Главное
- Подробности
- Опубликовано 13.12.2020 14:30
В Доме учёных ДВО РАН состоялся круглый стол на тему:
«Уезжать или оставаться?
Факторы привлечения и удержания населения на российском Дальнем Востоке»
Первое мероприятие дискуссионной площадки «Тихоокеанская Россия», совместного проекта Дальневосточного отделения РАН и Приморского регионального отделения Союза журналистов России, собрало за одним столом учёных и экспертов-практиков, которые попытались разобраться в самых сложных и неоднозначных вопросах дальневосточной демографии. Роль модератора круглого стола принял на себя председатель Приморского краевого отделения Союза журналистов России, генеральный директор медиахолдинга «PrimaMedia» Виктор Суханов.
За 160 лет своей российской истории Дальний Восток пережил несколько этапов своего заселения и освоения. Российская империя поощряла деловую инициативу, поддерживая ее режимом свободной торговли, дармовыми землями, безвозвратными ссудами, обустраивая за казенный счет военные базы и казачьи поселения… Советский союз привлекал на берега Тихого океана рабочую силу длинным рублем, а специалистов возможностью карьерного роста, наращивал добывающую и оборонную промышленность… Так или иначе, но к концу 20-го столетия население российского Дальнего Востока составляло уже около 10 миллионов человек…
Новый российский капитализм на рубеже тысячелетий пока своей определенной стратегии в этом направлении не выработал. Не смотря на организацию многочисленных территорий опережающего развития (ТОРов), «Свободного порта Владивосток» (СПВ), программ «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека», население Дальнего Востока на протяжении 30 последних лет неуклонно сокращается и упорно не желает прирастать. Как ни верти головой, но орд переселенцев (даже неквалифицированных, не говоря уже о специалистах международного уровня) стремящихся заселить и освоить хотя бы юг российского Дальнего Востока, ни в бинокль не видно, ни в микроскоп. Невольно напрашивается вопрос: так ли эффективны предпринимаемые государством меры, и, если не эффективны, то каковы они должны быть, чтобы дать результат? Вокруг этой проблемы и шел разговор между учеными, специалистами, общественными деятелями, журналистами… Разговор был долгий, и мы можем пересказать из него лишь отдельные реплики.
Дальний Восток един, но он разный
Григорий Смоляк, директор Департамента развития человеческого капитала и территориального развития Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:
- За последние 30 лет регион потерял около 2 миллионов жителей. В первую очередь важно сократить отток населения. Для этого прилагается много сил: режим ТОР, реновация социальной инфраструктуры, которая последний раз была ещё при Советах, обеспечение учебных заведений современным оборудованием по стандартам World Skills, национальные программы, которые преследуют весьма простую и понятную цель – повышение качества жизни дальневосточников выше уровня остальных регионов страны. Но пока оно ниже по 25 показателям. Мы стараемся сохранить всё хорошее из прошлого и добавить новые ингредиенты из настоящего. Но ко всему Дальнему Востоку неприменимы единые для всех его территорий решения, они должны разниться от региона к региону. Для людей первична мотивация. Например, «я хочу здесь жить».
Виктор Ларин, академик РАН, заместитель председателя ДВО РАН, глава Центра глобальных и региональных исследований Института истории ДВО РАН:
- Царское правительство отправляло сюда недовольных, снижая, таким образом, социальное напряжение в центральной части страны, ссылало каторжников. Целью советского присутствия на Дальнем Востоке было укрепление восточных границ СССР. А что сейчас? Ни у власти, ни у людей нет понимания того, зачем России Дальний Восток. Второй вопрос, который меня живо интересует: хотят ли власти приезда на Дальний Восток новых людей, или им довольно того, чтобы остались старые? Это очень важно. Действительно, Дальний Восток – это не единая территория. Поэтому снова вопрос: если нужно развивать весь Дальний Восток, не расставляя приоритетов, то зачем это нужно? Речь ведь о том, как удержать здесь молодёжь. Если в приоритете то, чтобы новые люди приехали, то молодёжь можно и из Китая заманить – просто показать им, что они могут здесь заработать. Но не станет ли такой шаг угрозой российской государственности?
Пётр Бакланов, академик РАН, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН:
- К мнению Виктора Лаврентьевича отношусь с уважением. Дальний Восток и вправду очень неоднороден. Но на его демографические проблемы следует смотреть не только через призму особенностей его различных территорий, но и через призму различных слоёв населения. Приезжают низкоквалифицированные люди, а уезжают квалифицированные специалисты. И сколько еще инженеров, ученых, предпринимателей, учителей, врачей должно уехать, чтобы к нам пришло это понимание? Я придерживаюсь мнения, что основная жизнь страны происходит в поселениях до 20 тысяч человек, и считаю, что для снижения числа уезжающих надо рассчитать для них оптимальную структуру населения и определить приоритетные виды деятельности. Плюс, можно, например, ввести безвизовый режим для жителей Дальнего Востока с близлежащими странами. Также, мне кажется, что если бы на Дальнем Востоке можно было бы, как раньше, купить хорошую, пусть и подержанную машину за 80-100 тысяч рублей, то сюда бы многие поехали. А давали бы молодой семье рассрочку на землю и постройку дома без первого взноса, то выпускники вузов к нам, считай, просто повалили бы. Инструменты у нас необходимые есть, да и затраты были бы не такими большими. В конце концов, не большое количество людей делает качественную жизнь, а наоборот.
Как нам обустроить Дальний Восток?
Сергей Пушкарёв, председатель правления ПРОО «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений»:
- Миграция из Средней Азии ежегодно увеличивается на 10-20%. Огромная часть мигрантов едет сюда самовольно, без рабочих виз, и по приезду ими никто не занимается. Без государственного, административного ресурса это не решить. Я предложил бы работу с мигрантами не размывать по нескольким ведомствам, а возложить на одно – Минтруд, например. Проблема в том, что у нас своих безработных 28 тысяч человек! И тут приезжает ещё столько же. Конечно, создается напряжённость. Заселять Дальний Восток надо, но нельзя превращать его в «проходной двор!
Ольга Курилова, руководитель представительства в ДФО АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»:
- У нас в стране принят системоцентричный подход, к сожалению. При таком подходе проблемы отдельного человека государству не видны. Люди, в свою очередь, считают всех представителей власти временщиками. Между тем, наши дети массово уезжают. Я считаю, что надо не привозить сюда людей, а поддерживать тех, кто уже живет здесь и хочет жить здесь дальше…
Галина Ермак, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая Отделом этнографии, этнологии и антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН:
- В вопросе «уезжать или оставаться» национальность роли не играет. Результаты опросов взрослых людей и молодёжи Дальнего Востока показывают, что взрослым интересна высокая зарплата, молодым – жильё. И если этого нет на их малой родине, они едут в другой регион.
Владислав Звычайный, председатель Союза организаций «Центр содействия иммиграции в Приморский край»:
- Есть механизмы, которые можно использовать, чтобы люди оставались в своём регионе. Внутренняя миграция всё равно будет всегда, главное – чтобы общий баланс был положительным. Пока у нас уезжает и умирает большее количество людей, чем рождается и приезжает. Тем временем, уже озвучиваются тезисы о том, что газификация Дальнего Востока невыгодна, полёты сюда – невыгодны… так о каком удерживании людей можно говорить? Вот мы расширяем территории опережающего развития, а «социалку» мы к ним привязываем?
Григорий Смоляк: - Уже привязана!
Юрий Авдеев, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН:
- При подсчёте демографических показателей нельзя применять бухгалтерский подход. На них влияет множество тенденций, которые комбинируются по-разному и не имеют универсальных решений. Девяностые просто скосили Дальний Восток, его население уменьшилось на 25%. И до сих пор тенденция на убывание не выправляется. В каждом новом поколении детей рождается меньше, чем в предыдущем. Если говорить о перспективе развития демографических показателей Приморья, то улучшить их только за счет повышения рождаемости вряд ли возможно. Я полагаю, что нам поможет только миграция.
По итогам круглого стола его участники не смогли прийти к единому мнению о способах улучшения демографической ситуации на Дальнем Востоке. Впрочем, такую цель организаторы перед собой и перед участниками не ставили. Главное, что обмен знаниями, мнениями и разнообразная, острая профессиональная и многогранная дискуссия между представителями власти, науки, и общественности ко всеобщему удовольствию состоялись. Ну, а как распорядиться полученной информацией, каждый решит для себя сам.