DSC 0050 14 Dolgih G.I22 ноября Григорию Ивановичу Долгих - академику РАН, заместителю председателя Дальневосточного отделения РАН, заведующему лабораторией физики геосфер Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева  ДВО РАН, известному специалисту в области физики океана и лазерной интерферометрии, разработки и создания сверхточных систем для исследования геосфер, исполнилось 65 лет.

 

Г.И. Долгих родился 22 ноября 1954 года в селе Лугохутор Анучинского района Приморского края.

В 1977 году — окончил физический факультет Дальневосточного государственного университета и после окончания ВУЗа работал учителем физики в школе № 12 Владивостока.

С 1978 года — сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВНЦ АН СССР, ныне ТОИ им. В.И. Ильичева ДВО РАН.

Начинал в лаборатории  квантовой океанологии под руководством замечательного ученого и наставника Уно Хермановича Копвиллема. В марте  1988 года в диссертационном  совете при ИФЗ АН СССР в Москве  защитил кандидатскую диссертацию «Исследование сейсмоакустических процессов в переходной зоне океан-материк лазерным деформографом  равноплечего типа».

В мае 1991 года Г.И. Долгих по совету директора института академика В.И. Ильичева организовал и возглавил лабораторию сейсмоакустики.

В 1999 году там же в Москве в диссертационном совете при  ОИФЗ РАН  защитил докторскую диссертацию  «Исследование волновых полей океана,  литосферы, их динамики и трансформации лазерно-интерференционными методами».

В 2003 году — избран членом-корреспондентом РАН.

С 2008 года — заведующий отделом ТОИ ДВО РАН. В том же году избран заместителем председателя Дальневосточного отделения Российской академии наук.

В 2014 году — по предложению директора ТОИ ДВО РАН академика В.А. Акуличева  занял пост заместителем директора института по научной работе.

В 2016 году — избран академиком РАН.

Г.И. Долгих ведет научные исследования в области изучения физики возникновения, развития и трансформации геосферных процессов системы «атмосфера-гидросфера-литосфера». Автор работ по экспериментальному исследованию закономерностей генерации, динамики морских волновых процессов инфразвукового диапазона и их трансформации в сейсмоакустические колебания земной коры на границе «гидросфера-литосфера».

Г.И. Долгих является создателем теоретических и экспериментальных основ применения лазерно-интерференционных методов для изучения океана. При его непосредственном участии были разработаны, изготовлены и внедрены в океанологические исследования лазерные деформографы горизонтального и вертикального типов, однокоординатного, двухкоординатного и разнесённого вариантов, лазерный нанобарограф, лазерный измеритель вариаций давления гидросферы, лазерный гидрофон и донный лазерный деформограф.

Г.И. Долгих - член редколлегии журнала «Подводные исследования и робототехника» (с 2005 года), организатор 11-ти Всероссийских симпозиумов «Физика геосфер».

Он автор около трехсот научных публикаций, в том числе 2-х монографий и 14-ти патентов.

Член Президиума Дальневосточного отделения Российской академии наук.

 

Академик РАН Григорий ДОЛГИХ:
Постараться объять необъятное!

– Мне повезло, – признался Григорий Иванович в одном из своих немногочисленных интервью,  – что моя работа соответствует одному из главных направлений  исследований ТОИ ДВО РАН. Это  развитие методов и средств дистанционного исследования океана, литосферы  и их взаимодействия. Занимаюсь закономерностями генерации,  динамикой морских волновых процессов  инфразвукового диапазона и их трансформацией в сейсмоакустические колебания земной коры на границе «гидросфера-литосфера», сейсмоакустической  с  применением лазерно-интерферометрических установок – лазерных деформографов. 

0cdd026218fa81e3bd3a1846eadfd3facd84694b

Направление это задал  еще Уно Херманович Копвиллем, и все эти годы мы создавали с помощью приборов теоретические и экспериментальные основы  применения лазерно-интерференционных методов для исследования геосфер.  Эти приборы производят высокоточную  регистрацию сигналов микродеформации Земной коры в полосе частот от 0 до 10 килогерц. Расположенные на побережье деформографы способны регистрировать отклики  различных океанических процессов, происходящих как в береговой зоне, так и на  удалении до сотен километров.

 Создание прецизионных лазерных деформографов двухкоординатного типа и  методических основ их применения в качестве детекторов гидроакустических источников звукового и инфразвукового  диапазона частот позволило разработать  ряд новых методов исследования волновых полей океана, создаваемых в гидросфере стационарными и движущимися источниками колебаний и волн. Кроме этих приборов, мы разрабатываем и внедряем в океанологические исследования лазерные деформографы горизонтального и вертикального типов, однокоординатного, двухкоординатного и разнесённого вариантов, лазерный нанобарограф, который измеряет вариации давления атмосферы, и лазерный измеритель вариаций давления гидросферы, лазерный гидрофон и донный лазерный деформограф. Эти технические средства позволяют проводить исследования физических процессов геосфер.

Эти приборы не резонансного инерционного типа и поэтому измеряют все медленные процессы, причём с очень большой точностью от размера атома, а в Америке размером с ядро атома. Это очень большая точность. И проведённые экспериментальные и теоретические работы по исследованию пространственно-временных характеристик поверхностных и внутренних морских волн, их взаимосвязи с общим сейсмоакустическим фоном позволили нам сделать выводы, что все процессы в геосферах связаны. Это даёт новое представление о физике взаимодействия волновых полей океана с литосферой. Поэтому сейчас наша задача узнать природу происхождения этих процессов, откуда они, как они трансформируются, как преобразуются, как связаны с подготовкой развития таких явлений, как землетрясения, цунами.

К сожалению, наука пока не умеет предсказывать землетрясения. Но вовремя известить население о приближении цунами возможно. Цунами сопровождаются вертикальной подвижкой дна, и деформографы в отличие от сейсмографов регистрируют такие смещения. Мы зарегистрировали первые такие смещения и опубликовали свои данные. Это важно, потому что эти смещения по земной коре распространяются со скоростью в 10 раз быстрее, чем по воде вол на цунами. Поэтому, когда на деформографе вы видите ступеньку – образование цунами – можете сообщить в службу предупреждения цунами или в МЧС о приближении цунами. Если дальше развивать, можно определить и мощность по этому смещению, рассчитать высоту волны и т.д.

Разрабатываемая нами методика связана и с солнечноземной физикой, потому что на Солнце происходят такие же колебания, как и в Земле. И вообще у данных методик широкие возможности. В США, на пример, четырёхкилометровый деформограф (у него два плеча по четыре километра), на создание которого ушло 500 миллионов долларов, предназначен для того, чтобы регистрировать гравитационные волны внеземного происхождения. В Японии на деформографе проходят исследования, связанные с колебаниями внутреннего ядра земли.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы разделить процессы инфразвуковой области: где они произошли, как они распространяются, трансформируются, какая энергия вкладывается в другие процессы. Здесь много непознанного. Если вы возьмёте те же землетрясения, то среднесрочные прогнозы делаются очень редко, а краткосрочные были предсказаны всего два раза в мире. Почему? Потому что я считаю не та модель землетрясений, и, во-вторых, всё строится на предвестниках, которые могут быть стечением обстоятельств.

DSC 0144 1.Долгих Г.И

Пока ещё 99 процентов аппаратуры не могут измерить те процессы, которые происходят в очаге землетрясения. В мире ещё очень много неисследованного. Вот если взять мощный шторм, то его энергия сравнима с энергией приличного землетрясения. Она уходит, значит, накачивается земная кора – эти процессы тоже не исследованы. А куда уходит энергия от ветровых волн? Когда переходит она в эту земную кору и куда движется дальше? Она накапливается, или нет? Как она влияет на землетрясения? Она вносит свой вклад в энергию землетрясения или нет? Здесь много вопросов, больше чем ответов.

Или возьмём человека. Мы знаем, что резонансная частота сердца 67 герц. Меряем на мысе Шульца бетонные сооружения, они тоже резонируют около 78 герц. И если колебания от окружающих предметов будут выше, самочувствие может ухудшиться, вплоть до инфаркта-инсульта. Таким образом, зная влияние инфразвука на жизнедеятельность человека, можно сохранить его здоровье.

Эксперименты говорят, что всё в природе взаимосвязано, а человек – часть природы. Я думаю, что мы ещё очень далеки от истины и практически мало что познали в мире. Если взять физику, процентов 80 в мире неизученного, и хотя у человека короткий век, но мы знания передаём от поколения к поколению и надо стараться накапливать их как можно больше. Как это сделать?

Надо беречь время. Я не смотрю телевизор, не трачу время по пустякам, много читаю научной специализированной литературы, словом, провожу время с пользой. Может, сказывается закалка с детства, когда помогал маме по хозяйству, работал с 10-го класса. Надо успеть многое сделать, как наставлял Уно Херманович. И постараться объять необъятное!

Из интервью корреспонденту газеты
«Дальневосточный ученый»
Людмиле ЮРЧУК
3 декабря 2014 г.

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН