«Голубую экономику» – на службу людям
Мир лихорадит от опасного коронавируса, появившегося в Китае. Из-за эпидемии заторможены контакты с восточными зарубежными коллегами. Но Сергею Ивановичу МАСЛЕННИКОВУ – руководителю Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов ННЦМБ ДВО РАН, старшему научному сотруднику, кандидату биологических наук повезло – в декабре прошлого года он успел посетить Морской форум в городе Вэйхай, провинции Шаньдун.
Приглашение на участие в форуме Сергею Ивановичу пришло от доктора Ян Джамина, морского биолога, известного теоретика и практика марикультуры, инициатора научных связей с российскими коллегами из Института биологии моря ещё с начала 2000-х годов.
Морской форум проводился при поддержке Ассоциации муниципалитетов Северо-Восточной Азии Японии, КНДР и Республики Корея, Китая, Монголии.
Наш Восточно-экономический форум и морской форум в Северо-Восточном Китае немного похожи. Учёные делают доклады, освещающие основные проблемы, «задают тон» дискуссиям, проводятся выставки проектов. Цель форума – развитие территорий, имеющих прибрежную акваторию. В Китае значительная часть управленческих функций и, соответственно, ответственности за выполнение намеченного переданы из центра на места, муниципалитетам, в этом многие видят залог успешного экономического развития. Это и понятно: уменьшается число и высота административных барьеров, оперативнее принимаются решения, чиновники ясно понимают меру своей ответственности, которая, как правило, несравненно выше, чем у их российских коллег.
Вместе с С.И. Масленниковым на пленарном заседании форума выступили пять докладчиков.
– Мероприятие было проведено на высоком представительском уровне, – рассказывает Сергей Иванович, – его открывал вице-губернатор провинции Шаньдун, генеральный секретарь Ассоциации региональной администрации стран Северо-Восточной Азии, от представителей организаторов форума выступил мэр Вэйхая. По размеру территории высокотехнологичная провинция Шаньдун сравнительно невелика, но в ней сосредоточено около 20% всех научных кадров Китая, а по валовому национальному продукту и численности населения она сравнима с Россией. Понятно, что основные ресурсы – это люди, их возможность и умение управлять, разрабатывать и внедрять новые технологии, новые продукты, без этого территория просто не сможет развиваться, потому что на ней нет природных ископаемых.
Именно провинция Шаньдун является мировым центром аквакультуры, в ней производится значительная часть морепродуктов, выращиваемых в Китае, там же сосредоточены крупнейшие в мире мощности по переработке морской продукции. Понемногу крупный бизнес наращивает свою активность, инвестиции в Приморье, на Сахалине, в Хабаровском крае. Крупнейшие инвестиции, вложенные в производство морепродуктов в Приморском крае, пришли из провинции Шаньдун.
– Сергей Иванович, чему была посвящена повестка дня нынешнего форума?
– Форум был посвящён развитию «голубой экономики», то есть управлению ресурсами океана для обеспечения устойчивого экономического развития, предполагающего, в частности, сохранение экосистемы океана, рациональное использование рыбных ресурсов, борьбу с нелегальным рыболовством и браконьерством, укрепление сотрудничества в сфере рыболовства, развитие торговли, инвестиционной деятельности, портовой и прибрежной инфраструктуры для передвижения товаров и услуг. Помимо бизнес-проектов, речь шла об охраняемых территориях, среди которых не только национальные парки и заповедники, но, например, зоны, защищённые от строительства. Таким образом, стратегия развития, как путь к успеху, состоит из множества шагов, и каждый шаг должен быть осмысленным! Важно, чтобы это движение происходило постепенно, без разрушения сложившихся связей (в том числе – экономических), функционирующих моделей. Они должны быть трансформированы, а не разрушены.
– Понятно, что большие проекты требуют больших вливаний финансовых средств. Где их брать? У банков?
– Ссудный процент, страхование нередко делают такой ресурс неподъёмным, слишком дорогим. В этом случае на помощь бизнесу могут прийти крупные специализированные фонды с соучастием государства и территории. Без их участия многие морские, инфраструктурные проекты затянулись бы на очень долгое время или вообще не смогли осуществиться. У нас тоже есть, например, фонд развития Дальнего Востока, но в Китае фондов несравненно больше и доступ к их ресурсам гораздо проще.
Надо обязательно отметить, что на каждое рабочее место, созданное в таких морских проектах, создаются до 6-7 рабочих мест в смежных областях, именно на данной территории, обеспечивая ей стабильное развитие. Разумеется, не стоит забывать об огромной научной экспертной и аналитической работе и, кстати, руководстве со стороны КПК.
– А как мы смотримся в сравнении с ними?
– Сравнение с Россией систем принятия решений пока что оказывается не в нашу пользу. Посмотрите сами на примере закона о марикультуре. От момента принятия решения о разработке до его запуска прошло одиннадцать лет. В Дальневосточном отделении РАН понимают эти трудности, поддерживают подход, предполагающий комплексное управление прибрежной зоной, морское планирование, но воплотить его в жизнь силами учёных не получится. В Китае, напротив, я видел своими глазами как он реализован и работает.
– Например?
– Посмотрим на город Вэйхай. Это тихий, уютный город-парк, признанный ООН самым экологически чистым в Китае. Город расположен на Шаньдунском полуострове, окружён с трёх сторон водами Жёлтого моря. Помню его, когда число жителей составляло 300.000 человек, а сейчас в нём проживает два с половиной миллиона. Удобная для жизни и работы планировка города, современная архитектура, парковые зоны, ландшафтный дизайн. Развитая городская инфраструктура, перемещение людей происходит в комфортной среде, преимущественно пешком, потому что нет необходимости пересекать город из конца в конец. Всё это следствия грамотного планирования.
Важно, что люди не собираются останавливаться на достигнутом. Я наблюдал подписание меморандума по развитию голубой экономики между двумя десятками университетов. Интересно, что были представлены провинции, не имеющие выхода к морю, как Хэйлунцзян и Цзилинь, например. Они тоже хотят участвовать в технологических циклах развития приморских провинций, извлекая экономические преимущества из географического положения китайских «приморцев», в том числе, потребляя морскую продукцию. Морепродукты теперь доступны многим слоям населения. Мэр города Вэйхай недавно сказал, что на прибрежных акваториях города выращивается примерно 500.000 тон морепродуктов в год. Кстати, у Владивостока стартовые позиции были не хуже. Но в нашей системе управления территорией администрация города удалена от рычагов руководства морской экономикой. Вот вам городской транспорт – управляйте, пожалуйста!
– А какова ситуация в других странах региона?
– Интересно было наблюдать выступления участников из Республики Корея, Японии. Они, конечно, уступают китайцам как по темпам развития, так и по обороту, но демонстрируют как свои высокотехнологические товары и услуги, так и стремление «участвовать в процессе». А процесс того стоит: Вэйхай стремительно развивается: построены международный аэропорт, морской порт, скоростные железная дорога и автотрасса. Интересно, что во многом развитие города соответствует описанию, данному в 90-е годы в книге японского автора Ш. Тацуно «Стратегия – технополисы». Китайцы не просто познакомились с японской стратегией технологического развития, но реализовали её у себя, а сейчас японские префектуры стремятся сохранить потенциал роста за счёт участия в международном сотрудничестве с бурно развивающимся северо-восточным Китаем. Это развитие предполагает постоянное продвижение: нельзя останавливаться на достигнутом, а потому морские исследования, финансирование науки и образования также имеют ярко выраженную положительную динамику. И снова в сравнении с ними мы не выигрываем. Потому что любая перестройка у нас выливается в демонтаж, нередко полный, затем монтаж новой структуры, анализ ошибок, сравнение с прежней управленческой моделью и, зачастую, осознание того, что новое оказывается не лучше старого. Одним из последствий такой «прыжковой» модели становится отток населения, депопуляция прибрежных территорий.
– Получается, что у нас совсем плохо?
– Не совсем. В своём докладе я рассказал об электронном сервисе по выделению акватории под участки марикультуры. Онлайн-сервис помогает существенно сократить затраты времени на выделение акватории. Предприниматели самостоятельно выбирают рыбоводный участок на электронной карте и подают заявку на его приобретение через систему электронных аукционов.
За время работы электронного сервиса по предоставлению рыбоводных участков с сентября 2018 года было выделено 69 участков общей площадью 14,6 тысяч гектаров. С начала 2019 года инвесторы смогли получить 34 участка на площади 6,6 тысяч гектаров. Всего на Дальнем Востоке под разведение марикультуры выделено 312 участков общей площадью 81 тысяча гектаров.
– Коллегам это интересно?
– Да, по окончанию доклада у меня состоялась встреча с представителями правительства провинции Цзилинь. Они заинтересованы в сотрудничестве с нами и сожалеют, что его нынешний уровень не соответствует высоким потенциальным возможностям. Поездка в Хуньчунь для многих приморцев стала нынче заурядным даже не событием, а просто занятием. Ну а китайцам взаимодействие с соседями через МИД, расположенный в Москве, даёт осознание истинных размеров нашей огромной страны!
– Какие доклады вы хотели бы отметить?
– Меня заинтересовал проект, разрабатываемый южнокорейскими коллегами. Они занимаются промышленным выращиванием микроводорослей в биотехнологических процессорах, установленных в прибрежной зоне. По существу – это высокотехнологичное сельское хозяйство. В современном мире микроводорослевая биомасса успешно применяется в фармацевтической и косметической промышленностях, используется для производства пигментов, пищевых добавок, а также при выращивании рыбы, моллюсков и ракообразных, для очистки сточных вод. С увеличением масштабов производства микроводоросли можно будет использовать в качестве сырья для изготовления биотоплива.
Для такого высокотехнологичного и экологически чистого производства требуется «умная среда»: очень хорошее научно-технологическое сопровождение, подготовка высококвалифицированных кадров и т.д. Корейский полуостров находится на перекрёстке торговых, информационных, культурных и прочих коммуникаций между двух морей и самых крупных экономик Азии. Выгоды географического положения они стараются использовать как эффективный потенциал роста.
Изучение морской жизни, энергии моря, морская окружающая среда и её ресурсы, развитие сельского хозяйства и, собственно, морской культуры как истории, культуры обращения с морем, образование – все эти направления, по мнению наших соседей, должны находиться в гармонической взаимосвязи, генерируя спокойствие и потенциал развития. Этот подход значительно отличается от распространённого у нас, предполагающего наличие приоритетных и, соответственно, не приоритетных направлений. В результате один проект по факту подавляет все остальные, что мы прекрасно видим на примере угольных портов Приморья. Мнение населения практически никогда не учитываются, у крупного бизнеса глобальные цели, как будто речь идёт о запуске в космос. Такая тактика и стратегия не ведёт к успеху, не ведёт к устойчивости. Даже если удастся решить краткосрочные задачи, долгосрочные цели не будут достигнуты никогда.
Корейские коллеги активно внедряют цифровизацию управленческих процессов, повышая их визуализацию, увеличивая их эффективность, расширяют промышленное строительство, насыщая оборудованием аналитические лаборатории, обеспечивающие технологический мониторинг. Приборная база центра марикультуры микроводорослей даст фору любому нашему академическому институту, так что все отобранные материалы вы проанализируете на месте: нет нужды везти туда оборудование или оттуда отобранные образцы.
– Были ещё интересные встречи?
– После окончания конференции у меня было немного времени для посещения нашего старого партнёра – Института морских биологических ресурсов в городе Яньтай. Это центр притяжения высококлассных специалистов, лучше которых непросто найти на свободном рынке Китая.
В связи с ростом в Приморье объёмов выращивания трепанга, выросла потребность в кормах. Указанный институт как раз известен как их разработчик. Они готовы к сотрудничеству, в том числе к созданию специального завода по их технологиям на наших сырье и территории. Современный мир, пронизанный каналами информации, очень быстро синхронизирует процессы. Они надеются, что товарооборот будет наращиваться, а его формы станут более разнообразными.
– Например?
– Например, у нас отсутствует туристская инфраструктура в привычном для них понимании. Речь о слабой развитости индустрии перевозок, размещения, питания и т.д. Для них – это фактор, сдерживающий торговлю продуктами моря. Зачем возить трепанга через границы и моря, если можно организовать туристическую поездку и накормить соседей свежайшими продуктами высочайшего качества, только что поднятыми из морских глубин? Это выгодно и для местного производителя, поскольку реализация происходит прямо на месте добычи и рентабельность производственного процесса возрастает. Значит, производство будет представлять больший интерес для инвестора. Связность экономик увеличивается, что добавляет стабильности международным связям.
Разница политических подходов не важна, если цель едина – улучшение жизни населения вследствие ускорения роста экономики.
Беседовал Александр КУЛИКОВ
«Дальневосточный ученый», №4, 26 февраля 2020 г.