8 ноября в средней общеобразовательной школе Владивостока № 28 прошел День науки,
активными соорганизаторами и участниками которого выступили институты ДВО РАН
Благодаря активной организаторской работе администрации школы, или, как она теперь называется, «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 28 с углубленным изучением иностранных языков г. Владивостока» к участию в Дне науки удалось привлечь все возрастные категории учащихся.
Ученики 1-5-х классов участвовали в мастер-классе «Осенняя закладка», который провели для них сотрудники Ботанического сада-института ДВО РАН к.б.н. Валентина Андреевна Калинкина и Надежда Витальевна Киршова. С их помощью ребята не только вспомнили признаки осени, но и узнали, что такое настоящий гербарий, как его собирать и для чего он нужен сотрудникам научных учреждений. Используя яркие листья кленов, гинкго, зеленые вайи папоротников, ребята словно художники-флористы выкладывали свои композиции. У кого-то получилась книжная закладка, а у кого-то открытка.
Школьникам 7-х и 9-х классов ведущий научный сотрудник ТОИ ДВО РАН к.ф.-м.н. Владимир Иванович Пономарёв рассказал об основах океанологии и экспедиции в Антарктиду.
Наиболее активное участие в мероприятии приняли сотрудники расположенного рядом со школой Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Археологи к.и.н. с.н.с. Елена Валериевна Сидоренко и м.н.с. Ирина Владимировна Белова рассказали ученикам 4-х,5-х и 10-х классов о своей профессии на примере археологических исследований в родном Приморье. Кто такие археологи, что они изучают, как ученые находят археологические памятники, как проходят археологические раскопки и так далее... В качестве наглядных предметов учащимся были предоставлены презентация и артефакты разных эпох, обнаруженные при раскопках на территории Приморского края (глиняные сосуды, каменные и металлические изделия). Занятия проходили в диалоговой форме, ребятам предлагалось угадать назначение того или иного предмета.
Старший научный сотрудник отдела этнографии к.и.н. Галина Сергеевна Поповкина провела с учениками 4-5-х классов уроки «медленного чтения». Ребята не просто читали рассказы В.К. Арсеньева, но, разбирая и обсуждая прочитанные отрывки, слушали аудиозаписи голоса зверей и птиц, которых упоминал известный писатель и этнограф, смотрели видео, знакомились с географией Приморского края…
Сотрудники кафедры философии ДВО РАН обогатили свой опыт научно-просветительской работыв процессе занятий с разными возрастными категориями учеников. Доцент кафедры к.филос.н. Максим Евгеньевич Буланенко рассказал ученикам 8-х классов об основах современной логики. Ребята познакомились с различными формами аргументации и на практических примерах попробовали свои силы в анализе высказываний. Зав. кафедрой к.филос.н. Андрей Владимирович Поповкин провел с учениками 11-х классов лекцию-беседу«Зачем заниматься наукой?», в которой познакомил молодежь с ценностной стороной научной работы, представив ее как увлекательный поиск истины и дав понять, что жажда открытий коренится в самой природе человека. В качестве своеобразного педагогического эксперимента были проведены и уроки для учеников 2-х классов, где «малыши» узнали, что такое философия, как и когда зарождается наука, порассуждали, чем мышление человека отличается от мыслительного процесса у животных, а также попробовали свои силы в философском размышлении о нравственных нормах.
Особенно повезло ученикам 7-б класса, которые совершили обширную ознакомительную экскурсию по Институту. Под руководством к.и.н. Светланы Геннадьевны Коваленко и при активном участии других сотрудников они осмотрели экспозицию археологического музея, побывали в редакции научного журнала «Россия и АТР», познакомились с работой отделов этнографии и истории Дальнего Востока, научной библиотеки, молодежной лаборатории.
По окончании мероприятий Дня науки администрация школы № 28 выразила благодарность научным сотрудникам за проделанную работу. Остается надеяться, что подобные «научные десанты» ДВО РАН и в дальнейшем будут способствовать как популяризации научных знаний среди школьников, так и росту авторитета и престижа науки обществе.