В Общем собрании Российской академии наук 23 июня в режиме онлайн
приняли участие более двух тысяч  членов, профессоров и гостей РАН

С докладом «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и важнейших достижениях российских ученых в 2019 году»  на собрании выступил президент РАН академик А.М. Сергеев. В нем он сформулировал 10 предложений по развитию научно-технического комплекса страны. С приветственным словом обратился к участникам министр науки и высшего образования В.А. Фальков

Решение о проведении общего собрания в режиме онлайн было принято на заседании президиума РАН в связи с введением в Российской Федерации ограничительных мер против распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Тем не менее, и министр РФ, и президент РАН пренебрегли наружными защитными средствами и выступали без масок, как бы демонстрируя свою открытость друг другу и всем, кто в тот момент присутствовал в малом зале Российской академии наук.

Слово министру академик Сергеев предоставил сразу после традиционной минуты молчания в память о коллегах, ушедших из жизни в последний год.

- Мы тесно сотрудничаем с Академией и решаем важные вопросы. Нам есть к чему стремиться. Определив наши отношения как партнерские, мы последовательно находим компромиссы по самым сложным вопросам и задачам.

Так «за здравие» начал министр и далее постарался удержать эту тональность до конца, акцентировав свое выступление на аспектах более сближающих РАН и Минобрнауки, нежели аспектах проблемных.

- Благодаря последовательной позиции президента РАН и президиума РАН, мы подготовили правила предоставления субсидий объемом до 100 миллионов рублей на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития, подчеркнул В.Н. Фальков.

- В 2020 году дополнительным условием станет обращение в Российскую академию наук по вопросам обновления приборной базы. Это принципиальное отличие от тех взаимодействий, которые существовали ранее …  В перспективе мы должны обсудить вопрос методологии оценки современного труда исследователей, лабораторий и научно-исследовательских центров и совместно разработать целостную методологию оценки труда ученых, убрать лишние параметры, чтобы наука стала развиваться еще стремительнее.

В заключение В.Н. Фальков еще раз поблагодарил «высокое собрание» за предоставленную возможность изложить свою позицию и тем завершил свое выступление, усилив напоследок его основной тезис:

- Министерство готово принимать совместные меры для успешного взаимодействия! Такие примеры у нас есть, и я даже знаю, что Александр Михайлович будет сегодня о них говорить.

- По ключевым вопросам развития науки и высшего образования мы с вами – единомышленники, - согласился с министром президент РАН и перешел к докладу, проект которого был заранее разослан всем членам Академии и запись которого можно теперь легко найти в Интернете.  В докладе А.М. Сергеев изложил, в числе прочего, 10 предложений Правительству России и ее Президенту, касающихся  срочной модернизации управления научно-технологическим комплексом нашей страны,  изменению в этой связи статуса и полномочий Российской академии наук.

Вот эти предложения.

1. Поручить Госсовету Российской Федерации, Совету Безопасности Российской Федерации совместно с РАН разработать и представить в 4 квартале т.г. на рассмотрение Президенту Российской Федерации проект «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу», в котором сформулировать целостную политику научно-технологического развития страны. При этом наука должна быть определена как ведущая производительная сила, а Российская академия наук - как высшая научная и экспертная организация Российской Федерации.

Особое внимание должно быть обращено на восстановление целостности научно-технологического и научно-образовательного пространства страны, системности организации фундаментальных научных исследований как единственного источника знаний для выработки важнейших стратегических решений развития страны, обеспечения её конкурентоспособности, полноправного вхождения в число стран глобальных-лидеров.

2. Определить «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу» в качестве базового документа для разработки и принятия федерального закона «О государственной научной и научно-технической политике»,

3. Принять закон о поправках к 253-ФЗ, в с соответствии с которым наделить РАН организационно-правовым статусом «Государственная академия» с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ, правом разрабатывать и вносить в Правительство РФ проекты законов и иных правовых актов, а также полномочиями надведомственного экспертного органа.

4. Разрешить РАН в организационно-правовом статусе «Государственная академия» выступать от имени Правительства РФ вместе с заинтересованными органами государственной власти и госкорпорациями выступать в качестве соучредителя научных организаций.

5. Законодательно определить следующие основные виды деятельности РАН: проведение научных исследований, координацию работ по восстановлению научного задела в области обороны и национальной безопасности, научное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования научно-технологического и социально-экономического развития.

6. В части совершенствования государственного управления развитием науки и технологий создать в структуре государственной исполнительной власти под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации надведомственный орган, отвечающий за реализацию единой государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы, обеспечивающий формирование и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации.

7. С целью улучшения контроля использования бюджетных средств, направляемых на развитие научно-технологического комплекса страны, внести изменения в Бюджетный кодекс, предусмотрев специальный раздел бюджетной классификации «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы».

8. Разработать механизмы стимулирования бизнеса к участию в развитии отечественных технологий, их внедрению в реальный сектор экономики и формированию новых рынков высокотехнологичной продукции на базе отечественных технологий и наукоемкой промышленности.

9. Определить долю российской наукоемкой продукции на глобальном рынке как главный показатель научно-технологического развития страны.

10. Пересмотреть подходы к оценке научных организаций, в том числе отказаться от библиометрических данных как главных показателей эффективности и результативности научной деятельности.

Простое сравнение этих предложений с задачами,  упомянутыми министром В.Н. Фальковым, дает представление о принципиальной разнице во взглядах сторон на роль Академии в развитии научно-технологического комплекса нашей страны.

Одобрит ли академическое сообщество доклад, а вместе с ним и предложения своего президента, будет ясно во вторник 30 июня, когда президиум РАН подведет итоги Общего собрания РАН.

В один день с Общим собранием РАН, а именно 23 июня 20202 года бюро президиума Дальневосточного отделения РАН провело во Владивостоке свое заседание, на котором был рассмотрен ряд важных вопросов.

Президиум ДВО РАН рекомендовал (некоторые из членов президиума приняли участие в голосовании дистанционно) на должность руководителя Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева  Дальневосточного отделения РАН кандидатуру доктора геолого-минералогических науку Р.Б  Шакирова и не рекомендовал на эту же должность кандидатуры В.Б. Лобанова, П.С. Петрова и А.Н. Чаркина.  

Бюро президиума ДВО РАН своим постановлением включило в состав Библиотечно-информационного совета ДВО РАН врио руководителя Дальневосточного территориального управления Министерства науки и высшего образования России А.В. Виланд.