«Семейное обучение и научное просвещение: возможности, ресурсы и перспективы сотрудничества»

В субботу 28 сентября в Доме ученых ДВО РАН прошел второй родительский форум, посвященный проблемам образования – «Семейное обучение и научное просвещение: возможности, ресурсы и перспективы сотрудничества». В связи с небольшим количеством участников для проведения форума был выбран формат круглого стола. 

 Основными спикерами выступили: Андрей Владимирович Поповкин, кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии ДВО РАН, Анна Валерьевна Добржанская кандидат биологических наук, руководитель Лаборатории педагогического дизайна «МИР», Максим Алексеевич Наровецкий, директор Школы вовлеченного обучения «Искра», Юлия Валерьевна Евтина, директор владивостокского сообщества семейного обучения «Классические беседы».

Собравшихся приветствовала директор Дома ученых Юлия Львовна Брехман. Во вступительном слове А.В. Поповкин обозначил круг предлагаемых к обсуждению проблем и вопросов. Все собравшиеся согласились с тем, что система общего образования в Приморском крае переживает кризис. Дать ответ на вопрос о том, является ли семейное обучение хорошим вариантом разрешения этого кризиса попыталась Ю.В. Евтина. Она подробно изложила мировоззренческие основания стратегии семейного обучения, принятого в сообществе «Классические беседы», дала общее описание структуры и методик, по которым работают родители и инструкторы.

В последующей выступлением Ю.В. Евтиной дискуссии обсуждался целый ряд вопросов. В первую очередь, поднятая А.В. Добржанской проблема оценки успешности обучения детей на семейном обучении самими родителями. Из ответов Ю.В. Евтиной у собравшихся сложилось впечатление, что фактически основным критерием выступает удовлетворенность родителей демонстрируемыми ребенком результатами. С таким подходом не согласилось большинство присутствующих экспертов. В качестве альтернативы А.В. Добржанской была предложена стратегия отношений родителей со школой, позволяющая сформировать более здоровые и психологически более комфортные для ребенка условия. Эксперт подчеркнула, что обучение в школе должно рассматриваться родителями как сфера ответственности самого ребенка, родители в этой деятельности — только помощники, а школьные оценки говорят об успешной деятельности ребенка, но ни в коем случае не характеризуют его самого как личность.

К сожалению, не получил удовлетворительного ответа и поставленный А.В. Поповкиным вопрос о педагогической квалификации родителей: осталось непонятным, почему родители, не имеющие профессиональных навыков в сфере обучения, рассчитывают дать образование более успешно, чем школьные учителя. Приведенные сторонниками семейного обучения примеры единичных успешных случаев, конечно, не могут рассматриваться как весомые аргументы. Напротив, выяснилось, что почти все находящиеся на семейном обучении дети вынуждены пользоваться услугами платных репетиторов. Выяснилось также, что родители, взявшие детей на семейное обучение, помимо чисто образовательных проблем испытывают сильное социальное давление.

Однако несмотря на выявленные недостатки, собравшиеся пришли к выводу, что семейное обучение имеет право на существование, особенно в условиях системного кризиса российской школы. Все участники круглого стола признали, что научное просвещение может и должно играть важную роль в семейном образовании. Однако потенциал этого сотрудничества еще не раскрыт. Ю.Л. Брехман пригласила членов сообщества семейного обучения «Классические беседы» быть гостями «Академического лектория», проводимого Домом ученых. Кроме того, все собравшиеся согласились с тем, что необходимо создать информационный центр, который  аккумулировал бы  информацию о научно-просветительской работе институтов ДВО РАН.

© Дальневосточное отделение Российской академии наук

Количество посещений

Информация о сайте ДВО РАН