Некоторые уроки современного многофакторного кризиса

 

Бакланов ПЯПожалуй, можно без преувеличения сказать, что пандемия коронавируса конца 2019-начала 2020 гг. потрясла весь мир. Она существенно затронула все сферы человеческого общества: не только наше здоровье, но и - экономику, социальную и даже экологическую сферы. Подобно цепной реакции кризисные явления перекинулись от роста численности заболевания населения на сбои функционирования сферы обслуживания, торговли, образования, туризма, транспорта, строительства и ряда других видов деятельности и отраслей во многих, в т. ч. крупных и развитых странах. Как следствие – сотни тысяч умерших, десятки тысяч остановленных предприятий, компании, миллионы людей, потерявших свои доходы и даже - работу. Уникальным явилось апрельское падение мировых цен на нефть - до отрицательных значений.

В конечном итоге аналитики пытаются оценить спад мировой экономики по итогам 2020 года, в т. ч. мирового ВВП от 5,5 до 10%. В тоже время предпринимаются попытки обобщить итоги сложнейшего, можно сказать - многофакторного мирового кризиса и выявить некоторые уроки на будущее.

Представляется, что, обобщал предварительно все совершенствования применительно к нашей стране - России -  таких уроков несколько:

Во-первых, необходимо создавать надежные резервы. Кроме государственных, которые имеются во многих странах мира, резервы необходимо формировать во всех компаниях, предприятиях, организациях – всех форм собственности. Прежде всего резервы – финансовые, для выплаты хотя бы минимальных зарплат в течении 2-3 месяцев всем работникам в случае чрезвычайных ситуаций. Такие резервы могут формироваться по согласованию с работниками компании и храниться на специальных депозитных счетах. Из них в особых случаях могут производиться выплаты отдельным работникам, попавшим в чрезвычайные ситуации. Все это может оговариваться в коллективных договорах, или специальных положениях, принятых коллективом. Специальные резервы, в т. ч. материальные, должны формироваться на уровне муниципальных образований и расходоваться при чрезвычайных обстоятельствах, в т. ч. возникших у отдельных жителей, например, при наводнениях, пожарах и т. п.

Во-вторых, необходимо развивать и совершенствовать стратегическое планирование. Прежде всего – на уровне отдельных предприятий, компаний, организаций. Необходимо прогнозировать и оценивать различные варианты функционирования и развития предприятий, компаний, в т. ч. и критические, например, при резком снижении спроса на основную продукцию и услуги, при прекращении поставок отдельных видов сырья и ресурсов и т. п. Для подобных условий должны быть разработаны запасные варианты и замещающие виды деятельности.  Стратегическое планирование необходимо развивать и для отдельных поселений и районов. Здесь также следует рассчитывать кризисные, критические варианты, в т. ч. при резком обострении проблем с транспортными, водными и энергетическими, продовольственными факторами, или – связанные с чрезвычайными ситуациями. Для преодоления подобных кризисных ситуации следует предусматривать формирование специальных резервов или переходов на другие источники поставок, ресурсов.

На уровне стран и регионов – прежде всего субъектов РФ также необходимо развивать стратегическое прогнозирование и региональное планирование, в т. ч. - рассчитывать варианты, связанные с теми или иными критическими ситуациями. Например, еще в январе уже было ясно, что мировой спрос на нефть и нефтепродукты будет значительно падать. Однако почти до мая продолжался рост объемов добычи нефти. По-видимому, если были бы своевременные прогнозные оценки и расчеты критических вариантов, то снижение добычи могло начаться уже в январе-феврале и мировые цены в середине апреля вряд ли упали бы до 0 и ниже.

В-третьих, необходимо существенно поднять роль государственного управления в развитии экономики в т. ч.  и в формировании государственных доходов, резервов и инвестиции. Для формирования достаточных доходов и резервов – теперь, это кажется, стало наиболее понятно – наконец-то, следует переходить к прогрессивной шкале налогообложения. При этом, минимальную зарплату следует законодательно установить на уровне 20 тыс. руб. и освободить ее от налогов. А далее ввести шкалу в 10,15, 20, 30 и 40% на величину доходов. Уверен, что через год в руках у государства появятся совершенно другие ресурсы, достаточные для восстановления резервов и на инвестиции.

Для компенсации федеральных резервов, потраченных на преодоление кризиса, связанного с нынешней пандемией, государство, могло бы вести обязательные взносы всех, в т. ч. крупных компаний по итогам 2020 года – в виде, например, 10-15% от их общей годовой прибыли. То есть, такие взносы должны сделать все компании, получившие прибыль в 2020 году.

Государству следует образовывать более значительный инвестиционный фонд. В него также, кроме соответствующей части из бюджета, следует привлекать до 10-15% от прибыли крупных компаний всех форм собственности. Эти взносы, конечно, необходимо освободить от налогов. В целом у государства должна быть более значительная часть финансовых ресурсов по сравнению с нынешними. Это позволило бы реализовывать крупные инвестиционные проекты, определенные в числе приоритетных в стратегическом планировании. Отдельные из таких проектов можно было бы реализовывать на условиях государственного частного партнерства в пропорциях 50 на 50%. Это значительно повышало бы привлекательность таких проектов и инвестиции.

При достаточной общей величине из общероссийских инвестиционных ресурсов можно было бы формировать и региональные фонды – для отдельных субъектов. Эти ресурсы должны направляться на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с региональными стратегическими планами. Разумеется, что определенный вклад в региональные инвестиционные фонды должны вносить сами регионы и работающие в них компании.

На этапе выхода из кризиса вполне правомерно вносить и другие важные корректировки в систему управления социально-экономическим развитием страны. Например, уже давно назрела необходимость осуществлять регистрацию предприятий, компаний только по месту их работы, функционирования. Это существенно оздоровит формирование финансовых ресурсов, делового климата, и сделает более устойчивыми перспективы развития регионов и территорий.

Хотелось бы обратить внимание и на следующее. Кризис еще раз показал «истинное лицо» отдельных стран и их политики – прежде всего – в стремлении оказания международной помощи и сотрудничества в борьбе общим «врагом» - коронавирусом. В этой связи необходимо принятие новых международных соглашений о более тесном сотрудничестве стран и в научных исследованиях в области здравоохранения, и в формировании реальных механизмов международного сотрудничества.

П. Я. Бакланов, академик РАН,
научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН