Главное
- Подробности
- Опубликовано 10.09.2021 21:10
Заместитель председателя ДВО РАН и известный российский востоковед академик РАН В.Л. Ларин выступил с открытой лекцией, приуроченной ко Дню знаний, перед старшеклассниками владивостокской гимназии № 1
Коротко познакомив класс с целями и задачами Российской академией наук и его Дальневосточного отделения, Виктор Лаврентьевич напомнил, что РАН является сегодня старейшим российским учреждением и одной из старейших научных академий мира, которая в 2024 году отметит свое 300-летие. Затем заместитель председателя ДВО РАН коротко рассказал ребятам о задачах, стоящих перед Российской академией наук, о географии и структуре ее Дальневосточного отделения, направлениях научно-методического руководства академической наукой на Дальнем Востоке. Но главной темой лекции известного российского востоковеда стали, конечно же, международные отношения – России с ее ближайшими соседями по региону. Прежде всего, с Китаем и Японией.
Как опытный лектор академик Ларин с самого начала постарался вовлечь школьников в живой диалог, вынуждая их почти самостоятельно вспоминать исторические события и даты, проводить исторические параллели и делать выводы, приходя им на помощь лишь по необходимости и, тем не менее, четко выдерживая заданный курс.
- Сколько лет насчитывают отношения России и Китая?
- Когда был подписан первый договор меду нашими странами?
- По какому договору России отошли территории, на которых мы с вами сейчас живем?
Так, в поисках ответов на вопросы десятиклассники гуманитарного класса под руководством академика РАН пробирались из глубины истории к современности.
- Подписание Пекинского договора в 1860 году не только закрепило за Россией территорию нынешнего Приморского края, но и принесло много проблем, связанных с уточнением границы, ее демаркацией. Случались пограничные конфликты, порой острые. Например, весной 1969 года на реке Уссури у острова Даманский. Окончательно мы завершили демаркацию лишь к 2008 году. Зато теперь обе стороны пришли к соглашению, что территориальных претензий между Россией и Китаем не осталось!
- А с другими соседями у нас все территориальные проблемы решены? Курилы? Япония? Верно! Только не Курилы вообще, а 3 острова и скалистая гряда Хабомаи… Почему возникла эта проблема? И каковы, по-вашему, перспективы – договоримся? По-моему, нет… Россия получила острова в качестве трофея по итогам Второй мировой войны и никогда от этого не откажется. Но и в Японии любой политик, который только заикнется об отказе от Курил, сразу превратится в политический труп.
Но вернемся к Китаю… Сегодня часто приходится слышать на самом высоком уровне, что наши отношения никогда еще не были так крепки, как теперь.
- Лично мне никогда не нравились громкие заявления, но в данном случае в позициях наших государств действительно существует ряд признаков, позволяющих так утверждать. Во-первых, это разделяемый обеими сторонами принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Во-вторых, отсутствие территориальных претензий и принципиальных противоречий. И, наконец, у нас общий взгляд на глобальное управление. Мы, в отличие от США, за многополярный мир…
В наших с Китаем экономических отношениях все, правда, выглядит не так лучезарно – прежде доминировал СССР, теперь положение изменилось. Но кто из вас скажет, сколько войн было между нашими странами за всю историю отношений – за без малого 400 лет? Кто знает? Пограничные конфликты да, случались – Албазин в 1685-м, на Амуре в 1900-м, остров Даманский… и все! Хасан в 1938-м? Ну, это конфликт не с Китаем, а с Японией. Так вот ни одной войны между Россией и Китаем никогда не было. При всей огромной разнице наших культур, разнице менталитетов… Почему, кто скажет? Совершенно верно: война двух гигантов ослабляет обоих! Мао Цзэдун любил притчу про обезьяну, которая наблюдала с вершины за дракой двух тигров, чтобы, в конце концов, снять шкуры с обоих… Американцы сегодня весьма умело интригуют, пытаясь рассорить Китай и Россию. Русско-японская война ведь тоже была спровоцирована англо-американским союзом. А потом американский президент получил Нобелевскую премию мира за посредничество в примирении противников. Такова большая политика…
Затем настал черед вопросов от аудитории.
- Почему в Приморье стало меньше китайцев?
- По целому ряду причин, как объективного, так и субъективного характера и, прежде всего, экономических. Китайцы стали богаче и нишу низкооплачиваемого труда у нас заняли рабочие из средней Азии. Китай вступил во Всемирную торговую организацию, которая не поощряет челночный бизнес, поэтому на наших вещевых рынках теперь торгуют вьетнамцы. Еще совсем недавно были очень популярны теории о китайской экспансии на российский Дальний Восток. Но посмотрите на историю: китайцы никогда – даже на рубеже 19-20 веков, когда их в том же Владивостоке было очень много, вспомните «Миллионку» - не рассматривали холодную Сибирь и Дальний Восток в качестве места для эмиграции. Они всегда приезжали сюда только на заработки. И в наше время на территории России, в отличие от многих стран, не сформировалось ни одного «китайского квартала» или «чайна-тауна». И последнее обстоятельство: юаь существенно вырос относительно рубля. Зато теперь китайцам выгодно приезжать к нам в качестве туристов.
- Почему стало больше китайских студентов?
- Китай поставил задачу стать ведущей технологической державой к 2035 году. За последнюю пятилетку у них финансирование науки увеличилось в 3 раза, большие деньги вкладывают в образование, спрос на которое огромный, но университетов все равно не хватает. Конкуренция за высшее образование примерно 1 к 10. Ехать в Европу и Америку не всем по карману. Наши вузы и ближе, и дешевле, а потому доступнее. Особенно для соседних с нами провинций. И учатся китайцы на совесть. Хотя сегодня не они у нас, а уже мы у них должны учиться, ведь в экспорте в Россию китайских товаров высокотехнологичная продукция сейчас составляет 50 процентов. И доля ее растет.
- А для чего именно Китаю нужна Россия? Как сырьевая база?
- Я бы сказал, что сырье - это фактор номер два. Прежде всего, Китай хотел бы рассчитывать на Россию как на крепкий и надежный тыл. Кроме того, китайцы ведь прагматичный народ, верно? Протяженность нашей с Китаем границы 4 300 километров и во времена советско-китайского противостояния обе стороны вложили огромные средства в укрепление общей границы. А потом посчитали, сколько денег было закопано в землю и прослезились. Оказалось, что нам выгоднее дружить, чем воевать…
Второй фактор – это российское сырье, хотя в планах развития КНР на очередную пятилетку и на перспективу до 2035 года Россия упоминается только один раз, в связи с Харбином, который должен стать «открытым окном» в нашу страну. А вот пограничные с Россией территории – Внутренняя Монголия, Хэйлунцзян и Цзилинь в большей или меньшей степени строят свои планы с учетом соседства с Россией. Особенно провинция Хэйлунцзян, которой мы нужны как поставщики сырья и… кто догадается? Географию знаете, где Хэйлунцзян находится? Мы им нужны как транспортный коридор - выход к морю, Транссибу, на рынки Европы и Америки. Никакой идеологии, высокой политики, сплошной прагматизм… Мы им нужны так же, как и весь остальной мир – для своего внутреннего развития. При этом владеть миром они не хотят, они хотят подстроить его под свои интересы.
Кто скажет, какими тремя необходимыми активами должна сегодня обладать держава, чтобы править миром? Деньгами, согласен, а еще? А еще военной силой и моральным авторитетом! На единстве этой триады стоит сегодня могущество США. Что может противопоставить Китай? Пока только деньги. Военной силы у него недостаточно, хотя армия интенсивно реформируется. Морального авторитета, доверия со стороны других государств тоже. А чем и как завоевывается моральный авторитет, кто скажет? Подумайте, и пусть это будет вашим заданием на дом!