Главное

В заседании круглого стола Дискуссионного клуба «Тихоокеанская Россия» на тему «Познание Востока: кому и зачем это нужно?», который прошел в Доме ученых ДВО РАН, приняли участие эксперты из Москвы, Иркутска, Благовещенска, Хабаровска и Владивостока

 

Совместный проект Дальневосточного отделения РАН и Приморского отделения Союза журналистов России его Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" создан по инициативе Приморского отделения Союза журналистов России при поддержке Правительства Приморского края и Дальневосточного отделения Российской академии наук в 2020 году. Он реализуется за счет средств субсидии из краевого бюджета, предоставленной Приморскому отделению СЖР по итогам конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае в целях предоставления им субсидий из краевого бюджета на финансирование затрат, связанных с реализацией общественно значимых программ.

 

КС 1

 

Участники круглого стола, посвященного проблемам востоковедения, попытались общими усилиями осмыслить проблемы современного востоковедения в России и на Дальнем Востоке, оценить качество высшего образования молодых востоковедов, понять, какие шаги и кем именно должны быть предприняты, чтобы востоковедение стало, наконец, надежным и эффективным инструментом в многообразных взаимоотношениях нашей страны со своими восточными соседями. Одни из них присутствовали в зале, другие подключались онлайн.

Забегая вперед, отметим сразу, что из всех поставленных целей участники круглого стола успели лишь изложить свои точки зрения на заявленные проблемы, так, как они их трактовали. Обсуждения не получилось из-за очень большого количества выступавших и относительно небольшого количества времени – 2,5 часа. Тем не менее высказанные на проблему точки зрения выступавших дают представления о глубине понимания ими обсуждавшихся проблем и их трактовках. Текст, предлагаемый ниже представляет собой более или менее литературный конспект наиболее интересных, с нашей точки зрения, выступлений. Итак…

КС 15

После того, как заседание круглого стола «Познание Востока: кому и зачем это нужно?» открыл председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Андреевич Суханов, который коротко очертил круг предлагаемых проблем и представил участников, с коротким приветственным словом к собравшимся обратился председатель Дальневосточного отделения РАН академик РАН Юрий Николаевич Кульчин. Он пожелал экспертам плодотворной работы и напомнил, что данное мероприятие проходит в преддверии 123-й годовщины открытия во Владивостоке Восточного института, благодаря которому Владивосток стал и продолжает оставаться одним из признанных центров востоковедения в нашей стране. При этом уже тогда правительство России определило для института три основные вектора работы: языкознание, культура и экономика, что актуально и поныне...

КС 2 1

Известный российский востоковед, руководитель Центра глобальных и региональных исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, заместитель председателя ДВО РАН академик РАН Виктор Лаврентьевич Ларин, начиная обсуждение, отметил, что и в регионе, и в стране в целом ситуация с востоковедением очень тяжелая.

И хотя на общем фоне Приморский край выглядит лучше большинства территорий, специалистов, глубоко понимающих Восток на разных уровнях очень мало. Главная причина –  это низкий интеллектуальный уровень начинающих востоковедов. Как результат свободные ниши занимают зачастую недобросовестные имитаторы и шарлатаны от востоковедения.

Главный редактор журнала "Проблемы Дальнего Востока" (Москва), доктор политических наук Андрей Владимирович Виноградов отметил в своем выступлении онлайн, что на Дальнем Востоке необходимо создавать профессиональные центры по подготовке востоковедов, ориентированные в первую очередь на выпуск экономистов, иначе в глобальном переделе рынка труда место России могут занять азиатские соседи.

КС 3– Усиленное внимание к Востоку сегодня наблюдается не только из-за желания узнать наших партнеров на Востоке в связи с пресловутым разворотом. Это еще и уникальный шанс понять, что такое Россия, каков путь России в будущее и какое место она в этом будущем займет", — подчеркнул эксперт, по мнению которого, китайские реформы показали, что мир может быть организован совершенно по другим принципам, чем на Западе. И это дает России историческую альтернативу.

– Мы теперь можем не стремиться к реализации общечеловеческих ценностей. Мы действительно можем спокойно заниматься тем, чтобы обеспечивать наши национальные интересы, искать тот путь развития, который соответствует нашим целям, задачам, нашей национальной традиции", – сказал Андрей Виноградов. – При этом, если взять научный и прикладной аспекты обеспечения национальных интересов, то ситуация в важнейшей для этого науке — востоковедении, складывается крайне тяжелая.

В 90-е и 2000-е годы в Сибири и на Дальнем Востоке энергично создавались новые центры востоковедения, появлялись новые кафедры. Но где сегодня эти центры и их выпускники-востоковеды? Может быть, в Москве? Но даже в Москве, да во всей России не наберется сегодня и пяти специалистов по экономике Китая!

– В советское время, когда Китай не входил даже в десятку стран мира по размеру ВВП, у нас было больше 20 докторов экономических наук, которые активно писали по Китаю. Сейчас Китай — вторая экономика мира, а нет и пяти докторов наук, которые занимаются и активно работают. Это проблема не только науки. Это одна из центральных проблем для понимания и развития России", — считает эксперт.

По мнению Андрея Виноградова, сейчас Китай теряет свое традиционное конкурентное преимущество дешевой рабочей силы и ищет новые пути развития. И если мы сейчас не попытаемся найти место в новом складывающемся разделении труда и упустим этот шанс, то китайцы и другие наши соседи на Дальнем Востоке нам не оставят этого места. Нам необходимо создавать центры по подготовке новых кадров, способных понять ситуацию и найти взаимовыгодные пути взаимодействия с Китаем в новых экономических условиях. Пусть это будет даже небольшой ведомственный вуз в системе Минвостокразвития, но с четко определенными задачами и 100-процентным бюджетным финансированием.

КС 4Проректор по международным отношениям ДВФУ, к.пол.н. Евгений Евгеньевич Власов полагает, что с точки зрения практической работы востоковедам нужны дополнительные профессиональные компетенции – именно в таких специалистах заинтересован бизнес и его можно привлекать для участия в таких междисциплинарных проектах.

– В последние несколько лет, – рассказал проректор ДВФУ, – для наших студентов, которые обучаются на востоковедных программах, стало очень важным не только понимать язык, культуру, экономику, но и иметь дополнительные компетенции. В юриспруденции, например, или информационных технологиях. Такой профессиональный навык будет для них конкурентным преимуществом при поступлении на работу. Мне кажется, что очень перспективно делать больше междисциплинарных проектов именно по запросу бизнеса и государства, чтобы мы совместно решали задачи по подготовке востоковедов. А у наших образовательных подразделений и научных организаций есть достаточное количество ресурсов и понимания, как это сделать.

КС 5Руководитель Агентства международного сотрудничества Приморского края к.э.н. Алексей Юрьевич Старичков не считает себя пессимистом относительно ситуации в востоковедении.

– Я преподаю в вузе и вижу огромный интерес молодежи к Востоку. Востоком сегодня хотят заниматься сотни и тысячи ребят. А что мы делаем, чтобы этот интерес удовлетворить к обоюдной пользе? В других странах существует практика выделения грантов для обучения молодежи за рубежом. Пошлем туда тысячу – сто вернутся обратно и это уже будет хорошо. А сколько мы таких грантов дали? Ни одного!

Экс-ректор ДВГУ и экс-спикер Законодательного собрания Приморского края д.т.н. Виктор Васильевич Горчаков назвал трех человек, кто мог бы решить проблему подготовки востоковедов в Приморье.

КС 6– Во-первых, без явной, открытой, энергичной заинтересованности руководителя края успеха не будет, – уверен Виктор Горчаков. – Второй человек, который мог бы оказать серьезное воздействие – это министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, поскольку он активно реализует программу развития Дальнего Востока. Третий – помощник президента России Андрей Фурсенко, который очень хорошо знает дела ДВФУ.

– В 70-е и 80-е годы схема подготовки востоковедов работала, исходя из устройства государства, – рассказал Виктор Васильевич. – Мы убедили приморский краевой комитет партии и лично первого секретаря крайкома КПСС Виктора Павловича Ломакина в том, что для эффективного развития Дальнего Востока и Приморского края необходима, прежде всего, подготовка востоковедческих кадров. Он поддержал нашу инициативу и обратился с письмом в Центральный комитет КПСС. Общая ситуация, восстановление отношений с Китаем после 1976 года и обстановка в целом на Востоке побудили ЦК КПСС принять решение о развитии востоковедения на Дальнем Востоке, в том числе, в ДВГУ. Речь шла об увеличении кадрового состава, выделении денег на строительство помещений и зданий. Увеличены были квоты на отправку студентов и преподавателей в страны изучения языка.

Попытки повторить этот рывок, по словам Виктора Горчакова, были и во времена демократической России, но не привели к какому-либо серьезному результату. Экспертные дискуссии генерируют поле, в котором рождаются здравые идеи. Но, чтобы довести эти идеи до руководства страны, нужен авторитетный материальный носитель, – таково заключение эксперта.

КС 7Заведующий кафедрой религиоведения и истории Амурского государственного университета из Благовещенска доктор, философских наук, профессор Андрей Павлович Забияко уверен, что поворот на Восток в Амурской области давно произошел по причине его территориальной близости к Китаю и конкретно к городу Хэйхэ, который он в данный момент наблюдает из окна своего кабинета.

Полностью согласившись с выводами академика Ларина, профессор Забияко рассказал, что в Амурском государственном университете кафедра регионоведения работает успешно и готовит большое число студентов для работы с Китаем. Правда, на уровне бакалавриата, так как выпускники в большинстве своем уходят в бизнес-структуры, в практику. Так что науке мало, что достается… Тем не менее, университет, активно участвуя в программе «Приоритет-2030», создал в ее рамках молодежную лабораторию фронтирных исследований. В ней наравне с 10-ю российскими ребятами работают 6 магистрантов и аспирантов из Китая. Некоторые из них, уверен профессор, в перспективе останутся работать в Амурском госуниверситете.

КС 8Заслуженный профессор кафедры мировой экономики и экономической безопасности Байкальского государственного университета (Иркутск), руководитель Центра изучения Монголии при БГУ, д.и.н. Юрий Васильевич Кузьмин сообщил что востоковедение в БГУ исторически ориентировано на Монголию и располагает несколькими крупными специалистами в этой области. Тем не менее, за время перестройки многие сибирские вузы стали развивать восточное направление в сторону Японии, Китая и Кореи. Тогда в виду экономической развитости этих стран такой шаг казался перспективным. Но прошло время, и теперь ситуацию с востоковедением в сибирских вузах можно охарактеризовать как очень противоречивую. Если прежде выпускники-восточники находили работу в коммерческих структурах, то сегодня эти рабочие места сокращаются. А вместе с ними сокращается и набор. Но даже в этой ситуации создать центр монголоведения, переориентировать ребят на изучение Монголии у сибиряков не вышло – правительство этот проект не поддержало.

КС 9 – Тем не менее рук мы не опускаем, выпустили трехтомник по изучению мирового монголоведения, чтобы оставить молодежи надежную лоцию в монголоведении.

Директор Института филологии, истории и востоковедения СахГУ (Южно-Сахалинск), к.п.н. Эльвира Хаммоковна Лим рассказала, что Восточный факультет образовался в СахГУ в 1991 году. И основным сначала было корейское направление. Потом появились японское и китайское. Но бюджета на всех одновременно не хватает, поэтому теперь один год факультет набирает японистов, на следующий – корееведов, на третий – китаеведов - такая вот «вертушка» получается… Проблема, что в таком режиме студенты, которые возвращаются после стажировок, не могут попасть на свой курс...

КС 10Директор Института социально-политических технологий и коммуникаций ТОГУ (Хабаровск), доцент, к.э.н. Михаил Владимирович Бурик рассказал об эксперименте, который начался несколько лет тому назад и в прошлом году вылился в создание Высшей школы международных исследований и дипломатии при Тихоокеанском госуниверситете, где собраны специальность и магистратура «зарубежное регионоведение», а также специальность «перевод и переводоведение». С первого курса ребята учат китайский, на втором добавляется английский, а с третьего – японский или корейский по выбору. Само образование базируется на трех китах. Во-первых, это язык, во-вторых, – межгосударственные отношения, и в-третьих – менталитет и культура. Это лето стало для Школы прорывным – набор практически в 4 раза превысил количество бюджетных мест.

КС 11Доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровского государственный университет экономики и права, к.э.н. Владимир Григорьевич Норин уверен в том, что проблемы с российским востоковедением нельзя сводить только к проблемам образования. Ведь Дальний Восток до сих пор является сырьевым придатком и для России, и для стран АТР. Очень мало высокотехнологичных предприятий. Правительство должно, по мнению В.Г. Норина, определить приоритеты высокотехнологичного развития, чтобы можно было понять, какие именно специалисты с восточной спецификой нам нужны, кого нам готовить? Тогда по этим направлениям можно было бы договариваться с зарубежными партнерами по студенческому обмену. Учить язык и готовить специалистов – это важно, но как быть, если они себя здесь не находят и вынуждены уезжать туда, где могут себя реализовать? На Дальнем Востоке должен быть создан центр развития. Не министерство, которое находится в Москве, а именно центр принятия решений. Возможно в статусе третьей столицы, которая и дала бы толчок развитию всего региона в интеграции с нашими зарубежными соседями. Что касается обучения, то необходимо законодательно обеспечить студентам-востоковедам-бюджетникам возможность специальной практики на государственных предприятиях!

КС 12Директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, академик РАН Николай Николаевич Крадин считает, что проблемы у востоковедения в каждом вузе свои. Но очевидно, что «оптимизация» науки и образования им на пользу не пошла – качество образования заметно снизилось. И в этом смысле недурно было бы обратиться к советскому опыту – общему для всей российской науки и высшего образования.

Необходимо менять в обществе отношение к преподавателям и учёным, считает академик Крадин, чтобы наука стала перспективной для молодёжи. В институте, которым он руководит, «молодежная проблема» тоже существует, но она решается, так как на подходе к защитам несколько перспективных аспирантов. Зато в вузах молодым преподавателям на научные исследования не хватает ни времени, ни сил из-за чудовищной лекционной нагрузки. Хотя именно вузовские преподаватели своим примером должны побуждать студентов к научной деятельности.

– Зачастую в вузах в угоду мультидисциплинарности происходит размывание классического понимания востоковедения. Мы его чуть не потеряли, когда политологи предприняли попытку включить востоковедение в свой состав. И только благодаря очень активной позиции членов двух отделений РАН: по историко-филологическим наукам и глобальных проблем и международных отношений, личной активности Михаила Борисовича Пиотровского, востоковедение удалось отстоять.

– Для нашей страны востоковедение –  одна из ключевых наук, – отметил академик Крадин. – Мы не просто живём на Востоке, мы непосредственно соприкасаемся с границами нескольких восточных стран и, несомненно, должны изучать наших соседей. Если вспомнить историю 18–19 веков, когда складывалось востоковедение как наука, многие его выдающиеся столпы – как раз представители нашей российской науки.

Через 2 года Владивосток будет впервые принимать съезд востоковедов России. Это знаковое событие для нашего города и края, и мы очень надеемся на поддержку со стороны правительства Приморья и администрации Владивостока.

КС 13Старший научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН, к.и.н. Анна Владимировна Симоненок обратила внимание экспертов на качество выпускников-востоковедов, которое она назвала главной проблемой.  

– Хочу спросить коллег из вузов: вы действительно уверены, что выпускаете профессиональных востоковедов? Ведь даже если посмотреть на сетку часов в ДВФУ, то 20 часов в неделю идет на языковые занятия! И это вместе с английским! И только 2 часа – на какую-либо из страноведческих дисциплин. И такая картина складывается на протяжении всех 4-5 лет обучения! Так кого мы обманываем, называя потом этих студентов востоковедами? Вот, например, наши вьетнамисты… Ребята выходят из вуза действительно с хорошим знанием языка, они с успехом работают переводчиками, но их компетенции как востоковедов, как специалистов по Вьетнаму, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Они не способны подготовить профессиональный анализ по стране, не способны сделать развернутый комментарий и уж тем более дать прогнозные оценки ситуации! Они не знают процессов, происходящих в этой стране. И когда они приходят в наш академический институт заниматься востоковедением, мы видим, что они специалисты совсем в другой области, которая называется «перевод и переводоведение». А востоковед должен иметь обширные базовые знания по своей специальности, который в идеале ориентируется и в экономике, и в культуре, и во взаимоотношениях с другими странами и государствами… Давайте для начала разделим специальности: вот это переводчики, а вот это востоковеды, а затем кардинально поменяем программу подготовки востоковедов.

Заместитель председателя ДВО РАН, руководитель Центра глобальных и региональных исследований ИИАЭ ДВО РАН академик РАН Виктор Лаврентьевич Ларин, завершая обмен мнениями, отметил, что сегодня участники круглого стола так и не ответили на вопрос, какой именно специалист нам нужен: универсальный или узкий? По мнению же самого академика Ларина, востоковедом можно называть только универсала. Только специалист, обладающий широкими и разносторонними знаниями, может понять чужой народ изнутри. На Востоке – это особенно остро проявляется. Востоковед, который знает китайский язык, но не читал Конфуция – это не востоковед. Ведь даже речь председателя Си Цзиньпина на съезде КПК была так насыщена метафорами, что без их понимания невозможно было сделать корректный перевод. Что и наблюдалось в некоторых отечественных публикациях…

КС 14Ларин твердо уверен, что для воспитания востоковедов вузы давно должны были внести корректировки в свои программы. Но они не торопятся это делать. Наверное, потому, что ориентированы на рынок, на поток. А соответствующим государственным чиновникам это неинтересно. Для них результаты такой работы – слишком отдаленная перспектива.

– Мне представляется, – сказал, завершая круглый стол, Виктор Лаврентьевич, –  что нам в ближайшее время нужно провести «инвентаризацию» востоковедения в нашем регионе с учетом уже сформировавшихся специалистов, которые работают в этой области в разных организациях и компаниях на соответствующих должностях. И нужно наладить между ними коммуникацию – например, создать Дальневосточную ассоциацию востоковедов. При поддержке Союза журналистов России! А почему нет?

Видеозапись круглого стола «Познание Востока: кому и зачем это нужно?»

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН