Книга о флоре и фауне Курильских островов
В конце ноября вышел из печати атлас-определитель
"Флора и фауна острова Матуа (средние Курильские острова)"
подготовленный коллективом Камчатского филиала ТИГ ДВО РАН
Подготовленный и изданный при поддержке РГО в двух томах — "Море" и "Земля", атлас представляет собой монографическое издание, посвященное описанию морских и наземных беспозвоночных животных, рыб, растений, грибов и лишайников – обитателей острове Матуа и окружающем его шельфе. Книгу эту можно отнести к редкому типу монографий, имеющих одновременно научное, практическое и культурное значение.
Курильские острова, а тем более Средние Курилы, были всегда труднодоступны для исследователей. Поэтому их фауна и флора ещё очень плохо изучены. В том числе и мелководные морские гидробионты. Впервые комплексные наземные, литоральные и сублиторальные сборы образцов флоры и фауны были проведены на одном из островов –Матуа – только в 2016-2017 гг. сотрудниками Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Они побывали там в составе 20-й и 21-й Камчатско-Курильских экспедиций Русского географического общества. А в 2017 году еще и по отдельному гранту РГО, по условиям которого им необходимо было в том же году отчитаться готовым макетом атласа-определителя флоры и фауны острова Матуа.
С самых первых погружений стало ясно, что место это уникальное, подводный мир его абсолютно не изучен, и надо постараться сделать как можно больше, так как неизвестно, когда удастся попасть туда еще раз. Как обычно работают зоологи и ботаники в таких экспедициях? Практически всегда они сосредотачиваются на сборе материала по своим группам. Нам же хотелось выжать как можно больше науки из представившейся возможности поработать хотя бы на одном из средних Курильских островов.
Экспедиция на остров Матуа в 2016 году продлилась всего две недели, а в 2017 – месяц. Оба раза удалось провести по 8 дней погружений с лодки в море, часто по два погружения в день с перерывом на рассыщение (удаление накопившегося в крови азота) между дайвами. И хотя в основном исследовались глубины около 14–18 метров, все погружения единственного водолаза-исследователя КФ ТИГ ДВО РАН Надежды Санамян были декомпрессионными, на полный баллон, так как в бентосных сообществах оказалось очень много нового и необычного. Все нужно сфотографировать, разложить по отдельным емкостям и пакетам, чтобы не перепутать и впоследствии сопоставить собранные образцы с фотографиями… И при этом бороться с течением и болтанкой при температуре воды в районе 2 градусов. Затем в лагере – разбор материала до ночи, фотографирование мелких объектов, этикетки, фиксация, всё по баночкам, водоросли – в гербарий...
Когда не было погружений – проводился сбор и фотографирование материала на литорали и по территории острова. Для наземной съемки использовался фотоаппарат Nikon D800 с макрообъективами, для подводной – тот же комплект в боксе Nauticam для Nikon D800 с двумя вспышками Inon D2000. В итоге, за две короткие экспедиции (всего, в сумме, полтора месяца работы), удалось собрать очень представительную выборку растений, грибов и беспозвоночных животных, обитающих на острове и в море вокруг него. И что самое ценное – сопроводить все собранные экземпляры их прижизненными фотографиями в природе. Это очень сильно поднимает значимость собранного материала.
Сразу по возвращении в Петропавловск-Камчатский начались поиски специалистов по разным группам животных и растений и рассылка им собранного материала, в том числе за границу. Не всегда сотрудничество оказывалось результативным, по многим группам определение и описание видов для атласа пришлось делать самим. Но большинство специалистов оперативно определили материал и участвовали в дальнейшей работе. Благодаря отзывчивости и эффективной и слаженной работе коллег удалось сделать эту, казалось бы, невероятную по срокам и объёму работу, включив в Атлас около 400 видов представителей флоры и фауны с фотографиями и описаниями, занявшими более 800 страниц.
Издав, кроме этого, еще несколько научных работ, в том числе две статьи в высокорейтинговом зарубежном научном журнале с описанием фауны асцидий с пятью новыми видами с острова Матуа, мы успешно отчитались по гранту. Правда, сразу получить деньги на издание книги не удалось, но в 2020 году заявка на издание атласа была поддержана Русским географическим обществом. Теперь мы смогли внести в атлас актуальные изменения и дополнения, т.к. за три года бурного развития молекулярно-генетической филогенетики в систематике многих групп живых организмов произошли серьёзные изменения. Также было описано еще несколько новых видов из собранной на острове Матуа за две экспедиции коллекции. Кроме того, в самом атласе были описаны четыре новых вида и один новый род гидробионтов, получивших имена в честь участников экспедиции, наиболее активно помогавших в работе и обеспечивавших водолазные погружения.
Схемы биогеографического районирования Курильских островов имеют сложную биогеографическую структуру, характеризуясь наличием нескольких небольших биогеографических выделов, и граница между Среднекурильским и Северокурильским выделами еще слабо обоснована. Проведенные на острове Матуа новые исследования позволят более обоснованно судить о биогеографической обособленности средних Курильских островов.
Результаты предварительной обработки этих сборов специалистами показали высокий процент эндемизма и большое количество новых видов гидробионтов в акватории острова Матуа. В ходе работы с материалом, собранным на острове Матуа и в ходе работы над атласом было найдено большое количество (более 30) новых (или потенциально новых) для науки видов, пока не имеющих названий. Часть из них (несколько видов асцидий и голожаберных моллюсков) была описана специалистами по соответствующим группам в научных статьях в течение 2017–2020 годов, эти виды с их научными названиями приведены в настоящем атласе. Однако значительная часть выявленных новых видов пока еще остается не названной, по большей части это связано либо со спецификой конкретной группы (например, описание актиний является очень трудоемким процессом и обычно растягивается на несколько лет), либо с неторопливым стилем работы специалистов по группе.
Обычно давать названия новым видам принято в научных журналах вместе с детальным описанием морфологии, то есть внешнего вида, внутреннего строения и других признаков, позволяющих определить данный вид. Тем не менее, в этом атласе мы сочли возможным и необходимым дать официальные научные названия нескольким новым видам. Новые названия даны здесь лишь тем видам, которые легко отличить от родственных видов и краткое описание которых в настоящем атласе не вызовет у будущих исследователей сложностей с их определением. Сделано это в первую очередь потому, что есть основания полагать, что в противном случае эти легко узнаваемые виды надолго, если не навсегда, могут остаться безымянными.
По некоторым группам животных, например по актиниям, голожаберным моллюскам, новых для науки видов оказалось очень много – до половины от всех найденных видов. По некоторым другим группам (например, асцидии, губки, альционарии) количество видов, ранее неизвестных со Средних Курил, оказалось равным или близким к 100%. В сборах водорослей было определено около 120 видов, большая часть из которых вошла в атлас; треть собранных водорослей оказались новыми для данного района и один вид впервые найден в дальневосточных морях России. Впервые для российских вод указаны два семейства морских организмов, семейство актиний Acricoactinidae и семейство гидроидов Similiclavidae, и значительное количество таксонов более низкого уровня.
Сравнительный анализ биот соседних регионов Северной Пацифики показал своеобразие островной гидробиологической фауны и сходство с другими островными северотихоокеанскими биотами – Командорских и Алеутских островов – от видового уровня до семейств, и отличие от материковой биоты – нет массовых для Камчатки и Приморья видов. Это можно объяснить чистотой воды, обедненной питательными веществами (мало планктона и органической взвеси), из-за удаленности от материковых стоков.
Виды мхов и печёночников, грибов и лишайников, а также бабочек впервые приводятся для острова Матуа, а большинство из них впервые указаны и для Средних Курил.
Особую ценность этим сборам придало то, что собранные экземпляры сопровождались прижизненной фотосъемкой в естественных условиях. Для многих видов морских беспозвоночных ранее не было известно, как они выглядят под водой при жизни. Это касается, например, таких больших групп морских беспозвоночных как губки, актинии или асцидии. В Интернете можно найти большое количество фотографий актиний, сделанных дайверами, часто весьма необычных и красивых, подавляющее большинство которых, за исключением самых известных видов, либо не определены, либо определены неправильно. В то же время в научной литературе описано столь же большое количество видов только по фиксированным музейным экземплярам, непрезентабельный внешний вид которых не имеет ничего общего с красотой живых организмов. Устранить такие пробелы в знаниях помогут издания, подобные данному атласу.
Перед авторами не стояла задача составить полный каталог всей биоты острова – это можно будет сделать лишь при планомерном многолетнем изучении региона специалистами по разным группам растений и животных. Однако в атлас вошли многие группы и виды, которые в силу своей частой встречаемости, внешнего вида или по другим причинам с наибольшей долей вероятности привлекут к себе внимание как специалистов, зоологов и ботаников, занимающихся изучением дальневосточной морской и наземной фауны и флоры, так и любителей, интересующихся живой природой Курильских островов.
Посвящается атлас 175-летию Русского географического общества.