».

Докладчик задается вопросом: что же происходит, о чем ведет речь ученый, писатель и путешественник?  И отвечает:

— Владимир Клавдиевич предупреждает, что происходят вещи, связанные с потерей биоразнообразия, и не только в горной стране Сихотэ-Алинь, но и по всему миру. Картина на сегодняшний день, судя «Индексу живой планеты» — докладу, который публикуется раз в два года, основываясь на учете более чем тридцати двух тысяч популяций и видов позвоночных животных нашей планеты, безрадостная, и — в первую очередь, для гидробиологов. Потеря биоразнообразия учитывается отдельно для наземных, морских видов и для пресноводных. Потеря для пресноводных видов — максимальная. Численность пресноводных видов, с момента начала учета в 1970 году, на 2018 год уменьшилась на 69 процентов!

Известный ученый-гидробиолог в своем пленарном докладе предупредил о реальной угрозе необратимости процесса утраты биоразнообразия, приведя конкретные примеры потерь не только из-за глобальных климатических изменений, но и в результате губительной жизнедеятельности человека: загрязнения и разрушения мест обитания пресноводных видов — бассейнов больших и малых рек и водоемов.

— Мы приближаемся к глобальному изменению не только климата нашей планеты, но —  биоты. Задача и ответственность ученых-биологов, в первую очередь, российских, связанна сегодня с нашими исследованиями вечной мерзлоты, основная часть которой на территории России, — призвал в заключение ученый.

Тему, заявленную в первом пленарном докладе, продолжил, также выразив тревогу по поводу сохранения биоразнообразия нашей планеты и Дальнего Востока, в докладе «Современное состояние изученности хирономид (Diptera, Chironomidae) Восточной Сибири и Дальнего Востока России» руководитель лаборатории пресноводной гидробиологии Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН доктор биологических наук Евгений Анатольевич Макарченко.  Крупный ученый-биолог, посвятивший свою жизнь и исследовательскую деятельность таксономии и систематике, биологии и зоогеографии амфибиотических насекомых, предметно и увлекательно представив участникам заседания объект своих исследований и призвал коллег объединиться и применить для этого лучшие качества, присущие большому ученому и энтузиасту, подвижнику и  одному из основоположников пресноводной гидробиологии на Дальнем Востоке — профессору Владимиру Яковлевичу Леванидову, в память  котором в десятый раз проводятся чтения.

Тон, заданный напутственными словами и пленарными докладами, продолжил свое развитие в тематике и содержании докладов, заявленных к обсуждению в трех секциях по направлениям: гидрология, гидрохимия и геоморфология; флора и фауна, систематика и экология пресноводных организмов, структура и функционирование пресноводных экосистем; биомониторинг пресных вод. Камчатка и островной Сахалин, Магаданская область и Приамурье, Восточная Сибирь, горный Алтай и Забайкалье, Иркутская область и Республика Саха (Якутия), Приморье и Хабаровский край —  каждая из этих территорий была представлена на конференции ее участниками — сотрудниками и ведущими специалистами региональных научных учреждений и вузов.

Состоявшееся в третий день работы научной конференции заключительное заседание было целиком посвящено обсуждению докладов и стендовых сообщений, а также

принятию проекта резолюции, подводящей итоги десятых «Чтений». Участники конференции выразили искреннюю признательность руководству ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН и Дальневосточного отделения РАН за внимание и всестороннюю поддержку проведения чтений памяти Владимира Яковлевича Леванидова. Принято решение подготовить к печати по материалам докладов и сообщений, сделанных на конференции, сборник, выход в свет которого, при поддержке ДВО РАН, запланирован на 2023 год.

Фото Виктора Богатова и Льва Стукуна

 

Справка:

Леванидов Владимир Яковлевич (1913–1981) — известный дальневосточный ученый, доктор биологических наук, профессор, один из основоположников пресноводной гидробиологии на Дальнем Востоке.

Чтения Заставка 02Родился 23 марта 1913 года в городе Выборге в учительской семье.

Детство и юность прошли на русском севере — в Ленинградской и Архангельской областях. Трудовую деятельность начал химиком-лаборантом на Первом Московском подшипниковом заводе. В 1937 году поступил в Московский институт рыбной промышленности, блестяще окончил его и был зачислен в аспирантуру на кафедру гидробиологии Мосрыбвтуза, руководимую профессором Н. С. Гаевской. После окончания аспирантуры и защиты диссертации в 1948 году В. Я. Леванидов переехал на Дальний Восток, где работал до конца своей жизни.

До 1962 года он возглавлял лабораторию воспроизводства лососей Амурского отделения ТИНРО в Хабаровске. Уже в это время ярко проявилась разносторонность научных интересов В. Я. Леванидова, который в процессе своих исследований уделял внимание вопросам естественного воспроизводства и искусственного разведения тихоокеанских лососей, состоянию их кормовой базы как одному из факторов, определяющих выход ценной рыбной продукции. Удачно сочетая обширные познания в области ихтиологии и гидробиологии, В. Я. Леванидов успешно решил ряд проблем, связанных с оптимизацией процесса естественного воспроизводства тихоокеанских лососей. При участии В. Я. Леванидова было создано несколько стационарных и сезонных наблюдательных пунктов в бассейне реки Амур, на которых регулярно осуществляли сборы материалов по скату молоди лососей, численности и структуре стад мигрирующих на нерестилища производителей, а также по питанию мальков и их кормовой базе.

Большое внимание В. Я. Леванидов уделял трофологии. Наряду с исследованием питания мальков лососей в пресных водах, им изучались такие типично пресноводные рыбы, как таймень и ленок, их роль в качестве хищников или конкурентов молоди лососей в речной период ее жизни. Итогом этих исследований явилась обобщающая работа «Питание и пищевые отношения рыб в предгорных притоках нижнего течения Амура», опубликованная в 1959 году.

Одновременно с этим в 1950-х годах под руководством В. Я. Леванидова развернулись глубокие исследования в области заводского разведения лососей, которые базировались в основном на Тепловском рыбоводном заводе в бассейне Среднего Амура. Разработанные В. Я. Леванидовым и осуществленные рыбоводами мероприятия по увеличению обеспеченности естественными кормами мальков кеты Тепловского рыбоводного завода сказались на увеличении возврата осенней кеты на завод.

Много сил и времени В. Я. Леванидов отдавал также вопросам организации рационального лососевого хозяйства на Дальнем Востоке, обосновывая ежегодные лимиты вылова и прогнозы нерестовых подходов лососей. Основные результаты его научной деятельности в этот период обобщены в монографии «Воспроизводство амурских лососей и кормовая база их молоди в притоках Амура». На эту же тему в 1966 году в Московском государственном университете В. Я. Леванидов успешно защитил докторскую диссертацию.

Помимо выше перечисленных направлений В. Я. Леванидов рассматривал теоретические проблемы лимнологии и гидробиологии водотоков, а также вопросы систематики гидробионтов. Так, им была предложена предварительная лимнологическая классификация текучих водоемов Дальнего Востока.

В 1962 году В. Я. Леванидов переехал на Камчатку, где стал заведующим лабораторией по изучению лососевых рыб Камчатского отделения ТИНРО (в настоящее время — Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии). Под его руководством коллектив этой лаборатории успешно решал разносторонние научные и прикладные проблемы, связанные с рационализацией лососевого хозяйства. Одной из важных задач в тот период являлось ограничение пресса японского морского промысла на запасы дальневосточных лососей. Владимир Яковлевич вел большую работу по обобщению информации о воспроизводстве и динамике численности лососей во всех регионах Дальнего Востока, продолжая активно участвовать в деятельности Советско-Японской рыболовной комиссии, успешно отстаивая интересы российской стороны на межправительственных переговорах.

Итогом глубокого анализа материалов по лососям всего Дальнего Востока явилась обширная сводка «Современное состояние запасов тихоокеанских лососей». В ней красной нитью проходит мысль о том, что дальнейшее постепенное сокращение запасов лососей, продолжающееся в наше время, вызвано чрезмерной интенсивностью японского морского промысла, в результате которого стада лососей после депрессии не могут восстановить численность.

В. Я. Леванидов одним из первых исследователей выдвинул идею применения в лососеводстве термальных вод Камчатки. Методика выращивания молоди кижуча с применением термальных вод активно разрабатывалась на Паратунской опытной станции Камчатского отделения ТИНРО.

Помимо вопросов естественного воспроизводства и разведения лососей В. Я. Леванидов уделял большое внимание изучению питания их молоди и состоянию кормовой базы в пресных водах Камчатки. В течение нескольких лет он лично руководил исследованиями на озере Азабачьем в бассейне реки Камчатки.

Обширный и разносторонний материал, собранный Владимиром Яковлевичем и его учениками на различных нерестовых водоемах Камчатки, лег в основу многочисленных статей, монографий и диссертаций. Сам же В. Я. Леванидов стал одним из ведущих специалистов в области изучения пресноводного периода жизни тихоокеанских лососей и экосистем дальневосточных рек.

В 1971 году В. Я. Леванидов перешел на работу в Биолого-почвенный институт АН СССР во Владивостоке, где до последних лет своей жизни руководил созданной им лабораторией пресноводных гидробионтов и ихтиологии.

Первоочередной задачей лаборатории стало изучение экосистем, главным образом горных рек Дальнего Востока. Экспедиционными исследованиями была охвачена огромная территория от юга Приморского края до Чукотского полуострова, острова Врангеля, собраны обширные материалы по фауне водотоков Дальнего Востока. Помимо изучения фауны пресноводных беспозвоночных и ихтиологических работ В. Я. Леванидов активно развивал биопродукционные исследования.

Итоги 10-летних работ лаборатории опубликованы во многих дальневосточных, центральных и зарубежных изданиях, а также в девяти тематических сборниках, посвященных фауне и продуктивности водотоков Дальнего Востока. Восемь из этих сборников вышли под редакцией В. Я. Леванидова. Еще больше им было задумано, но преждевременная смерть в 1981 году помешала осуществлению этих планов.

Замечательной памятью о Владимире Яковлевиче Леванидове являются ставшие уже традиционными конференции «Леванидовские чтения», проходящие по инициативе Биолого-почвенного института ДВО РАН во Владивостоке с 2001 года.

Именем В. Я. Леванидова назван один из эндемичных североохотоморских видов гольцов Salvelinus levanidovi, обитающий в бассейнах рек северного побережья Охотского моря — Яна (Тауйская губа), Яма, Тахтояма и Пенжина.

 

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН